Поурочная разработкаРеформация 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Цели урока: познакомить учащихся с сутью учения Жана Кальвина, развитием Реформации и решением Тридентский собора

Задачи:

1. Изучить определение Реформация, причины и и основные направления Реформации, ее последствия.

2. Учатся сравнивать, анализировать, работать с документом,, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы

3. Толерантно относится к мировым религиям религии

Оборудование:

Учебник, § 12. настенная карта, карточки с документами и вопросами, проектор, ПК, видеофильм.







Учащимся было дано опережающие задание:

1. Вспомнить и ли просмотреть материал об устройстве католической церкви, католических орденах, борьбе с ересями;

2. 2 учащимся дано задание подготовить сообщение о Жане Кальвине.

Организационный момент: приветствие учащихся и запись отсутствующих в журнал

Актуализация ранее изученного: вопросы по материалу об устройстве католической церкви, орденах.

Изучение нового материала:

учащимся сообщается тема урока и его целеполагание

План урока:

1. Ж. Кальвин и его учение.

2. Кальвинистская церковь.

3. Цели и методы контреформации.

В середине 16 века Реформация решительно и последовательно распространялась по всей Европе. Она охватила Англию, Францию. Данию, Норвегию, Нидерланды, Швейцарию. Одним из крупнейших центров Реформации была Швейцария, где основателем нового христианского течения стал Жан Кальвин., своими идеями и опытом нового церковного устройства оказавшего большое влияние на европейские страны.

Возникновение нового течения в протестантизме связано с именем Жана Кальвина на данном этапе делается доклад учащегося (приём персонификации), в свою очередь, у остальных учащихся на партах лежать размноженные отрывки из сочинения Кальвина, их содержание заключается в следующем:

«Бог предназначил к вечной жизни одних, к вечной смерти других. Кого Бог предназначил к жизни для вечного блаженства, он избрал до основания мира... и сделал то по неизменным основаниям, во исполнение своего таинственного решения и свободного хотения своей воли» (см .: Ревякин А.В, Черных А.П. Новая история. 1500-1800. Учеб. Для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2001. С. 92)

Обсуждение, которого происходит после презентации сообщения о Кальвине

Учащимся задаются вопросы такого характера:

1. Охарактеризуйте содержание теории божественного предопределения

2. Какое значение она имела для предприимчивых людей Нового времени?

Приём аналитического описания в сочетании со сравнительной таблтицей об устройстве кальвинисткой церкви и политических взглядах Кальвина:

В целях систематизации знаний о протестанских учениях учитель чертит на доске таблицу и просит занести ее в тетрадь.

Сравнительная таблица учений кальвинизма и лютеранства.

Линия сравнения

Лютеранство

Кальвинизм

Основная идея учения

Идея об оправдании верой и милостью божьей будет оправдан лишь искренне верующий, внешние проявленияб благочестия не имеют никакого значениядля спасения души. Искренная вера проверяется благонравным поведением, добросовестным исполнением моральных норм, предписываемых вероучением

Теория божественного предопределения. Лишь немногих людей Бог преопределил к вечному спасению, как все остальные осуждены на гибель Изменить приговор человек не может никакими благами, он может лишь надеяться, что верно исполняет свое признание и преопределен к спасению Бог даёт человеку знак , позволяющий понять, избран ли он. Это успех в делах Таким образом. Одной искренней веры в Бога недостаточн каждый человек должен терпеливо и безропотно работать всю жизнь, но не ради наживы, а для потверждения что он избран Богом.

Устройство церкви

Не должно быть никаких посредников между простыми верующими и Богом, церковь должна лишь наставлять людей в религиозной жизни. Особое сословие в духовенства упраздняется, священник -это должность, на которую может быть избран каждый верующий. Место духовенства в обществе должны занять проповедники (пасторы), отличающиеся от простых верующих в главным образом тем, что лучше образованы и осведомлены, в ворпосах веры Поэтому они способны сказать им духовную и нравственную поддержку. Церковь как религиозная организация сохранятеся, но теряет свой вселенский характер. Она переходит в введение светских монархов.

