• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему Походы Александра Македонского на Восток

Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему Походы Александра Македонского на Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс урок № 47

Тема: «Поход Александра Македонского на Восток»

Цели:

  • Образовательная: дать представление о ходе, результатах, значении завоевательных походов Александра Македонского на Восток для мировой истории и культуры.

  • Воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности на примере вклада личности в мировую историю (Александр Македонский); расширению кругозора учащихся в ходе дальнейшего изучения древней истории и предоставлению их вниманию плодов деятельности такого великого исторического деятеля, как Александр Македонский.

  • Развивающая: способствовать развитию интеллектуальный, лингвистических качеств, критического мышления; способствовать формированию УУД: умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения. Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника, исторической картой.

Тип урока: изучение нового материала с элементами беседы и самостоятельной работы обучающихся с текстом параграфа.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Предметные:

  • Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней.

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.

Метапредметные:

  • Освоение основных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Способствовать развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, критического мышления; умения анализировать, делать выводы, аргументируя свою точку зрения;

  • Совершенствовать навык написания конспекта, работы с текстом учебника, исторической картой (контурной картой)

План:

  1. Первая победа Александра Македонского.

  2. Поход Александра в Египет.

  3. Крушение Персидской державы.

  4. Завершение Восточного похода и создание державы Александра Македонского.

Межпредметные связи: продолжить работу над формированием у учащихся способности к рефлексии и коммуникативной культуры для успешной социализации школьников.

Оборудование:

  • историческая карта «завоевательные походы Александра Македонского в 334 - 325 гг. до н.э. Образование державы Александра Македонского»;

  • текст учебника § 42, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, С. И. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс;

  • Г. И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь 5 класс. 2 часть - задание № 47;

  • раздаточный материал (таблица, приложение 1; контурные карты с заданием ( при отсутствии рабочей тетради))

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.):

Обучающиеся готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Тема нашего урока: «Поход Александра Македонского на Восток»

(учащиеся записывают тему урока в тетради)

Цели и задачи нашего урока следующие:

  • Проследить ход событий завоевательных походов Александра Македонского.

  • Определить достиг ли Александр поставленных целей: каковы были результаты его деятельности?

  • Определить значение завоевательных походов Александра Македонского на Восток для мировой истории и культуры.

Работать мы будем по следующему плану:

  1. Первая победа Александра Македонского.

  2. Поход Александра в Египет.

  3. Крушение Персидской державы.

  4. Завершение Восточного похода и создание державы Александра Македонского.

В ходе урока вы заполните контурные карты по данной теме, для этого вам понадобятся атлас, рабочая тетрадь к учебнику (задание № 47), или распечатка контурной карты с заданиями (раздаточный материал на партах учащихся (приложение 2); а так же мы с вами заполним хронологическую таблицу по событиям похода Александра Македонского на Восток (раздаточный материал на партах учащихся (приложение 1).

II. Изучение новой темы(40 мин)

Актуализация усвоенного ранее материала; подведение учащихся к изучению нового материала (ребята отвечают на поставленные вопросы). (1 мин)

  • Кто первый предложил организовать поход на Восток?

(Филипп II - отец Александра Македонского, но он скончался и реализовать эту идею решил Александр)

  • Кто стал союзником македонян в этом походе? (греческие полисы)

  1. Итак, весной 334 г. до н.э. Александр начал свой знаменитый поход на Восток, в котором его поддерживали греки. Греко-македонская армия насчитывала 30 000 пехоты и 5 000 всадников. Армия была подготовлена и обучена, дисциплинированна, имела боевой опыт и лучшее вооружение, использовала осадные и метательные машины для штурма.

(учащиеся записывают дату начала похода в тетрадь).

Углубившись в Малую Азию, Александр столкнулся с вражеской армией. Персы заняли высокий обрывистый берег реки Граник. Александр бросился на врага по крутому откосу. Персы были смяты и обращены в бегство. Александру открылась возможность завоевания Персидской державы.

(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).


  1. В 333 г. до н. э. Ал-р вступил на территорию Сирии, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием III. Битва возле города Исс. (учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).

В узкой долине большому войску не было возможности развернуться, а небольшое македонское войско показало себя. Победа Александра была полной. Он захватил царский обоз с женой и двумя дочерьми Дария, и казна Персидского царства.

Дальнейшей целью Александра была Финикия. Богатый город Тир решил сопротивляться. Более полугода длилась его осада. (вопрос классу: Почему жители Тира оказали столь ожесточенное сопротивление войскам Александра? - Жители города боролись не за Дария III, а за свою свободу.

