Учебный проект Пещерная живопись

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный проект Пещерная живопись



Учебный проект

«Мир глазами первобытного художника»


2011г.



Паспорт учебного проекта "Мир глазами первобытного художника".


1. Название проекта:
"Мир глазами первобытного художника".
2. Руководитель проекта:
Кокина Е.Ю.
3. Учебный предметы, в рамках которого проводится работа по проекту:
история древнего мира, изобразительное искусство.
4. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
технология
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:
10-11лет
6. Тип проекта по продолжительности выполнения:
краткосрочный, 2 недели
7. Заказчик проекта:
учитель истории
8. Цель проекта:
познакомиться самим и познакомить других учеников с изобразительным искусством древнего мира.
9. Задачи проекта:
развитие у детей умения поисковой деятельности, навыков создания художественного образа, расширение кругозора учащихся, общей эрудиции, фантазии и воображении.
10. Тип проекта:
практико-ориентированный, творческий, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный.

11.Аннотация. Идеей создания дан­ного проекта послужил урок "Зарождение религиозных верований и искусства". Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке альбома-методического пособия осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

12.Продукт проекта: альбом-методическое пособие "Мир глазами первобытного художника"


Этапы проекта.

1.Подготовительный.

В дополнительной литературе и сети Интернет ищем ответы на вопросы:

  • Для чего рисовали первобытные художники.

  • Палитра древнего художника.

  • Чем и на чем рисовали древние художники.

  • Где можно увидеть живопись древних художников.

  • Что нужно уметь и о чем нужно знать, чтобы нарисовать свой рисунок.

Далее проводим урок-обобщения полученных знаний.

2.Индивидуальная работа для создания своей странички в альбоме.

3.Обсуждение итогов индивидуальной работы.

4.Создание альбома.

5.Презентация альбома.

Пещерная живопись - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Острота впечатлений, которыми жил первобытный человек, вызывала желание воссоздать и выразить пережитое. Взволнованный рассказ об охоте, о животных человек пытался передать средствами рисунка. Первобытный художник углем, охрой и цветной глиной рисовал зверей, растения, сцены охоты. Первые рисунки имели ритуальное значение. В обращении к зверю, в колдовских заклинаниях охотник видел одно из главных средств удачной охоты. Люди тогда думали, что если они изобразят животное, охота будет удачной. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок, а потом метко попадали в настоящего зверя. Иногда художник рисовал раненое животное со стрелой в боку, тем самым он как бы надеялся на успешную охоту. Разве это не волшебство, когда на скучной серой скале под рукой художника возникали бизоны, лошади, олени? Нас невольно поражает умение художника правдиво изобразить главное, существенное в облике животного.

Учебный проект Пещерная живопись


Палитра первобытного художника

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая.Самые древние цвета, красный и черный, отражают суроввость жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер.

Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит , пиролюзит и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа , марганца и глинистых частиц.Куски краски растирались между плоскими камнями, разводились на костном мозге, животном жире или крови.Первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров , затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному.

Кистей у первых художников не было. Вернее, не было таких, какие есть у современных художников. Рисовали они кусочками меха, пучками травы, пальцами. а также полыми костями. Иногда краски даже выплевывали. Первобытные художники освещали пещеру масляными лампами. Чтобы дотянуться до верхних частей стен, они возводили помосты из веток или влезали на обрубки деревьев.

ДУчебный проект Пещерная живопись

ревесный уголь

КУчебный проект Пещерная живопись

арьер по добычи охры во Франции

Знаменитые пещеры.

В 1868 г. в узкую трещину на склоне холма Альтамира (Испания) попала собака. Чтобы вызволить ее, хозяину пришлось раскидать немало камней, открыв вход в таинственное подземелье. Владелец собаки, адвокат Марселино Саутуола начал его исследование и вскоре обнаружил грубые каменные и костяные топоры, ножи, молотки. Но только в 1879 г. его шестилетняя дочь Мария увидела на плоскости нависающего свода рисунки. "Торос, Торос",- закричала она. Дон Марселино поднял голову и замер в изумлении: огромное стадо быков беспорядочно сгрудившейся массой заполняло все пространство потолка, сплетаясь в единый клубок... Пещера Альтамира была оборудована для посещения и стала модным объектом туризма. Только в 1935 г. через нее прошло 45 тысяч человек. Это вызвало опасные изменения температуры и влажности воздуха, появление бактерий и водорослей на освещенных натеках. Начали разрушаться и рисунки: изменился их цвет, "расплылись" контуры... В 1976г. пещера была закрыта для посещений. Через год восстановился естественный микроклимат, но не живопись. Тогда было решено создать "Альтамиру-2". На стене Научного музея в Мюнхене с применением новейших методов в натуральную величину (длина - 18 м, ширина - 6-10 м!) был воссоздан потолок пещеры со всеми рисунками. А сама пещера, названная Сикстинской капеллой палеолитического искусства, объявлена заповедной...

Учебный проект Пещерная живопись


Учебный проект Пещерная живопись

В 1901 г. была обнаружена пещера Комбарель с гравированными фигурками зверей (14 мамонтов, 3 северных оленя, 2 бизона, 90 других животных) и Фонт-де Гом (гравировки и многоцветные изображения двухметровых зубров, мамонтов, северных оленей); в 1912 г.- в пещере "Трех братьев" (сыновей фрацузского археолога Бегуэна) - рисунки оленей и человека в маске; в 1940г.- непревзойденная Ласко. Пещера Ласко состоит из трех залов, которые идут один за другим на протяжении сотни метров, и из двух дополнительных залов. В целом они достигают от 3 до 5 м в высоту и столько же в ширину. В пещере было обнаружено более тысячи изображений. Среди них одно изображение человека, 355 - лошадей, 88 - оленей, 87 - зубров, а также бизонов, быков и единственное изображение птицы. Там отсутствует изображение северного оленя, хотя он в то время был основным объектом охоты, но обнаружен странный зверь, похожий на единорога. В целях сохранности памятника в начале 1980 года в нескольких десятках метров от оригинала была создана точная копия двух залов пещеры (Ласко 2).

Учебный проект Пещерная живопись


Учебный проект Пещерная живопись


Капова пещера -пещера на территории республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой .Рисунки были открыты в 1954 году зоологом А. В. Рюминым, который выявил более 50 рисунков. Рисунки выполнены в основном охрой, их возраст-14-14,5 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии рисунков в натуральную величину в привходовой части пещеры.

Советы «первобытным художникам»

1.Рисунок можно выполнить в технике «сырой акварели»: на бумаге нарисуйте красной охрой пятно и затем нанесите углем линии ног и рогов, подчеркните черной линией абрис спины и получится изображение бизона.
2.Чтобы усилить образное сходство рисунков с наскальными рисунками животных, можно сделать следующее с бумагой, на которой предстоит работать. Во -первых, её нужно смять, затем расправить, и потом покрыть тонким слоем разведенной акварельной краски. Цвет краски должен соответствовать цвету скалы, каменных сводов пещеры: серый, светло-коричневый, зеленые и фиолетовые оттенки.

3.Помните,что рисунки первобытных художников отличают отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон.








Учебный проект Пещерная живопись



Cертификат


Настоящий сертификат выдан

________________,5а,

участнице учебного проекта

«Мир глазами первобытного художника».


Учитель Е.Ю.Кокина


___________г.



© 2010-2022