Конспект урока Дневник войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Человек и война. Дневник войны…


Тип урока: применение и совершенствование знаний (урок размышление)

Форма организации учебного занятия: урок-практикум

Оборудование: атласы по истории, карточки с заданиями, презентация

Время занятия: 30 минут

Ход урока.

Учитель: В истории человечества есть темы, которым не суждено стареть. К их числу, несомненно, относятся вопросы войны и мира, которые всегда волнуют современников и до сих пор вызывают острейший интерес у потомков.

Сегодня в моих руках очень ценный документ - дневник участника войны. У меня в руках копия этого дневника. Давайте вместе перелистаем некоторые страницы, повторим основные события тех лет.

Автор дневника - Гафаров Газиз Кутлугужевич, впоследствии лейтенант Советской Армии, прошедший путь от Воронежа до Берлина.

Газиз Кутлугужевич, по воспоминаниям старшей дочери Клары Газизовны Мурзагильдиной, привез с войны 4-5 маленьких блокнотиков с кратким описанием событий военных лет. Потом оформил дневник, где просто, ясно, порой без четких эмоций, без надрыва и патетики ведет свой рассказ о боевом пути. Уже само оформление дневника вызывает уважение. Записи сопровождаются авторскими рисунками. Карикатурами тех лет, вырезками из газет и журналов, приказов, указов; портретами Г.К.Жукова и И.В.Сталина, даже приводится Присяга воина и вырезки из газет тех времен - Акт о военной капитуляции, Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником Победы (Демонстрация копии дневника).

- Сразу же охватывает чувство любопытства, восхищает интеллект автора.

- Кто же автор?

- Кем он работал в мирное время?

- Каким он был?

- Какие изменения в его жизнь внесла война?

Закончив Темясовское педагогическое училище, начал свою трудовую жизнь Абишевской сельской школы Хайбуллинского района. Жизнь сельского учителя текла мирно, за образцовую работу его уже назначают начальником отдела образования Хайбуллинского района. Не думал человек этой мирной профессии, что ему, живущему в Башкирии, придется с оружием в руках защищать мир, штурмовать логово фашистской Германии - Берлин.

Действительно, начало войны было внезапным, неожиданным.

- Может, кому - то из вас посчастливилось послушать воспоминания участников войны?

- Скажите, чьи деды и прадеды участвовали в Великой Отечественной войне?

- Что вы можете рассказать о них?

- Где их застало начало войны? (Рассказы обучающихся). Это был мирный выходной.

Жизнь внесла поправки в мечты и планы. Вот как об этом пишет Газиз Кутлугужевич в своем дневнике:

1-ый ученик читает дневник. (На экране страницы дневника). Слайд №2

«В субботу вечером, в ночь с 21-го на 22 июня 1941 г. мы с женой были в парке им. Луначарского в г. Уфе. До поздней ночи гуляли в парке. Народу было очень много, все веселились, отдыхали.

В гостиницу вернулись поздно. Утром, 22 июня вышли на улицу и решили ехать на пристань реки Агидель, В вагоне трамвая встретили знакомого. Он говорил нам, как будто сегодня утром по радио передавали о военном нападении Германии на Советский Союз. Мы не поверили. Вышли из трамвая и увидели толпу возле репродуктора. Передавали сообщение Председателя Совета народных комиссаров Союза ССР товарища Молотова, о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Неужели война?»

Учитель: Давайте посмотрим, как описывается начало Великой Отечественной войны в исторических документах, в учебниках истории

Воспитанник дает краткий пересказ начального этапа войны, приграничных сражений. 22 июня 1941 года от Балтийского до Черного морей шла война, и к исходу ее первого дня группы армий «Север» и «Центр» продвинулись на восток до 50 км., а группы армий «Юг» - до 20 км..

Группа армий «Центр» к исходу четвертого дня войны была в 200 км. от границы и угрожала окружением всему Западному фронту.

На северо-западном направлении, после захвата Риги 1 июля немцы продолжали продвижение на 30 км в сутки.

Юго-Западный фронт, оставив 30 июля Львов, тоже начал отступать.

4 июля Гитлер заявил, что война практически выиграна, «русские не смогут восстановить танковые и военно-воздушные силы».

