Образование имен существительных (урок по русскому языку в 3 классе)

Урок русского языка в з классе по теме:"Образование имён существительных от основ существительных и глаголов".  Цель: - развитие умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов;   - дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых обобщённых (словообразовательных) значений суффиксов (род действий, занятий, назначение, место и др.) Используемые те...
Раздел История
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык 3 класс

Тема: Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

Цель:

- развитие умений образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов;

- дальнейшее овладение родным языком на основе усвоения новых обобщённых (словообразовательных) значений суффиксов (род действий, занятий, назначение, место и др.).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Орг. момент

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке. Повернитесь друг к другу, положите ладошки на ладошки соседа и скажите:

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Если будет трудно, я тебе помогу.

Проверим, как мы сидим:

- Руки? (На месте)

- Ноги? (На месте)

- Локти? ( У края)

- Спина? (Прямая)

Ι. Актуализация знаний.


Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Начнём урок с чистописания. Мы будем писать гласную букву Ее.

- Ребята, что вы можете рассказать об этой букве? Как мы обычно называем ее? (Волшебной буквой, потому что после согласного она обозначает звук [э], а в начале слова, после гласной или после разделительного ъ и ь может обозначать два звука.)

- Какие 2 звука она может обозначать?

- Ее - заглавную букву начинаем писать сверху, против часовой стрелки. Верхний полуовал меньше нижнего. Проводим соединительный штрих и пишем строчную е.

Письмо буквы.

Словарная работа.

- Ребята, а кто мне назовет следующий этап урока? (Словарная работа).

- Посмотрите на доску и прокомментируйте задание. (Списать слова, вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму)

Кр_ватка, с_латик, ст_канчик, м_линка, л_мончик.

(проверка слов)

- К какой части речи относятся эти слова? (к именам существительным)

- Какое значение имеют эти слова? (уменьшительно-ласкательное значение)

- Какая часть слова помогла им приобрести такое значение? (суффикс)

- Назовите эти суффиксы?

- какие вы еще знаете суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением? (оньк, еньк, ок, ек, очк, ушк, юшк, ышк)

- А какую роль выполняют суффиксы? Над каким разделом мы работаем?

- От основ какой части речи они образовались?

(начало формирования алгоритма самооценки)

- Что вам нужно было сделать?

- Удалось выполнить задание без ошибок?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Какую отметку ты бы себе поставил?

- Оцените свою работу.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом - мечта

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, разделите слово на слоги.

-Ребята, а как вы понимаете это слово? А где мы можем посмотреть значение этого слова? (в толковом словаре)

(по словарю - Ожегова, читает Жамигина)

- К какой части речи относится это слово? (к существительному)

- Попробуйте образовать от данного имени существительного другие имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, используя данные суффиксы.

-Ребята, получилось у вас образовать новые слова? (нет)

- Как вы думаете, почему у вас не получилось это сделать? (еще не познакомились с другими суффиксами)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие знаний.





  1. 3 3

- Посмотрите, ребята, перед вами таблица суффиксов. Прочитайте их.

-их- -тель- -ник-

-иц-

-онок-

-ёнок-

-ат-

-ят-

- Какое значение имеют эти суффиксы?

- В чём разница между ними (почему записаны в три столбика)?

- Как образовать слова при помощи этих суффиксов?

- А вот эта схема о чем говорит? (Показ на основу.) (Ответы.)


- Попробуйте сформулировать тему урока. (Образование имен существительных)

- Цель урока? (Должны научиться по этим суффиксам определять от каких основ образуются имена существительные, какое имеют значение, правильно писать и употреблять эти существительные в речи.)

- Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

- Чтобы ответить на вопрос мы будем работать в группах, так как решить проблему сообща легче.

3 4 6 1 3 1. Наблюдение над существительными, называющими животных и детёнышей животных.

1-е задание.

Образуйте и запишите слова (по образцу) с помощью суффиксов первого столбика. (Каждой группе дается лист бумаги с суффиксами: -их-, -иц-, -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Рядом написать слова с этими суффиксами. Затем один ученик от каждой группы пишет свои слова на доске для проверки.)

Ёж -

ежиха -

ежонок -

ежата

Волк -

Олень -

Медведь -



- Чем отличаются образованные вами в каждом ряду слова? (Самка животного, детёныш, много детёнышей.)

- Какие части слова передают значение самки животного? (Суффиксы -их-, -иц-.)

- Какое значение у суффиксов -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-? (Детёныш, маленькое существо.)

Сделайте вывод:

- С помощью каких суффиксов образуются имена существительные, которые называют самок животных и их детёнышей?

- От основ какой части речи образуются эти существительные? (От основ сущ.)

б) Чтение текста в серой рамке на с. 47.

- Сравните свои выводы с учебником, прочитайте правило на с. 47

- Оцените свою работу в группе

в) Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант: упр. 274;

II вариант: упр. 275.

Взаимопроверка и выборочная проверка учителем.

