Рабочая программа История Древнего Мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Румянцевская средняя общеобразовательная школа

Истринского муниципального района





«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УР Директор школы

______________/Руденко Н.П./ _____________/Зайцева О.А./

«______»_______________201_г. «_____»________________201_ г.



Рабочая программа

по истории.

5 класс








Составил: учитель истории

Антонов В.В.











  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования и авторской программы под редакцией А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира»,- М.: «Просвещение», 2006. Программа ориентирована на учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: 5 класс. - М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че­ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви­лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про­шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз­витии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и осо­бенном при характеристике древних обществ, а также представле­ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра­дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо­долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цели:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор­мы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо­тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо­ральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж­дый из народов древности оставил позитивный след в истории че­ловечества.

  • формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Задачи курса:

Формирование исторического мышления:

  • дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

  • чем отличается Древний мир от мира современного.


  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;


  1. Учебно-тематический план


темы

Тема

Количество часов


Введение

1

Жизнь первобытных людей

7

Древний Восток

20

1

Древний Египет

8

2

Западная Азия в древности

7

3

Древняя Индия и Китай

4

Древняя Греция

21

Древний Рим

18


Итоговое повторение:

Вклад народов древности в мировую культуру

1


Итого

68


  1. Содержание учебного предмета

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.

Первобытное общество

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

5. Формы проведения аттестации учащихся

Тесты, письменные проверочные работы, исторические сочинения, повторительно-обобщающие уроки. Итоговая аттестация в форме повторительно-обобщающего урока с использованием тестирования.


  1. Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

тема раздела

кол-во час

дата проведения

1

Инструктаж по ТБ в кабинете на уроке. Что изучает история древнего мира?

Раздел I. Жизнь первобытных людей

7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

2

Древнейшие люди

3

Родовые общины

4

Возникновение религиозных верований. Искусство

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3

5

Возникновение земледелия и скотоводства

6

Появление неравенства и знати

7

Счет лет в истории

8

Повторительно-обобщающий урок: Значение первобытной эпохи в истории человечества

1

Раздел II. Древний Восток

20

Тема 1. Древний Египет

8

9

Государство на берегах Нила

10

Земледельцы и ремесленники в Египте

11-12

Вельможи и фараоны

2

13

Религия древних египтян

14-15

Культура Древнего Египта

2

16

Повторительно - обобщающий урок: Достижения древних египтян

1

Тема 2. Западная Азия в древности

7

17-18

Древнее Двуречье

2

19

Древняя Финикия

20-21

Евреи в древности (древние евреи)

2

22

Ассирия в древности

23

Персидская держава в древности

Тема 3. Индия и Китай в древности

4

24-25

Индия в древности

2

26-27

Древний Китай

2

28

Повторение: Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру

1

Раздел III. Древняя Греция

21

Тема 1. Древнейшая Греция

5

29

Природа и население Древней Греции

30

Древнейшие города: Микены

31-32

Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

2

33

Религия древних греков

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34

Земледельцы Аттики

35-36

Полисы Греции: Афины, Спарта

2

37

Греческие колонии

38

Олимпийские игры

39-40

Греко-персидские войны

2

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

41

Возвышение Афин в 5 в. до н. э. Порт Пирей

42

Афины

43-44

Культура Древней Греции

2

45

Афинская демократия. Перикл

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

46-47

Александр Македонский и его держава

2

48

Александрия Египетская

49

Повторительно-обобщающий урок:

Вклад древних греков в развитие мировой цивилизации

1

Раздел IV. Древний Рим

18

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

50

Географическое положение Италии

51-52

Римская республика

2

Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

53

Война Рима с Карфагеном

54

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

55

Рабство в Древнем Риме

Тема 3. Гражданские войны в Риме

4

56

Земельный закон братьев Гракхов.

57

Восстание Спартака

58

Правление Цезаря

59

Установление римской империи

60

Соседи Римской империи.

61

Правление Нерона

62

Возникновение христианства

63

Расцвет Римской империи

64

Рим - столица империи

65

Римская империя при Константине

66

Падение Западной Римской империи

67

Повторение: особенности цивилизации Греции и Рима.

1

68

Итоговое повторение: Вклад народов древности в мировую культуру.

1

7. Список литературы

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2012.

  2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Годер Г.И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977

  5. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима - М.,1998

  6. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. - М.,2010.

  7. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира - М.,1994


  1. Оборудование (МТБ)

  1. Видеокассеты.

  2. Компьютер, м/м проектор, оверхед, слайдпроектор, телевизор, DVD, экран.

  3. Электронные учебники: Всеобщая история, 5 класс; Древний человек, Древний Египет.




© 2010-2022