Церковная община не подчиняется городским светским властям и пользуется правом самоуправления. Она избирает и контролирует своих руководителей -проповедников и пресвитеров (старейшин). Собрание пресвитеров и пасторов (консистория) является высшим органом , руководившим как духовными , так и мирскими делами общины. Не существует возведенных в сан священников , вместо них есть поповедники -пасторы, которых избирают из числа наиболее грамотных прихожан, знающих Священное писание. Пасторы получают образование в Женевской Академиии. Для решения сложных теоритических вопросов, касавшихся веры созывались собрания пасторов -когрегации.

Отношение к светской власти

Светская власть главенствует над церквью. Долг каждого человека-подчинение законам государства, которое обязано обеспечить порядок , соотвествующий нормам христианской морали

Власть имеет божественное происхождение , но у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает истинно верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, но община имеет право ему сопротивляться-вплоть до открытого неповиновения и свержения тирана.

Отношение к труду

Осуждает праздность и считает труд одной из высшх моральных ценностей. «Человек рожден для труда , как птица для полета». Трудом считается не только тяжелая физическая работа , но и другие виды деятельности, доставляющие человеку средства к существованию и приносящие пользу обществу. Оправдывает богатство, полученное благодаря любому законному виду деятельности. Богатство -дар Бога, решившего испытать человека на твёрдостьего нравственных устоев.

Успех или неудача во всех жизненных начинаниях является намеком, свыше на то, суждено ли человеку спасение или гибель. Успех не приходит сам собой , требует больших усилий, поэтому человек в надежде получить от Бога благоприятный знак должен изо всех сил стараться добиться успеха. Труд это долг человека, поэтому Кальвин выступал за сокращение праздников. Лень является величайшим пороком. Если человеком владеет богатством, то он должен его приумножать, обращаясь с ним бережно и расчётливо, а не транжирить.

Образ жизни

Ольшое значение придается благонравному поведению людей. Это считается показателем искренности веры, подлинного раскаяния в грехах, истинности любви к Богу. Жестких постанвлений относительно образа жизни нет.

Непримиримость вплоть до изгнания из города и казни (1553 - гибель Мигеля Сервета)

Отношение к Библии

В делах веры признаёт авторитет только Священного Писания

Церковные обряды

Отказ от пышного богослужения на латыни, удалены, все украшения, символы, церемонии, осуждение паломничества, почитания икон, святых мощей, сохранены два таинства (крещение и причастие)

Вопросы и задания для учащихся:

1. В чем Кальвин пошел дальше Лютера?

2. Интересам каких социальных групп отвечало кальвинисткое учение

3. Какое из этих учений создало «этику капитализма»

А теперь давайте взглянем на карту, Вы видете, что последователи Кальвина появились в Англии, Шотландии (пуритане), Франции (гугеноты), Нидерландах, Северной Америке - отработка навыков работы с исторической картой

Сейчас переходим к изучению следующего вопроса нашего плана и посмотрим небольшой отрывок документального фильма , после, которого, Вы самостоятельно сформируете определение такого явления, как Контреформация - приём объяснения.

Борьба пап со сторониками обновления церкви, цель которой было искоренить протестанские воззрения, во многом ее сторонниками были римские папы- Павла 3 и Павла 4.

Контрреформацию можно разделить два направления: (использование аналитическогоописания в сочетании со схемой 2-х направлений )

1. Обновление самой католической церкви посредством умеренных внутренних реформ с целью вернуть доверие верующих:

2. Решительное подавление протестантизма.

Из двух течений возобладало второе, методы римских пап в борьбе с ее противниками будете изучать самостоятельно: каждой группе получает документ и вопросы к нему, на заранее подготовленных листах.

После внимательного изучения документов и совместного обсуждения, представители от группы представляют свои ответы классу, характеризуя методы Конттреформации - приём работы с документами, отработка навыков анализа, выделение главного из документов.

Группа 1 изучает традиционный метод борьбы церкви с инакомыслящими- отлучение от церкви.

Павел 3. Булла...

«Генрих. Король Англии правление папы Льва 10, нашего предшественника, выступал против заблуждний различных еретиков, осужденных не раз в прошлые веремена апостольским престолом и оживших в наш век благодаря сыну предательства Мартину Лютеру...» Ныне этот Генрих уклонился от истинной веры и апостольского пути...идя все к худшему, он непостыдился издать законы и постановления, которыми принуждал своих подданых под страхом смерти держаться еретических и раскольничьих правил, в частности о том, что будто римский первосвященник не есть глава церкви является сам коороль...» ( См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2. \ Сост.: В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1998. С. 186-187. )

Вопросы и задания для учащихся

1. Какие методы борьбы с еретиками, возникшие в 13 веке, церковь стала активно использовать в период Контрреформации?