Большая часть сил КА, которая находилась в Белоруссии, попала в окружение - потери составили более 400 тысяч человек.

Упорные бои на Украине закончились окружением советских войск - из 452 тысяч человек вырваться из окружения смогли лишь 15 тысяч.

Агрессор захватил Прибалтику, Белоруссию и огромную часть Украины.

Опасность угрожала крупнейшему промышленному району Донбасса, базам Черноморского флота в Крыму.

Работа с контурными картами. Песня «Вставай, страна огромная»

Учитель: Именно в это время был призван на войну Гафаров

2-ой ученик продолжает читать.
5 января 1942 г.

«Сегодня вечером вручили повестку. Отправка на фронт - 7 января. На подготовку только 1 день. Но я давно ждал этого дня и поэтому был готов выехать в любое время.

Враг захватил большую часть Украины, Белоруссию, Молдавию, Литву, Латвию, Эстонию и ряд других областей. Завис черной тучей над Ленинградом, угрожал Москве. Несмотря на это, к началу 1942 года в кратчайший срок наша армия наносила немецко-фашистским войскам удары один за другим под Ростовом на Дону, Тихвином, в Крыму и под Москвой. Первое контрнаступление Советских войск под Москвой началось 6 декабря 1941 года. За 4 месяца наступления Советские войска местами продвинулись на Запад более чем на 400 км»

3-й ученик читает:

7 января 1942г. «Как назло сегодня сильный мороз и метель. На
жеребце райсовета мы с председателем Абишевского сельсовета Буракаевым выехали на станцию Сара. До окраины села Акъяр меня провожали жена и дети (старшей дочери Кларе - 7 лет, сыну Юрику - 5 лет). Дети провожали меня с радостью, в надежде что я скоро вернусь и привезу им много гостинцев». Слайд

Учитель: Запись короткая, скупая. Скажите, что почувствовали вы?

О чем подумали?

- (Ответы учеников): Автору тревожно. Может, даже страшно. Но он старается не думать о плохом, верит в лучшее. «За 4 месяца наступления Советские войска местами продвинулись на Запад более чем на 400м».

-Ему трудно и больно расстаться с детьми.

-Тревога в душе. Подсознательно отмечает «метель».

Учитель: Добрая энергия, передающаяся от человека к человеку, делает свое дело. Тот, кто однажды победил себя, поможет и другим обрести веру в свои силы. Именно в этом, пожалуй, главная заслуга и достижение любого человека. Какой бы «сильный мороз» не сковал сердце и в душе «не бушевала метель», Гафаров не показывает родным, как тяжело расставание, не обижается на детей, что «радуются» отъезду отца и ждут гостинцы.

Старшая дочь Гафарова, Клара Газизовна, показала фото, которое отец носил в кармане гимнастерки. На обороте фотографии надпись: «Эту фотографию своих птенцов я 5 лет таскал в нагрудном кармане, под сердцем. Иногда оно промокало насквозь от пота. В тяжелые минуты я смотрел на детей и плакал...» (слайд №4 фото).

Газиза Гафарова зачислили в дивизионную школу младших командиров. Он старательно учится, изучает военное дело и материальные части стрелкового оружия и миномета. Одним из первых вступает в члены ВКП (б). В день 24 годовщины Красной Армии торжественно клянется верно служить Родине, до последнего дыхания защищать честь и свободу нашей РОДИНЫ. (Фото из страниц дневника - Клятва).

«И был верен своему слову»- такими словами он заканчивает страницу. Это не просто слова. Я не знаю как назвать это. Лев Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма». Возможно, это самое правильное определение.

После учебы Газиз Кутлугужевич принимает минометное отделение и уже сам обучает солдат (17 мая 1942 г. в составе вновь сформировавшегося полка отправляется на фронт). Вот как он это описывает. (На экране страницы дневника).

4-ый ученик продолжает читать:
«Высоко-высоко над нами пролетел один самолет. По признанию

населения - немецкий. Изредка слышится глухой гул артиллерийской канонады. Мы еще не обстреляны, не представляем даже, какая бывает война, что из себя представляет живой немец, как происходит бомбежка. Не видели близко танка, самолета, катюшу. Через несколько дней получили противогазы, а потом - новенькие каски. Патроны нам давали по счету и за каждый патрон отчитывались, возвращая старшине роты гильзы. За утерянные гильзы получали внеочередные наряды или аресты. Начали усиленно готовиться к вступлению, изучали военную технику. В одном месте подолгу не стояли, до начала июля перекочевали с места на место».