- Оцените свою работу.

(В таблице под суффиксами прикрепляется запись от основ существительных).

- Молодцы! Спасибо, справились с заданием. А сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Жарким днем лесной тропой. (Дети спокойно идут друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно продвигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (делают движения языком - "лакают".)

2. Наблюдение над существительными, называющими человека по роду занятий.

- Сейчас нам надо раскрыть секрет суффикса -тель-.

2-е задание. Ответить на вопросы. Упр. 276

(Каждой группе дается карточка с вопросами. Ответы пишут на листах, которые затем повесят на доску.)

1-я группа. Книги пишет (кто?) … писатель

Учит детей (кто?) …учитель.

2-я группа. Воспитывает детей (кто?) … воспитатель.

Изобретает (кто?)… изобретатель.

3-я группа.

Сказки сказывает (кто?)…сказитель.

Строит дома (кто?) …строитель.

- Назовите однокоренные слова в каждом предложении. Запишите их, укажите части речи:

водить (гл.) - водитель (сущ.)

писать (гл.) - писатель (сущ.) и т.д.

- Какая общая часть есть у всех образованных слов? (Суффикс -тель-.)

- Какое значение вносит он в слово? Сравните с однокоренными глаголами - названиями действий. (Называет человека, который чем-то занимается.)

- От основ каких частей речи образовались эти существительные? (От основ глагола.)

б) Чтение вывода в рамке на с. 48.

- Как образуются существительные, называющие человека по роду действий, занятий? (От основ глаголов при помощи суффикса -тель-.)

- Какое значение будет у суффикса -тель-? (Человек по роду действий, занятий.)

в) Тренировочные упражнения в образовании существительных с суффиксом -тель-

Упр. 277. Выполняется на доске и в тетрадях.

Дети записывают: Мечтатель (возвратиться к словарному слову), житель, отправитель, получатель. Затем отвечают на вопросы после упражнения.

Обобщающий вопрос после текста в рамке.

(оценивание работы)

В таблице под суффиксом - тель - прикрепляется запись от основ глаголов.)

- Молодцы!
- А хотите узнать секрет суффикса -ник-?
- Да.

3. Наблюдение над образованием имён существительных с помощью суффикса -ник-.

3-е задание. Я буду показывать разные картинки, а ваша задача, угадать, как они называются и записать красиво это слово на доске. Записывает тот, кто первым поднимет руку.

(На слайде картинки -

Для 1 ряда -

Убирает двор (кто?)… дворник,

Чинит сапоги (кто?)… сапожник

Мелет муку (кто?).. мельник,

- Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

1) названия людей по их занятиям;


Посуда, в которой заваривают чай, - это (что?) … чайник,

Сосуд для варки кофе… .кофейник

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

2) названия предметов по их назначению;

Помещение для коров - это (что?)… коровник

Лес, где растут осины … осинник.

Какое значение вносит суффикс -ник- в слова?

3) названия мест, где растет что-то определенное.

Вывод. Какой секрет раскрыли у суффикса -ник-?

- С помощью -ник- образуются имена существительные с разными значениями:

- Правильно, молодцы, ребята. Суффикс -ник- во всех случаях одно и то же? (Ответы.)

Суффикс -ник- во всех трех случаях - это не один и тот же, а разные суффиксы, так как имеют разные значения.

- А от каких основ образовались слова? (От основ существительных и глаголов.)

(В таблице под суффиксом -ник- прикрепляется запись от основ существительных и гл.)

б) Чтение вывода на с. 50 (текст в рамке).

- Что вы узнали про суффикс -ник-?

- Как вы поняли последнее предложение этого текста?

- Сколько значений у суффикса -ник-? (3 значения)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Итог урока.






Рефлексия

4 4

- Расскажите по таблице суффиксов о значениях имён существительных, образованных от основ существительных и глаголов

-их- -иц-

-онок- -ёнок-

-ат- -ят-


- тель-

-ник-

сущ.

гл.

сущ.

гл.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую задачу мы перед собой ставили? (Научиться образовывать новые слова от основ существительных и глаголов).

- Удалось её решить? Научились?

- Каким способом? (Работой в паре, группе, с помощью учителя, ранее изученного, дружной работой и т.д.)

- Кто может сказать, что он хорошо разобрался в теме? (с помощью цв. карандаша)

- Кому ещё надо потренироваться?

Понравился урок? (с помощью смайликов)

- Мне тоже очень приятно было с вами работать.

- На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую - те, которые получили на уроке. Соединим ладошки в хлопке и скажем друг другу « спасибо»!


IV. Домашнее задание.

- Давайте подумаем, что необходимо будет повторить к следующему уроку? (Правила с. 42, 44, 45.)

- А ещё у вас будет творческое задание. Придумайте весёлую сказку про суффиксы, с которыми мы сегодня познакомились

- Откройте дневники запишите д/з. и выставите себе оценки за урок.




© 2010-2018