Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Енабердинская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района РТ


на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол №__1__


от «__» _________2016г.





«Согласовано»


заместитель директора по УВР


_________ / Игнатьева Л.Е./


«__» ___________2016г.

«Утверждено»


Приказ № _______

От «___»_______2016г.

Директор

_________/Камашев Ю.И./


Рабочая программа


по истории в 5 классе

Тихоновой Ирины Александровны

на 2016-2017 учебный год


















Енабердино 2016г.




Пояснительная записка

к рабочей программе курса истории Древнего мира 5 класса


Рабочая программа по истории составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от «17» декабря 2010 г.

  • Примерной программы по истории основного общего образования.

  • Методическое письмо «Об изучении истории и обществознания в общеобразовательных организациях Республики Татарстан в 2013/2014 уч. год 15514/13 от 07.11.2013

  • История в 5 классе изучается на базовом уровне, и составлена на основе учебного плана МБОУ «Енабердинская СОШ» на 2016-2017 учебный год.

Цель обучения:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя, показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

Задачи обучения:

  • Формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

  • развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

  • формирование навыков пересказа материала учебника;

  • формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

  • развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане - основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее развития и ценности.

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

В школах при введении ФГОС ООО пропедевтический блок в курсе «История» не предусмотрен.

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа включает материал по истории Древнего мира (развитие человечества с первобытных времен до падения Западной Римской империи), рассчитана на 70 часов, при 2-х часах в неделю, из них на уроки контроля отводится 8 часов.




Требования к уровню подготовки обучающихся

Результаты обучения и усвоения содержания курса:

Личностные:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );

  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

понимание вклада древних народов в мировую культуру

К концу изучения курса Древнего мира в 5 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями:

Знать:

- знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- знать изученные виды исторических источников;

- временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации.

Уметь:

- уметь пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

- спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.







Календарно-тематический план для 5 класса по учебнику

«История Древнего Мира» под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера .

Всего 70 ч -2 ч в неделю.

1

Что изучает история

2

2

Первобытное общество

6

1

3

Древний Восток

21

3

4

Древняя Греция

21

2

5

Древний Рим

19

1

6

Итоговое повторение

1

1

Программа по истории Древнего мира.

Содержание учебного курса

История Древнего мира (2ч)

Что изучает история. Историческая хронология (счѐт лет «до н. э.» и «н. э.»).

Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические

науки.

Первобытность.(6 ч)

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни

и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования

первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,

изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли.

Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток (21ч)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-

государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством

(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.

Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия

жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение

евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные

сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.

Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания.

Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание

объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и

подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий

шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и

изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция (21ч)

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на

Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и

«Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие

земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.

Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое

устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие

сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война.

Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование.

Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные

состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и еѐ

распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим (19ч)

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании

Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы.

Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.

Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем

Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление

императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную

и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское

искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг

римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций

Итоговое повторение курса (1ч)

Форма промежуточного контроля: итоговый тест за курс 5 класса.

Уровень обучения. Основная общеобразовательная школа. Базовый уровень.

Срок реализации программы. Один учебный год.

Режим работы школы. Шестидневная рабочая неделя.


Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - М.: Просвещение, 2011г

- История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2014г

- Годер Г.И. И др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.

- В.Г.Петрович. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2007 г.

- История. Обществоведческие дисциплины. Предметные недели в школе. Авт.сост. Н.С.Кочетов. Волгоград, «Учитель»,2007 г..

- Биберина А.В. Тестовые задания по истории Древнего мира,5 класс, М: «Творческий центр», 2000г.

- Контрольно-измерительные материалы по истории Древнего мира, 5 класс, Сост. К.В. Волкова., М.: «Вако», 2013г.

- Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс.

- Хрестоматии и энциклопедии по истории Древнего мира

- Крючкина Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие. - М, Творческий центр «Сфера», 2003.

- Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе - М.: Творческий центр, 2004

- Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс - М.: Дрофа, 2005

Технические средства обучения:.

1. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4. Экран.

Интернет-ресурсы

Преобладающие формы текущего контроля знаний - тесты, текстовые контрольные работы, фронтальные самостоятельные и контрольные работы.