2. Чем грозило человеку подобное наказание?

3. Против какого конкретного лица была направлена булла папы Павла 3, изданная в 1535 г.? В чём заключалась его вина?

4. Чем обосновывает церковь свое наказание?

5. Как Вы думаете, сохранил ли двойственность этот метод в середине 16 века в период складывания абсолютизма?

Группа 2 анализирует изданный в Аугсбурге 25 сентября 1550 г. указ императора Карла 5.

Карла 5. «Кровавый указ»

«Воспрещается печатать, писать, иметь, хранить продавать, покупать, раздавать в церквах, на улицах и других местах все печатные или рукописные сочинения Мартина Лютера, Жана Кальвина и других ерисиархов,лжеучителей и основателей еретических бесстыдных сект , порицаемых святой церквью... Воспрещается допускать в своем доме противозаконные сборища, а также присутсвовать и распространять, а также присуствовать на таких сходках , где вышеупомянутые еретики и сектанты тайно проповедуют свои учения , перекрещивают людей и составляют заговоры против церкви и общественного спокойствия. Воспрещаем тайно или явно проповедовать, защищать, повторять или распространять учения вышеупомянутых еретиков. В случае нарушения одного из таких пунктов виновные подвергаются наказанию как мятежники и нарушители общественного спокойствия и государственного порядка. Такие нарушители общественного спокойствия наказываются: мужчины-мечом, женщины-зарытием заживо в землю, если не будут у порствовать в сових заблуждениях; если же упорстсвуют, то предаются огню; собственность их в обоих случаях конфискуется в пользу казны... » ( См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2. \ Сост.: В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1998. С. 186-187. )

Вопросы и заданиядля для учащихся

1. Как Вы думаете, почему император Священной Римской империи Карл 5 стал проводником политики Контреформации? Какими соображениями можно объяснить это решение?

2. Какими методами предпочел бороться император с распространением протестантизма?

3. Почему указ получил в народе название «Кровавый»?

4. Докажите цитатами из текста, что никто в империи Карла 5 не мог чувствовать себя в безопасности от инквизиции

5. Охарактеризуйте общественную атмосферу, сложившуюся на территории подвластной Карлу 5.

6. Как Вы думаете, почему указ активно поощряет доносы? Какую выгоду от этого рассчитывает получить монарх?

7. Подтвердите, что позиция императора, направленная против протестантов, была принципиальной и не дающией надежды на нисхождения.

Группа 3 изучает проблему активизации (по материалам учебника )

Вопросы и задания для учащихся

1. По каким социальным группам принадлежат осужденные инквизицией. Как Вы думате, каким способом инквизиция получила информацию об этих взглядах?

2. В чем заключались преступления этих людей?

3. Соотнесите характер проступка и характер наказания на него. Какой вывод из этого можно сделать?

4. Охарактеризуйте результаты деятельности инквизиции за период конца 15-16 века

5. Какая страна стала ударной силой Контреформации? Какие последствия будет иметь такая политика для страны.

Группа 4-5 занимаются характеристикой ордена иезуитов (по материалам учебника )

Устав ордена иезуитов

«Да будет известно всем членам нашего общества и да напишут они это неизгладимыми буквами не только на дверях своих обителей, но и в сердцах своих всю жизнь; все наше общество и, следовательно. Все и каждый, кто в него вступает, обязываются верой и правдой повиноваться нашему святому отцу и папе и всем преемникам его и только под этим условием имеют право трудиться для Бог»

( См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2. \ Сост.: В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1998. С. 190. )

Вопросы и задания для учащихся

1. С какой целью образован орден иезуитов? Кому он подчинялся?

2. Какие принципы лежали в основании Общества Иисуса? Чем орден иезуитов отличается от других монашеских орденов?

3. Обычно устав каждого ордена подробно описывает жизнь в монастыре. В уставе ордена иезуитов об этом ничего не сказано.Почему?

4. Как Вы думате, о чем говорит использование иезуитами военных терминов для характеристики своего ордена: например, глава ордена называется генерал? Опишите структуру ордена.

5. Какие методы к «достижению цели общества» практиковали иезуиты?

