- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - гражданин России
Рабочая программа по внеурочной деятельности Я - гражданин России
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Томашевская И.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
Средняя общеобразовательная школа № 4 п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области
Рассмотрено Проверено Утверждаю
На заседании методического совета Зам. директора по УВР Директор
ГБОУ СОШ № 4 ______С.К.Пичужкина ______Л.В.Шеховцова
Протокол №___от_____
Председатель м/c _____Е.Б.Демидова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин России».
5 КЛАСС
на 2015-2016 учебный год.
Программу разработала
учитель истории
Томашевская Ирина Владимировна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, Концепции духовно - нравственного воспитания российских школьников, программы основного общего образования и базисному плану ГБОУ СОШ № 4.
Основа содержания учебного предмета.
Программа «Я - гражданин России» является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания школьников с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- формировать у учащихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям
Общая характеристика учебного предмета.
Программа "Я - гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Место предмета в учебном плане.
Согласно действующему учебному плану школы программа внеурочной деятельности предусматривает 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Общая характеристика процесса изучения предмета.
Методы, формы и средства обучения
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития, работа с литературой или электронными источниками информации, выполнение индивидуальных заданий.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой, самостоятельные письменные упражнения.
Формы текущего и итогового контроля.
Формы контроля знаний: самостоятельная работа, беседа, практическая работа, рассказ, творческие задания, выполнение проектов.
Результаты освоения программы по предмету
Личностные результаты освоения учебного курса
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение краеведения; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к объектам изучения.
Метапредметные результаты освоения учебного курса
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками информации: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
Проявлять любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; родная земля, заповедная природа, планета Земля;
Ученик получит возможность научиться:
Проявлять ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Использовать знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Содержание программы
1. "Я и я" - формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Ктоя? Какой я?», «Мое хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», час откровенного разговора, беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, Дни здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия.
2. "Я и семья" - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном или дочерью», «забота о родителя - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений, конкурсы сочинений, праздники «Семейные традиции», классные часы.
3. "Я и культура" - формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музей, на художественные выставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, выставки книг.
4. "Я и школа" - формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: экскурсия по школе, беседы «Правила поведения в школе», беседы о школьном уставе, конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», выпуск плакатов.
5. "Я и мое Отечество" - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками полиции «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами.
6. "Я и планета" - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории, конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Вид деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть
Дата
1
История земли Самарской «Моя малая Родина»
Беседа, проектная деятельность
2
2
2
«Детям Беслана посвящается…»
проектная деятельность
1
2
3
«В здоровом теле - здоровый дух»
Беседа, организация и участие в соревнованиях
2
2
4
«Кто я? Какой я?», «Мое хобби», «Хочу и надо»
проектная деятельность
2
2
5
Школа - наш дом
Беседы. Проекты, диспуты, работа в музее, организация экскурсий по школе, трудовые десанты
2
3
6
Учителю посвящаем …
Беседа, проектная деятельность, концерт ко Дню Учителя.
1
2
7
История моего поселка
Беседа, проектная деятельность
2
5
8
Курить и пить - здоровью вредить
Участие в конкурсе «Здоровая альтернатива»
1
2
9
Наркомания и здоровье
Беседа, проектная деятельность
1
2
10
Нам жизнь дана на добрые дела
Участие в акциях к Дню пожилого человека
1
2
11
К Дню единства России
Беседы, просмотр фильма «1612», проектная деятельность
1
3
12
Я и моя семья
Проектная деятельность, диспут, конкурс стихов, рисунков.
2
2
13
Мои права и обязанности
Круглый стол, участие в конкурсе, выпуск буклетов
2
2
14
Библиотеке - нашу помощь
Акция
1
2
15
Совет по профилактике правонарушений
Встреча и беседа с представителями правоохранительных органов
1
2
16
Ветеран живет рядом
Акции, конкурсы, встреча с ветеранами
1
2
17
Береги природу - наш дом
Конкурс рисунков, презентации
2
2
18
Дни экологической безопасности
Акция
1
2
19
Итоговое занятие
Круглый стол
1
Учебно - методическое обеспечение:
-
Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. М.: Айрис - пресс, 2003.
-
Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004.
-
Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003.
-
Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: 1989.
-
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Вестник образования- 2009- № 17
-
Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007.