Календарно-тематическое планирование по истории 5 класса - 70ч.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

8.09

РазделII. Жизнь первобытных людей (6 ч)


3

Древнейшие люди. Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда.

1

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Рассказывать об условиях жизни, занятиях, используя текст учебника и изобразительные материалы.

12.09

4

Родовые общины охотников и собирателей. Родоплеменные отношения.

1

Раскрывать сущность родоплеменных отношений охотников и собирателей.

15.09

5

Зарождение искусства и первобытных религиозных верований.

1

Рассказывать о верованиях первобытных людей, о наскальной живописи. Объяснять как ученые разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника в малых группах.

19.09

6

Возникновение земледелия и скотоводства. их основные занятия.

1

Объяснять значение определения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

22.09

7

Появление неравенства и знати

1

Раскрывать смысл понятий: ремесло, металлургия, соседская община и т.д. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине.

26.09

8

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первобытный мир».

1

Анализировать переход от первобытности к цивилизации, решать проблемные и развивающие задачи.

29.09

Раздел III. Древний Восток (21 ч)


9

Работа над ошибками. Древний Египет на берегах Нила: природные условия, население.

1

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус.

3.10

10

Занятия жителей Египта земледельцев и ремесленников.

1

Характеризовать: основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.;

6.10

11

Возникновение государств. Жизнь египетского фараона, вельможи.

1

Показать особенности правления власти фараонов и вельмож и порядок управления страной.

10.10

12

Военные походы фараонов

1

Работать с картой в малых группах, с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение творческих заданий, инсценирование.

13.10

13

Зарождение религии древних египтян. Мифы о богах.

1

Объяснять, в чем заключается роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

17.10

14

Искусство Древнего Египта.

1

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

20.10

15

Письменность и знания египтян.

1

Формировать парную и индивидуальную работу с дидактическим материалом. Осуществлять поиск информаций в сети Интернет. Характеризовать знания из разных областей наук, известные египтянам.

24.10

16

Контрольно-проверочный урок по теме : «Древний Египет».

1

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и земледельца.

27.10

17

Работа над ошибками. Природные условия и население Древнего Двуречья.

1

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения,

7.11

18

Возникновение государств. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы

1

Рассказывать о крупнейших городах древней Месопотамии. Объяснять как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях ( материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).

10.11

19

Финикийские мореплаватели

1

Показывать на карте древние города и государства Восточного средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания Финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму.

14.11

20

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Библейские сказания о героях и богах

1

Уметь анализировать и сопоставлять сказания о богах, характеризовать источники

17.11

21

Древнееврейское царство

1

Выделять в тексте главное и второстепенное, уметь формулировать оценку поступка Самсона, Давида. Работать с текстом и иллюстрациями учебника с последующей самопроверкой.

21.11

22

Ассирийская держава: природные условия и население.

1

Рассказывать о культуре Древней Ассирии.

Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась

24.11

23

Персидская держава и ее завоевания.

1

Работать с исторической картой и дополнительными источниками, рассказывать кратко легенды о персидских царях. Работа в группах.

28.11

24

Повторение по теме: «Западная Азия в древности».

1

Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний, индивидуальная и парная работа, составление схем, таблиц, тестирование.

1.12

25

Работа над ошибками. Природные условия и население Древней Индии

1

Показывать на карте территорию Древней Индии.

Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии.

5.12

26

Индийские касты и Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

1

Характеризовать положение представителей различных варн.

Объяснять, какую роль играли идеи иудаизма и буддизма в жизни индийцев.

Рассказывать о культуре Древней Индии.

8.12

27

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций.

Культурное наследие Древнего Востока.

1

Объяснять значение понятий империя, конфуцианства. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

12.12

28

Древний Китай: природные условия и население. Империя Цинь. Первый властелин единого Китая. Великая китайская стена.

1

Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.

15.12

29

Повторение по теме: «Древний Восток».

1

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала, перечислять вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

19.12

Раздел IV.Древняя Греция ( 21 ч)


30

Работа над ошибками. Природа и население Древней Греции. Легенды о людях и богах. Греки и критяне.

1

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции.

22.12

31

Древнейшие государства - Микены и Троя.