Учитель: Кровь, пот, вши, окопы, смерть... к этому, казалось бы, давно должен привыкнуть Газиз, но не может. Нельзя привыкнуть к тому, что смерть и жизнь на войне рядом, что смерть буквально ходит за бойцами по пятам. Нельзя привыкнуть, особенно если ты - человек самой гуманной на земле профессии - Учитель...

Учитель: Характер человека раскрывается в экстремальных ситуациях. Бывший учитель замечает все хорошие стороны окружающих людей. Ценит смелость, готовность до конца выполнить долг, чувство ответственности, гражданское мужество и человечность. Это особенно ярко раскрывается в описании наступательных боев за село Перекоповка:

5-ой ученик продолжает читать на фоне кадров из кинофильма:

«Погиб Самигуллин, у Шустера переломлены ноги, руки, ребра. Погибли командиры Власов и Добрыднев. Военный комиссар-отец и душа своей части. Добрыднев, действительно, был таким. Командиры были для нас как родные отцы. Старались беречь людей, не подвергали бессмысленной опасности. Вечная память солдатам и командирам, отдавшим свою молодую жизнь за свободу, независимость нашей Родины!»

6-ой ученик продолжает читать страницы дневника:

«Особенно тяжелые бои шли за деревню Мечта. Деревня красивая, вся
яблонях. На возвышенном месте - церковь. Уже 3 дня мы находимся в этом
населенном пункте. Утром часов в 11, высоко в небе появились немецкие
самолеты и стали сбрасывать бомбы. Земля дрожит, вокруг взрываются
снаряды. Гул, пыль, крики, стон. Хочется спрятаться под землю. Побежал
в погреб. Спрыгнул - а там полно народу. Деревня сгорела за считанные минуты. Немцы стали нас окружать. Отбиваемся. К вечеру сумели вырваться и бежали без передыха 15 часов. Это было мое первое и последнее бегство на фронте. В течение 45 дней мы воевали в этом районе в полевых условиях, в снегу. Устали, намокли, замерзли. Но самое мучительное - все завшивели. У каждого из нас их было тысячи. Это невыносимо. Только 30 марта 1943 г. остановились в д.Бычки. Затопили баню, искупались, постирали одежду, выспались по-человечески в доме».

Учитель: Какой вы можете сделать вывод, прослушав эти страницы из дневника?

Война - это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками и лопатой твердый, как камень грунт. Пахнет копотью, потом и сырой землей. Кем только не приходится быть порой солдату на войне: и столяром, и плотником, и печником. Кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, блиндаж, достать еду, накормить себя и товарищей, устроить ночлег.

Дальше записи на башкирском языке. Я просто перескажу содержание этих страниц.

«Город Гайсин, улица Ивана Франка, дом № 40» - этот адрес он запомнил еще в 1939 году. Дело в том, что его младший брат младший лейтенант Талгат Гафаров был военным и служил в этом городе. В одном из писем брату Газиз писал ему «Я обязательно приеду к тебе в гости». Слайд

И вот ... приехал. Решили с товарищами переночевать и Гафаров пошел по этому адресу. Как только вошел в дом, первый вопрос, который ему задала хозяйка, был: «Вы не родственник Толи Гафарова?» Хозяйка рассказала ему о судьбе брата. Оказалось, что он был тяжело ранен на 6-й день войны и умер в госпитале от ран…

Такой вот оказалась «встреча» братьев…

В боях за плацдарм Висла он получил приказ идти на разведку (первая разведка). Это было очень ответственное задание и младший лейтенант выполнил его с честью. Вернулись все пятеро целые и невредимые с ценными сведениями. Скоро Гафаров был награжден боевым орденом «Красного Знамени».

Разведка. Часто, когда хотим охарактеризовать человека, мы просто говорим: «Я бы с ним в разведку пошел» или «Я бы с ним в разведку не пошел».

Учитель: У кого из вас есть такой друг, с кем бы вы могли пойти в разведку?

- Ответы учеников.

