- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему Походы Александра Македонского на Восток
Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему Походы Александра Македонского на Восток
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ромадина Е.А. |
Дата | 09.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
5 класс урок № 47
Тема: «Поход Александра Македонского на Восток»
Цели:
-
Образовательная: дать представление о ходе, результатах, значении завоевательных походов Александра Македонского на Восток для мировой истории и культуры.
-
Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности на примере вклада личности в мировую историю (Александр Македонский); расширению кругозора учащихся в ходе дальнейшего изучения древней истории и предоставлению их вниманию плодов деятельности такого великого исторического деятеля, как Александр Македонский.
-
Развивающая: способствовать развитию интеллектуальный, лингвистических качеств, критического мышления; способствовать формированию УУД: умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения. Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника, исторической картой.
Тип урока: изучение нового материала с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся с текстом параграфа.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
-
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Предметные:
-
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней.
-
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Метапредметные:
-
Освоение основных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
Способствовать развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, критического мышления; умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения;
-
Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника, исторической картой (контурной картой)
План:
-
Первая победа Александра Македонского.
-
Поход Александра в Египет.
-
Крушение Персидской державы.
-
Завершение Восточного похода и создание державы Александра Македонского.
Межпредметные связи: продолжить работу над формированием у учащихся способности к рефлексии и коммуникативной культуры для успешной социализации школьников.
Оборудование:
-
историческая карта «завоевательные походы Александра Македонского в 334 - 325 гг. до н.э. Образование державы Александра Македонского»;
-
текст учебника § 42, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, С. И. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс;
-
Г. И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс. 2 часть - задание № 47;
-
раздаточный материал (таблица, приложение 1; контурные карты с заданием ( при отсутствии рабочей тетради))
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин.):
Обучающиеся готовятся к уроку, настраиваются на работу.
Тема нашего урока: «Поход Александра Македонского на Восток»
(учащиеся записывают тему урока в тетради)
Цели и задачи нашего урока следующие:
-
Проследить ход событий завоевательных походов Александра Македонского.
-
Определить достиг ли Александр поставленных целей: каковы были результаты его деятельности?
-
Определить значение завоевательных походов Александра Македонского на Восток для мировой истории и культуры.
Работать мы будем по следующему плану:
-
Первая победа Александра Македонского.
-
Поход Александра в Египет.
-
Крушение Персидской державы.
-
Завершение Восточного похода и создание державы Александра Македонского.
В ходе урока вы заполните контурные карты по данной теме, для этого вам понадобятся атлас, рабочая тетрадь к учебнику (задание № 47), или распечатка контурной карты с заданиями (раздаточный материал на партах учащихся (приложение 2); а так же мы с вами заполним хронологическую таблицу по событиям похода Александра Македонского на Восток (раздаточный материал на партах учащихся (приложение 1).
II. Изучение новой темы(40 мин)
Актуализация усвоенного ранее материала; подведение учащихся к изучению нового материала (ребята отвечают на поставленные вопросы). (1 мин)
-
Кто первый предложил организовать поход на Восток?
(Филипп II - отец Александра Македонского, но он скончался и реализовать эту идею решил Александр)
-
Кто стал союзником македонян в этом походе? (греческие полисы)
-
Итак, весной 334 г. до н.э. Александр начал свой знаменитый поход на Восток, в котором его поддерживали греки. Греко-македонская армия насчитывала 30 000 пехоты и 5 000 всадников. Армия была подготовлена и обучена, дисциплинированна, имела боевой опыт и лучшее вооружение, использовала осадные и метательные машины для штурма.
(учащиеся записывают дату начала похода в тетрадь).
Углубившись в Малую Азию, Александр столкнулся с вражеской армией. Персы заняли высокий обрывистый берег реки Граник. Александр бросился на врага по крутому откосу. Персы были смяты и обращены в бегство. Александру открылась возможность завоевания Персидской державы.
(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).
-
В 333 г. до н. э. Ал-р вступил на территорию Сирии, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием III. Битва возле города Исс. (учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).
В узкой долине большому войску не было возможности развернуться, а небольшое македонское войско показало себя. Победа Александра была полной. Он захватил царский обоз с женой и двумя дочерьми Дария, и казна Персидского царства.
Дальнейшей целью Александра была Финикия. Богатый город Тир решил сопротивляться. Более полугода длилась его осада. (вопрос классу: Почему жители Тира оказали столь ожесточенное сопротивление войскам Александра? - Жители города боролись не за Дария III, а за свою свободу.
Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины. Когда под ударами таранов рухнули стены, македоняне ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, убили его защитников, тысячи жителей обратили в рабство.
Дарий предложил Александру мир: земли от Средиземного моря до Евфрата, выкуп 3 000 таланов и дочь в жены.
Военные действия продолжились. Из Сирии Александр направился в Египет, где его встретили с восторгом, как освободителя от персидского гнета. Александр был возведен на престол фараона и объявлен сыном Амона. (вопрос классу: Что это означало?)
В дельте Нила, где остров Фарос защищал морскую гавань, царь основал город, назвав его Александрией в свою честь. Он сам разметил места будущих площадей, улиц, храмов.
(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).
-
Из Египта Ал-р двинулся в Месопотамию. В 331 г. до н. э. у местечка Гавгамелы произошло одно из крупнейших сражений древности.
(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).
Персы бросили в бой огромное войско, колесницы с острыми серпами и слонов, македоняне отразили атаку. Армия Александра уничтожила персидское войско и без боя вошла в Вавилон, жрецы возвели Александра на царский престол. Александр разграбил и сжег столицу Персидской державы - Персеполь. Было захвачено множество богатств (10 тыс. подвод и 5 тыс. вьючных верблюдов). Дарий был убит своими приближенными.
Таким образом, под ударами греко-македонской армии Персидская мировая держава прекратила свое существование, а Александр Македонский стал царем Азии.
-
Покорив центральные районы Азии, Александр направился в Среднюю Азию, захватил Бактрию и Согдиену. Повел войско в Индию. Но воины потребовали возвращения домой.
В 325 г. до н. э. Александр вернулся в Вавилон. (учащиеся записывают дату окончания похода в тетрадь).
В результате 10-летних походов на руинах Персидского царства возникла новая мировая держава, которая объединила и перемешала народы Европы и Азии, их культуру и образ жизни. Столица нового государства Вавилон.
(учащиеся вносят в таблицу данные о результатах похода)
Царь женил 10 тыс. солдат на местных девушках. В греко-македонскую армию вступили 30 тыс юношей - персов. Сам царь женился на дочери местного правителя - Роксолане.
Александр начал снова замышлять новый поход, теперь уже на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана.
Но летом 323 г. до н. э. Александр внезапно заболел и умер на 33-м году жизни.
(учащиеся записывают дату смерти Александра Македонского в тетрадь).
III Закрепление (4 мин):
-
когда начался поход Александра на восток?
-
назовите первую битву в данном походе, когда на произошла?
-
почему финикийский город Тир оказал столь ожесточенное сопротивление Александру, что стало с эти городом?
-
почему Египет, в отличие от Тира, не стал бороться с Александром?
-
когда и чем закончилось противостояние Александра Македонского и Дария III?
Итак, Александр свел вместе Восток и Запад, сыграл замечательную роль в истории человечества, круто изменив его путь.
IV. Д\з § 42, закончить заполнение контурной карты (задание № 47 в рабочей тетради); подготовить сообщение «Александр Македонский - вклад в мировую историю и культуру», используя дополнительные источники информации, в т. ч. Интернет.
Приложение 1 (заполненная таблица, записи в столбце «ход и итоги» могут быть учащимися сформулированы самостоятельно или с помощью учителя (в зависимости от уровня подготовки класса))
Таблица: основные битвы похода Александра Македонского на ВостокВ результате 10-летних походов на руинах Персидского царства возникла новая мировая держава, которая объединила и перемешала народы Европы и Азии, их культуру и образ жизни. Столица нового государства Вавилон.
Таблица: основные битвы похода Александра Македонского на Восток Приложение 1____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
___________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Итог: ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
задание № 1.
Заполните контурную карту «Походы Александра Македонского на Восток»
-
Напишите название страны, откуда были родом цари Филипп и Александр.
-
Обозначьте первой буквой место сражения, после которого Греция попала в зависимость от Македонии.
-
Обозначьте знаком (Χ) и напишите названия мест трех известных вам сражений войск Александра и Дария Третьего.
-
Обозначьте первыми буквами название городов: Афины, Александрия Египетская (А. Е.), Тир, Вавилон, Персеполь. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города.
-
Напишите название реки, до которой дошли войска Александра Македонского на Востоке.
-
Обведите направления походов войск Александра Македонского. Напишите даты начала и конца походов в тех местах, где они начались и где закончились.
-
Обведите границы государства, образовавшегося в результате завоеваний Александра Македонского.