1

Уметь различать и характеризовать государства Греции, сравнивать причины Троянской войны. Уметь работать с дополнительной литературой.

9.01

32

Поэма Гомера «Илиада».

1

Иметь представление о поэте Гомере. Рассказывать о поэме и его героях. Выделять положительные и отрицательные сюжеты поэм.

12.01

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1

Уметь анализировать поэмы Гомера, сопоставлять и выделять главное в тексте.

16.01

34

Религия древних греков

1

Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.

19.01

35

Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли.

Свободные и рабы.

1

Характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств (Афины и Спарта).

Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Уметь работать с документами.

23.01

36

Афины. Зарождение демократии в Афинах.

Демос и знать.

1

Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Уметь характеризовать жизнь демоса и знати.

26.01

37

Древняя Спарта

1

Характеризовать государство-Спарта. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

30.01

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Основание греческих колоний.

1

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Индивидуальная работа с текстом учебника, выполнение творческих заданий.

2.02

39

Олимпийские игры в древности.

1

Составлять план по теме урока. Работа с иллюстрациями и дополнительной литературой. Оценивать значение олимпийских игр для общества. Проводить сравнительный анализ.

6.02

40

Греко-персидские войны. Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

Объяснять причины Греко-персидских войн. Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Давать образную характеристику героям войны.

9.02

41

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь использовать дополнительную информацию для составления собственного рассказа, работа с текстом и иллюстрацией учебника.

13.02

42

Повторение по теме: «Древнейшая Греция».

1

Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний, индивидуальная и парная работа, составление схем, таблиц, тестирование.

16.02

43

Культурное наследие Древней Греции.

1

Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие.

20.02

44

В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины.

1

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Рассказывать о более значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение, составлять план экскурсии.

23.02

45

В афинских школах и гимнасиях.

1

Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Выполнять практическую работу с текстом, решение проблемных ситуаций.

27.02

46

В театре Диониса.

1

Называть отличительные признаки трагедии и комедии. Оценивать роль современного театра для общества.

2.03

47

Афинская демократия при Перикле

1

Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Называть заслуги Перикла в процветании Афин. Работа с текстом учебника.

6.03

48

Возвышение Македонии. Завоевания А.Македонского и его держава.

1

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Выполнение творческих заданий.

9.03

49

Империя А. Македонского и походы на Восток.

1

Рассказывать о важнейших событиях, читать историческую карту. Оценивать поступки Македонского, его противников. Составлять исторический портрет Александра Македонского.

Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока.

13.03

50

Повторение по теме: «Древняя Греция».

1

Формирование у учащихся способностей к обобщению и систематизации знаний, индивидуальная и парная работа, составление схем, таблиц, тестирование.

16.03

Раздел V. Древний Рим ( 19 ч)


51

Природные условия и население Италии. Древний Рим и ее основание. Легенды и верования римлян.

1

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, легенды, связанные с историей Рима. Исследовательская и проектная деятельность.

20.03

52

Завоевание Римом Италии, возникновение римской республики.

1

Уметь читать историческую карту, территории завоеванные Римом и составлять план. Выделять причины побед римского войска и сравнивать территориальные приобретения.

30.03

53

Устройство Римской республики: патриции и плебеи.

1

Применять понятийный аппарат исторического знания. Проводить сравнительный анализ и представлять сообщения и доклады.

3.04

54

Война Рима с Карфагеном.

1

Называть причины войн, отмечать цели воюющих сторон. Показывать по карте походы и характеризовать поступки Ганнибала.

6.04

55

Господство Рима в Средиземноморье.

1

Показывать по карте походы и характеризовать поступки Ганнибала. Работать с картой и составлять простой план параграфа.

10.04

56

Рабство в Древнем Риме

1

Выделять в тексте главное о рабстве в Риме. Объяснять причины распространения во всех сферах жизни римлян.

13.04

57

Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов.

1

Устанавливать причины гражданских войн. Работать в малых группах, систематизируя информацию. Работать с текстом учебника и находить главное в тексте.

17.04

58

Восстание Спартака

1

Объяснять причины восстания Спартака. Прослеживать движение войска по карте, комментировать события и поступки. Проектная деятельность.