6.Охарактеризуйте моральный облик членов общества Иисуса.

Группа 5

Игнатий Лойола «Духовные упраженения»

«Затишье - опаснее и хуже всякой бури, и самый опасный враг -отсутствие врагов!

Работающие в винограднике господнем должны опираться на землю лишь одной ногой, другая должна быть уже приподнята для продолжения пути...»

В 2 ч. Ч.2./ Сост. В. Е. Степанова, А.Я..Шевеленко. М.,1988. С.190-192)

Вопросы и задания для учащихся

1. Иезуиты серьезно подходили к вопросу воспитания, их школы -коллегии были лучшими в Европе. Какие рекомендации дает генерал Общества Иисуса Игнатий Лойола для иезуитов?

2. Какой принцип стал краеугольным для каждого иезуита?

3. Что можно сказать о методах, к которым призывал Лойола ?

4. Как Вы думаете, справедливы ли обвинения иезуитов втом, что они действовали по принципу «Цель оправдывает средства»?

5. Опишите образ идеального иезуита.

Группы 6-7 изучают борьбу церкви со свободомыслием в науке.

Материал для учащихся (группа 6)

1. Декрет о запрещении книги Н.Коперника

«До сведения конгрегации дошло, что ложная, противная божественному писанию...доктрина о движении Земли и неподвижности Солнца, которую преподавал Николай Коперник в своей книге... распространяться и принимаются многими...Посему...конгрегация решила, что названные (сочинения) Николая Коперника...должны быть изъяты из обращения, пока не будут исправлены...»

( См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2. \ Сост.: В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1988. С. 260. )

2. Паоло Сарпи о пребывании Галилео Галилея в Риме

«Я предвижу, что вопрос физики и астрономии сведен будет на почву богословия и что, к великому моему огорчению, Галилей вынужден будет отказаться от своего мнения во избежании обвинения в ереси и отлучения от церкви. Нет сомнения, придёт время когда люди науки, более просвещенные , будут оплакивать несчастную судьбу Галилея и несправедливость, учиненную против великого человека...»

3. Из донесения тосканского посланника Гвиччардини своему герцогу

«Вчера была собрана конгрегация, чтобы объявить мнение Галиллея ложным и еретическим. Коперник и многие другие авторы, о том, чтобы хотеть и мыслит. Но он слишком горячится, безмерно страстен и слишком мало имеет благоразумия, чтобы побороть себя...» (См.: Там же. С. 263-264)

4. Акт отречения Галилея

«Я, Галилео Галилей, сын Виченно Галилея, флоринтиец, на семидесятом году моей жизнимоей жизни , лично предстоя перед судом, преклонив колени перед вами (кардиналами и инквизиторами), клянусь что всегда веровал,теперь верую и, при божьей помощи, впредь буду верить во все, чо содержит , что проповедует и чему учит святая католическая церковь. Но так как от сего святого судилиша мне было уже давно сделано законное внушение , дабы я отказался ложного мнения, полагающего, что Солнце в центре Вселенной и неподвижным, дабы не защищал этого мнения, не учил ему, а я сочинял и напечатал книгу, в которой излагаю осужденное учение и привожу в его пользу сильные доводы...то вследствие этого меня сильно подозревают в ереси, то есть что я думаю и верю, что Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется... »

Желая изгнать из ваших мыслей это подозрение... от чистого сердца и непритворной верой отрекаюсь, проклинаю , объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, несогласные с церковью.

Июнь 22 дня 1633 года в монастыре Минервы.

Я Галилео Галилей отрекся от вышесказанного собственноручной подписью. (См. Там же. С. 265.)

Вопросы и задания для учащихся:

1. Какие методы пприменяла церковь в борьбе со свободомыслием в науке?

2. Какой выбор предоставляла церковь учёным, опередившим своё время?

3. Чем можно объяснить столь суровую политику католической церкви в отношении науки?

4. В чем вы видите трагизм судьбы Галилео Галилея, прочтя отречение и поднимаясь с колен, произнёс: И всё-таки она вертится! Известно, что он этих слов не говорил. Прокомментируйте происхождение этой легенды.

