Конспект урока Древнее Двуречье (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема урока: Древнее Двуречье

Тип урока: Комбинированный урок

Цели урока:

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими усло­виями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Оборудование: учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История Древнего мира века.- М.: Просвещение, 2003 г., меловая наглядность, карта;

План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья.

  3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.

Ход урока


Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 минута)

Приветствуют учителя.

2. Проверка ранее изученного материала (3 минуты)

беседа по вопросам:

(4 минуты)

отвечают 4 ученика.



2. Изучение нового материала










Объявление темы, целей и плана урока.

Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фа­раоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

  1. Работа по карте (с. 31 Вигасина).

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский по­луостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добрать­ся до реки Евфрат.

  • Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат?

  • Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат?

  • Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?

  • Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат?

Работа с историческими документами.

Геродот. История

Вопросы к документу:

  • Какая земля существовала в Древнем Двуречье?

  • Какие культуры выращивали жители этой страны?

  • Какие занятия существовали у жителей Двуречья?

Миф о потопе (с. 65)

Вопросы к документу:

  • Из-за чего возник потоп?

  • Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе?

  • Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?

  • Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ?

  • Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?


  1. Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывает­ся толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила - более пяти тысяч лет назад.

  1. Решение задачи.




  • Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?


  • Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуре­чья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

  1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 § 13 на с. 64

  1. Беседа по прочитанному.

  • Каким богам преклонялись жители Двуречья?



  • Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами?


  • ^ - Какую роль играли жрецы в Двуречье?

Записывают тему урока в тетрадь.



Смотрят карту




  • (Двуречье или Междуречье.)

(Турция, Сирия, Ирак.)

(Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)

(Мест­ность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге - совсем ровная и камней там нет.)

Знакомятся с документом.


  • (Земля очень плодородная)

  • (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)

  • (Строи­ли каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)


  • (Из-за дождей.)


  • (Праведному человеку Утнапишти.)


  • (Разливы рек Тигр и Евфрат.)


  • (О существовании у них религиозных верований.)








Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам шко­лы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.


  • (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)





Читают текст параграфа.

(В одном горо­де богу солнца Шамашу, в другом - богу луны Сину, мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)

(Жители Двуречья не могли объ­яснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)

(Они были служите­лями храмов, могли общаться с богами.)

3. Закрепление

Подводит итог изучения темы урока.

Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?

Подводит итог работы учащихся на уроке. Выставляет оценки. (2 минуты)

ответы учеников:

4. Домашнее задание

прочитать § 17 (4 минуты)

Записывают задание в дневник.

Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Меж­дуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие - Междуречья.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Египет

Междуречье



Ученики, защищая преимущества климатических условий Егип­та и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебника­ми, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложе­ния учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

  1. разливы рек;

  2. плодородие почвы;

  3. растительность;

  4. строительный материал;

  5. письменность и климатические условия.

Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала­ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло­довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости­гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич­ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.


Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала­ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло­довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости­гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич­ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.





Геродот. История

193... .Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана канала­ми. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, пло­довые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя дости­гают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (маслич­ное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58.

© 2010-2022