20.04

59

Единовластие Г.Ю. Цезаря.

1

Характеризовать важные факты истории правления Цезаря. Раскрывать значение понятий: наемная армия, консул, диктатор, заговорщики, верность воинов.

24.04

60

Установление императорской власти.

1

Определять причины поражения сторонников республики. Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Рассказывать о судьбах греков.

27.04

61

Римская империя и соседние народы.

1

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. комментировать иллюстрации в учебнике. Уметь составлять таблицу и план. Рассказывать о племенах- соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

1.05

62

Рим при императоре Нероне

1

Давать образную характеристику Нерону. Использовать разные источники информации в ходе подготовки сообщений. Умение работать с понятийным аппаратом.

4.05

63

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики.

1

Объяснять в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Оценивать комплекс моральных норм христиан.

8.05

64

Промежуточная аттестация по курсу «История Древнего мира»

1

Комплексное повторение курса, итоговое тестирование с проблемными заданиями.

11.05

65

Расцвет империи во 2-м веке.

1

Характеризовать период правления императора Трояна, выделять причины ослабления империи. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

15.05

66

Римская империя при Константине. Раздел империи на Западную и Восточную.

1

Характеризовать период правления императора Константина. Обосновывать факт переноса столицы империи. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации. Проектирование выполнения домашнего задания.

18.05

67

Взятие Рима варварами.

1

Обозначать причины раздела империи на две части.

22.05

68

Падение Западной Римской империи.

1

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

22.05

69

Культурное наследие Древнего мира

1

Формировать представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации, создавать яркие образы, связанные с событиями, личностями и памятниками культуры.

25.05

70

Повторение курса: «История Древнего мира»

1

Формировать у учащихся способности к обобщению и систематизации знаний, индивидуальная и парная работа, составление схем, таблиц, тестирование. Рассказывать и показывать достижения истории Древнего мира в разных областях жизни. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания.

29.05


критерии оценки знаний учащихся

Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

При оценивании устного ответа учащихся оценка ставится:

- за устные индивидуальные ответы учащихся на уроке;

- за устный ответ на обобщающем уроке;

- за исправления ответов учащихся;

- за участие во внеурочных мероприятиях по предмету;

- за умение использовать в ответе различные источники знаний (текст учебника, рассказ учителя, наглядные материалы);

- за работу с историческими источниками и их анализ;

- за выполнение домашней работы;

- за работу в группах по какой-либо теме;

- за самостоятельную, практическую, творческую работы;

- за выполнение доклада или сообщения по какой-то конкретной теме;

При оценивании письменных ответов оценка ставиться:

- за составления плана - простого, развернутого, плана конспекта;

- за исторический диктант;

- за сочинение по определенной теме;

- за тестовую работу;

- за письменные сообщения и доклады;

Оценивание итогов обучения делится на:

- текущее оценивание ( в течение учебного года)

- итоговое оценивание (четвертные и годовые оценки)

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся.

1.Обществоведческий, исторический диктант.

Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).

Диктовать по 1 термину за 1 минуты - займет 10 минут. Если диктант в начале урока - то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока - проверить потом и закрепить на следующем уроке.

2. Устный опрос.

Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

1. «5» - выполнил всё задание правильно;

2. «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

3. «3» - часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

4. «2» - почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий.

3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа - около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии оценок:

«5»: 16 + 4 (80 - 100 % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).

Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.

3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.

Критерии оценок:

«2»: ученик набрал менее 10 баллов

«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.

Выполните задания:

а)Определите черты разных экономических систем.

б) заполните таблицу:


Характерные черты

Ваша оценка:

«5»- полностью выполнил все задание

«4» - выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» - правильно выполнил только половину заданий

«2» - в задании много ошибок, не выполнил задание.

5. Устные задания со свободным ответом.

Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх - шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать явление. Один ученик может дать определение явления, назвать его признаки, отметить роль в жизни общества. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.

Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой. Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию, но и творческий подход.

8. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.

  1. умение распределить работу в команде;

  2. умение выслушать друг друга;

  3. согласованность действий;

  4. правильность и полнота выступлений.

  5. активность

  6. умение спорить и отстаивать свою точку зрения

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.











© 2010-2022