Учитель: Ценой больших потерь армия продвигалась вперед. Сейчас я вам назову фронтовые дороги Гафарова, которые он прошел, освобождая города и села, Я вам назову эти места: Украина, Бессарабия, Румыния, Польша и, наконец, Берлин.

Учитель: отметили?

Берлин. Вот он Одер, глубокая, мутная, чужая река. Где - то там, за промозглой дымкой, Берлин. Гафарова дважды - ранило, но он отказывается идти в санчасть. При чем тут санчасть?! Вот-вот закончится война. Бои идут уже на землях Берлина. Битва идет за каждый метр земли, за каждый квартал. Самое переломный момент войны. Скоро наступит мир и всем хочется дожить, вернуться домой живым, обнять свою семью! Можно сойти с ума! (Действительно, Гафаров был свидетелем, как сошел с ума от страха молодой боец. Его отправили в санчасть, завязав руки-ноги). Автор не приукрашивает действительность, а пишет правду. Самое главнее, через жестокие испытания, суровое время, сельский учитель Гафаров пронес гуманизм и справедливость, любовь к добру и непоколебимую веру в правильность пройденного пути.

Учитель: Давайте прочитаем последние страницы дневника.

8-ый ученик читает страницы дневника.

«23 апреля 1945 года полк совместно с 34-й МСБ (моторострелковая бригада) и 65-ой танковой бригадой вышли с тяжелыми боями в район Тергартена (парк). Нам была поставлена задача - после выхода к Бранденбургским воротам начать штурм Рейхстага совместно с батальонами других частей. Эта честь выпала на нашу батарею».

Учитель: Приказ был выполнен, но какой ценой! Ему пришлось похоронить друзей, сослуживцев, земляков 1 мая 1945 года. Сердце сжималось от боли, не верилось, что остался жив.

И вот, наконец, - у поверженного Рейхстага. Там, среди тысяч автографов солдат и офицеров, доказавших всему миру силу Страны Советов, оставил и он свою зарубку, написав на одной из колонн: «Я - Гафаров из Башкирии!»

После войны Рейхстаг был восстановлен, но часть стены с надписями была оставлена в неприкосновенности как бы в назидание потомкам (слайд).

9-ый ученик читает:

2 мая 1945 г.

«Удивительно теплый день. Мы все в зимней форме. Вокруг удивительная тишина. Говорят, что война закончилась. Боимся поверить: кто плачет, кто смеется, кто стреляет из автомата. Интересно, как там мои дети? Жена? Родственники? Выехали из Берлина. Выполнили поставленную перед нами задачу и поехали дальше. Остановились в районе города Науен. Другие войска отправились на Эльбу.

7 мая 1945 г.

На всех фронтах закончилась война. Победа за нами. Мы победители! Мы хозяева! Мы цари!»

Учитель: Еще 2 года после окончания войны служил Гафаров в Германии. Потом возвратился на Родину. Многие жители окрестных деревень Куюргазинского района и города Кумертау еще помнят, каким деятельным и инициативным был в ту пору пришедший с войны офицер Гафаров. Работал в райсовете, в редакции районной газеты. Одним словом, всю свою жизнь он честно шел по дороге, на которой были у него и радости, и печали. Несмотря на смерть, кровь, страдания сумел сохранить бескорыстие. Самой большой наградой считал то, что вернулся с войны живым, и жил так, чтобы не было стыдно перед погибшими.

Ребята, я рада, что вы откликнулись. Каждый человек должен жить так, чтобы народ мог назвать его своим достойным сыном или дочерью, гордиться им. Ведь из биографии каждого человека рождается история народа. Сегодня мы с вами познакомились с биографией еще одного Человека. Это значит, очередной раз прикоснулись к истории нашей Родины.

Следующее задание: Напишите эссе или письмо - рассуждение (благодарность) участнику Великой Отечественной войны. Или подготовьте сообщение о своих родственниках, земляках - фронтовиках, труженниках тыла, внесших свой вклад в Победу. Я бы хотела получить ваши сообщения в виде солдатских треугольников.

И ещё несколько вопросов:

- Какие чувства испытали вы сегодня?

- Каким предстал перед вами младший лейтенант Гафаров?

- Какие слова вы бы ему сказали?

© 2010-2022