Александру удалось окружить город кораблями, на которых были установлены тараны и метательные машины. Когда под ударами таранов рухнули стены, македоняне ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, убили его защитников, тысячи жителей обратили в рабство.

Дарий предложил Александру мир: земли от Средиземного моря до Евфрата, выкуп 3 000 таланов и дочь в жены.

Военные действия продолжились. Из Сирии Александр направился в Египет, где его встретили с восторгом, как освободителя от персидского гнета. Александр был возведен на престол фараона и объявлен сыном Амона. (вопрос классу: Что это означало?)

В дельте Нила, где остров Фарос защищал морскую гавань, царь основал город, назвав его Александрией в свою честь. Он сам разметил места будущих площадей, улиц, храмов.

(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).



  1. Из Египта Ал-р двинулся в Месопотамию. В 331 г. до н. э. у местечка Гавгамелы произошло одно из крупнейших сражений древности.

(учащиеся вносят в таблицу первые данные о битвах; начинают выполнять задание 6 на контурной карте).

Персы бросили в бой огромное войско, колесницы с острыми серпами и слонов, македоняне отразили атаку. Армия Александра уничтожила персидское войско и без боя вошла в Вавилон, жрецы возвели Александра на царский престол. Александр разграбил и сжег столицу Персидской державы - Персеполь. Было захвачено множество богатств (10 тыс. подвод и 5 тыс. вьючных верблюдов). Дарий был убит своими приближенными.

Таким образом, под ударами греко-македонской армии Персидская мировая держава прекратила свое существование, а Александр Македонский стал царем Азии.



  1. Покорив центральные районы Азии, Александр направился в Среднюю Азию, захватил Бактрию и Согдиену. Повел войско в Индию. Но воины потребовали возвращения домой.

В 325 г. до н. э. Александр вернулся в Вавилон. (учащиеся записывают дату окончания похода в тетрадь).

В результате 10-летних походов на руинах Персидского царства возникла новая мировая держава, которая объединила и перемешала народы Европы и Азии, их культуру и образ жизни. Столица нового государства Вавилон.

(учащиеся вносят в таблицу данные о результатах похода)

Царь женил 10 тыс. солдат на местных девушках. В греко-македонскую армию вступили 30 тыс юношей - персов. Сам царь женился на дочери местного правителя - Роксолане.

Александр начал снова замышлять новый поход, теперь уже на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана.

Но летом 323 г. до н. э. Александр внезапно заболел и умер на 33-м году жизни.

(учащиеся записывают дату смерти Александра Македонского в тетрадь).

III Закрепление (4 мин):

  • когда начался поход Александра на восток?

  • назовите первую битву в данном походе, когда на произошла?

  • почему финикийский город Тир оказал столь ожесточенное сопротивление Александру, что стало с эти городом?

  • почему Египет, в отличие от Тира, не стал бороться с Александром?

  • когда и чем закончилось противостояние Александра Македонского и Дария III?

Итак, Александр свел вместе Восток и Запад, сыграл замечательную роль в истории человечества, круто изменив его путь.

IV. Д\з § 42, закончить заполнение контурной карты (задание № 47 в рабочей тетради); подготовить сообщение «Александр Македонский - вклад в мировую историю и культуру», используя дополнительные источники информации, в т. ч. Интернет.

Приложение 1 (заполненная таблица, записи в столбце «ход и итоги» могут быть учащимися сформулированы самостоятельно или с помощью учителя (в зависимости от уровня подготовки класса))

Таблица: основные битвы похода Александра Македонского на ВостокВ результате 10-летних походов на руинах Персидского царства возникла новая мировая держава, которая объединила и перемешала народы Европы и Азии, их культуру и образ жизни. Столица нового государства Вавилон.



Таблица: основные битвы похода Александра Македонского на Восток Приложение 1____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________


____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

Итог: ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Приложение 2

задание № 1.Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему Походы Александра Македонского на Восток

Заполните контурную карту «Походы Александра Македонского на Восток»

  1. Напишите название страны, откуда были родом цари Филипп и Александр.

  2. Обозначьте первой буквой место сражения, после которого Греция попала в зависимость от Македонии.

  3. Обозначьте знаком (Χ) и напишите названия мест трех известных вам сражений войск Александра и Дария Третьего.

  4. Обозначьте первыми буквами название городов: Афины, Александрия Египетская (А. Е.), Тир, Вавилон, Персеполь. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города.

  5. Напишите название реки, до которой дошли войска Александра Македонского на Востоке.

  6. Обведите направления походов войск Александра Македонского. Напишите даты начала и конца походов в тех местах, где они начались и где закончились.

  7. Обведите границы государства, образовавшегося в результате завоеваний Александра Македонского.

© 2010-2022