Разработка урока истории по теме Дворцовые перевороты (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дворцовые перевороты

Цель: Выявить причины, сущность и последствия дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

Задачи

  • образовательная - развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.

  • развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

  • воспитательная - определить свое отношение к событиям 18в.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы

Планируемый результат

Предметные образовательные результаты

называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

Метапредметные умения

Личностные УУД:

- работать в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- проводить поиск информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;

Ход урока

  1. Организационный этап

Здравствуйте, садитесь. Давайте настроимся на плодотворную работу и пожелаем друг другу хорошего настроения и успех

  1. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, послушайте стихотворение:

Как много сделал он для матушки России

Великих дел, свершений и побед.

Коль славен он и прежде и поныне

Без малого почти три сотни лет.

Великий царь, великий император

Он шел по жизни собственным путем.

И для страны и для себя как реформатор

Ему все было в жизни нипочем.

Всегда стремился первым быть как прима

Еще когда водил потешный был народ.

И строил он, как воевал неудержимо

Мануфактуры, города и армию, и флот.


О ком же говорится в этом стихотворении? Да, конечно же. О Петре Великом. На протяжении ряда уроков мы изучали одну из самых интересных и спорных эпох отечественной истории - эпоху Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес не только у историков, но и у большинства граждан России.

  1. Актуализация знаний.

Почему же его личность так интересна? Давайте вспомним положительное и отрицательное в его правлении. Перечислите положительные черты правления.

Положительное в правлении Петра I: великое посольство, создал регулярную армию, основал Санкт-Петербург, победа под Полтавой, выход к Балтийскому морю, Россия стала империей, выход к Каспийскому морю, заключил выгодный Ништадтский договор, преобразовал государственную систему, церковь стала частью государственной системы, ввел «Табель о рангах», произвел первую перепись населения, провел административно-территориальное деление, произошел подъем в экономическом развитии страны, создал сильный флот, наладил кораблестроение, проводил политику протекционизма, наладил экспорт, ввел новый календарь, открывались новые школы, стала издаваться первая газета «Ведомости», открывались библиотеки и музеи, Академия наук, развивалась живопись, изменения в быту в лучшую сторону, завозились новые диковинки.

Ребята, а было ли отрицательное? Давайте назовем.

Отрицательное: Казнь стрельцов, устранил сестру Софью от власти, ввел новую систему налогов, отправил свою жену в монастырь, много жертв при строительстве Петербурга, жестоко обошелся с царевичем Алексеем.

Да, действительно, в нашей жизни многое связано с Петром Первым. ешгщн

4.Изучение новой темы:

Однажды, осенью 1724 года произошло событие, которое, как казалось, не могло повлиять на ход истории, но повлияло. Что же произошло? Я предлагаю вам посмотреть фрагмент и ответить на вопрос.

Просмотр фрагмента фильма.

Ребята, а что же произошло? (император умер) Какие были его последние слова? Что они означают?

(смерть Петра, не оставил наследника)

Похоронив Петра, дворяне стали спорить о наследнике и не могли прийти к единому мнению. Почему? (он не оставил наследника) Так как по уставу о престолонаследии от 1724 года, монарх в праве был сам назначить себе приемника. Но Петр не успел. Раз он не оставил наследника это позволила его наследникам вести борьбу за власть. А знаете ли вы, что 1725-1762 год в истории России получил особое название? Вам интересно узнать чем он был особенным ?А вот какое - этот нам предстоит выяснить.

Я предлагаю ответить вам на 1 вопрос: кто же мог претендовать на российский престол после смерти Петра?

?: Кто же мог претендовать на российский престол?

Задание: используя генеалогическое древо выберите наследников Петра 1.

Дети составляют кластер «Наследники Петра»

«Тут кротко или строго

Царило много лиц.

Царей не очень много

А более цариц ».

А.К.Толстой

Да. Претендентов было много. Но добились ли они своей цели? Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (познакомиться с каждым наследником)

4.1 Я предлагаю вам, поработать в парах с историческим документом, которые помогут нам ответить на вопрос: произошло ли в борьбе за власть разных претендентов, отступление от идей Петра1?

После выступления каждой группы вопрос: о ком говорили, что изменилось и в какой сфере?

Организация работы в парах.

1 пара - Екатерина 1

2 - Петр 2

3.Анна Иоановна

4. Иван Антонович

5. Елизавета Петровна

6. Петр 3.

Выступление групп. Слайды.

Подведение итогов работы. Составление исторической мозаики (каждая пара)

Ребята, так в чем же особенность этого периода? (частая смена власти, разными путями, перевороты)

В истории этот период называется Дворцовые перевороты. А что это такое?

Давайте порассуждаем. Составляют ассоциативный ряд.

Дворцовые перевороты - это смена власти, совершенная дворянскими группировками и руками гвардейских полков.

(слайд)

Сталкивались ли мы с подобным явлением в уже изученном периоде истории России? (да, период смуты) Что объединяет эти периоды в истории? (отсутствие порядка престолонаследия)

А в современной жизни, переворот имеет место? (да, Украина и др)


  1. Первичное закрепление.

А теперь давайте еще раз повторим все, что мы узнали на уроке об этой эпохе. Работа по карточкам. Ответы на слайде.

Задание2: укажите правильный ответ

1. Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а) духовенство; б) крестьянство; в) гвардия

2. Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а) верховник; б) регент; в) рекрут

3. Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество; б) установить регентство; в) подписать кондиции

- Установите соответствие:

  1. Петр II а) 1725-1727гг.

  2. Екатерина I б) 1727-1730гг.

  3. Анна Ивановна в) 1740-1741гг.

  4. Петр III г) 1730-1740гг

  5. Иван Антонович д) 1741-1761гг

  6. Елизавета Петровна е) 1761-1762гг


  1. Рефлексия. Прием «Знаю, хочу узнать подробнее, узнал»

Фронтальная устная работа с классом.

  1. Домашнее задание: прочитать параграф № ;

Проблемное задание: Почему период после смерти Федора Ивановича называется Смутой, а период после смерти Петра 1 - дворцовыми переворотами?



























© 2010-2022