Материал для учащихся (группа 7 )

1. Приговор кардиналов над Галилеем

«Рассмотрев и зрело обсудив все стороны твоего дела и приняв во внимание твои показания и извинения...мы пришли к заключению: присуждаем и объявляем тебя в ереси... по этой причине ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, установленным в этих случаях священными канонами...Освободиться от них ты сможешь лишь лишь в том случае, если от чистого сердца и непритворной верой отречешься и проклянешь все заблуждения и ереси и в таких выражениях , какие тебе будут указаны... Но дабы столь тяжкий грех твой и ослушание не остались без всякой мзды и послужили бы предостережением для других, мы решеили запретить книгу «Диалог Галилея», а тебя самого заключить в тюрьму судилиша на неопределенное время , и для твоего спасительного покаяния предписываем , чтобы в течении трех лет один раз в неделю ты прочитал семь покаянных псалмов»

( См.: История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2. \ Сост.: В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1988. С. 260-265. )

2. Линдсей Д. Адам нового мира

«Двадцатого января 1600 состоялось новое заседание под председательством папы . Было доложено, что Бруно упорствует в своем решении ни отчего не отрекаться, что он отрицает распространение ереси, заявляя, будто слуги инквизиции не способны его понять. Послание его к папе было предъявлено и распечатано, но вслух его не читали. Суд сразу постановил «принять дальнейшие меры и передать монаха Джордано Бруно светской власти для выполнения приговора»»

(См.: Линдсей Д. Адам нового времени.Л.,1940. С. 365-366)

Вопросы и задания для учащихся:

1. В чем, по мнению инквизиции, состояла вина больного 68-го Галилея?

2. Чем были опасны для церкви взгляды Галилея ?

3. На каких основаниях учение Галилея было признано ложным?

4. Какие методы использовала церковь в борьбе с учёными?

5. Какая судьба ждала Джордано Бруно, не отрекшегося от своих взглядов?

В контреформации явно возобладала тенденция на откровенную борьбу с еретиками. Внутренние реформы проводились католические теологи переводили Библию на национальные языки , некооторые были готовы даже отказаться от утверждения о непогрешимости пап.)

Католическая церковь долго колебалась в вопросе о необходимости внутренних рефор, об обсуждении разногласий и с протестантами. Решить эти вопросы должен должен был Трединтский собор (1545-1563), созванной папой Павлом 3- приём образного повествования

учителя для активизации познавательной деятельности учащимся предлагается начертить таблицу из 2 колонок, где должно быть зафиксировано, что Собор сохранил и что реформировал, по середине тетрадного листа пишут название - приём конспективного описания в сочетании с таблицой :



«Тридентский собор»

Сохранил

Реформировал

1. Церковная иерархия и власть папы

1. Приняты решения о реформе управления и нравов церкви

2. Священное предание должно почитаться наравне с Священным Писанием

2. Отменена торговля индульгенциями

3.За церковью сохранялось исключительное право толковать Священное Писание

3. В каждом епископстве создавалась семинария (институт) для обучения священников

4. В неприкосновенности сохранены обряды католической церкви , осуждены лишь некоторые суеверия

4. Принят декрет о святости брака

5. Сохранилось использование латинского языка во время богослужения и совершения обрядов


6. Сохранился обет безбрачия, даваемый духовенством


7. Осуждены принципы предопределения и оправдания верой, все сторонники реформы церкви объявлены еретиками и поставлены вне закона


Вопросы и задания для учащихся:

1. Можно ли назвать реформы Триденсткого собора коренными?

2. Как изменилось положение папы после Триденсткого собора

3. Помог ли Тридентский Собор церкви укрепить ее положение

4. Смоделируйте возможный путь развития отношений между католицизмом и протестантизмом в начале следующего , 17 веке.


Рефлексия: прикрепить на доску лист ватмана, на нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома...

Вместо дерева на ватмане может быть изображён дом. Учащиеся выкладывают прямоугольные листочки- символические кирпичи, на них они могут написать свои мысли об уроке...

Таким образом, можно раскрыть слабые и сильные моменты методической стороны урока, узнать эмоциональное состояние детей .

Подведение итогов урока:

Получается, в 16 веке мир взорвался в религиозном мятеже, подготовленном стремительным взлетом духовной культуры, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Эпоха Реформации-это эпоха кризиса католической церкви.

Реформация оставила в в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.

Вызвала массовые массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков.

В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств.

Домашнее задание: написать рассказ на тему:«Сообщение тайного шпиона -иезуита своему генералу о порядках, царивших в Женеве»



© 2010-2022