Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

«Древняя Спарта»

ФИО, место работы, должность: Ганиева Кадрия Ахметовна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории МБОУ «Красногорская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ

Предмет: история

Класс: 5

Тема: «Древняя Спарта»

Цель урока: формировать у обучающихся представления о Спарте как о военном, олигархическом государстве.

проследить влияние природных условий Пелопоннеса на занятия жителей Лаконики, помочь учащимся составить представление о древних законах Спарты;

формировать умения давать сравнительный анализ образа жизни на примере Спарты и Афин. Характеризовать основные группы населения и их положение в обществе;

вырабатывать умения использовать информацию исторической карты и дополнительных источников;

характеризовать воспитание детей в Спарте, сравнивать с воспитанием детей в Афинах, с современным воспитанием.

Задачи:Образовательные:

- характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам.

-раскрыть черты общественно-политического устройства

-познакомить с особенностями воспитания спартанских детей.

Развивающие:

- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим

временем (хронологией);

- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией

Воспитательные:

- спо - способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

-продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных

ситуаций.


Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: доска, экран, проектор, листы с самостоятельной работой (2 варианта), лист рефлексии.

Учебник: Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А. - М.: Русское слово, 2012.



Название этапа,

цель


Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне)

Решение небольшой головоломки для того, чтобы узнать область, в которой расположена Спарта.


Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучение истории античного мира. На Предыдущем уроке рассмотрели историю Афинского полиса. А сегодня перед вами небольшая головоломка, решив которую вы узнаете название области, на которой расположен еще один полис Греции. Что это за область? Какой крупный полис вы видите на этой карте?

С названием этого полиса связана сегодняшняя тема урока. Назовите тему и определите цели урока.

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Молодцы, ребята! Вы правильно определили. Область называется Лаконика, а город - государство - Спарта.

Показывает слайд с картой. И в ходе изучения сегодняшнего материала, мы с вами должны найти ответ на вопросы почему спартанцам была необходима отлично организованная армия и в чем заключалась цель спартанского воспитания?

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Слушают учителя. Решают головоломку, отвечают на поставленные учителем вопросы. Самостоятельно определяют тему и цели урока.

Записывают в тетради тему урока.

Самоопределение к деятельности - (Л);

Понимание особенности истории других государств (Л);

- целеполагание - (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К);

Определять цель, проблему в учебной деятельности. (Р)

Выдвигать версии.(Р)

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет инд.задания на применение нового знания.

Показывает слайд с планом изучения новой темы.

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Учащимся учитель показывает несколько географических карт.

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Задает проблемный вопрос. С такими характерными условиями климата и проживания в чем основывалось хозяйство Спарты?



Предлагает поработать с текстом учебника. Стр. 151.

Вопрос:

Кто является основателем этого полиса?

С какими категориями населения Спарты вы познакомились?

Как они называются?

Читают план изучения материала урока, определяют проблемные для себя вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

- какие люди жили в Спарте?

-что такое спартанское воспитание и чем оно отличается?

- кем и как управлялось государство?

- как была организована армия спартанцев?

Работают в паре, изучают карты, самостоятельно дают характеристику географическому расположению Спарты, климатическим условиям:

Теплый климат, плодородное побережье, есть крупные реки, средняя часть - гористая, окружена морем.



Отвечают и в тетради записывают ответ:

-можно заниматься земледелием, скотоводством

- удобно для мореплавания, ловли рыбы

- можно заниматься морской торговлей

- вероятно горы давали полезные ископаемые.

Основным занятием можно считать земледелие.




Предполагаемые ответы учеников:

Полис основали дорийцы.

Были свободные и рабы.

Свободные назывались спартанцы, рабы - илоты.

Выполняют словарную работу:

Илоты - греки - ахейцы, которых спартанцы превратили в рабов.


.

П:

-Мыслительные операции : обобщение, анализ, синтез, сравнение;

-извлечение необходимой информации из текста

- использование знаково- символических средств (схем, чертежей и др)

-осознанное и произвольное речевые высказывание

Р:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

К:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

3.Выявление места и причин затруднения. (Открытие детьми нового знания)

Поиск решения проблемы учениками.

Среди 500 полисов Греции лишь 2 были центрами страны: Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями. У них было разное управление и образ жизни. Давайте с вами разделимся на 3 группы и выясним эту разницу.

Делит класс на 3 группы и дает задание на сравнение Афин и Спарты.











Учитель раздает на каждую группу документ о воспитании спартанских детей. Показывает слайды об образе жизни и воспитании спартанцев.

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

На доске показывает вопросы:

-какие порядки Древней Спарты тебе, как человеку современности, кажутся правильными?

- как ты оцениваешь законы Спарты и почему?

Каждая группа работает по своему индивидуальному заданию.

1 гр. Сравнивает хозяйство

2 гр. Общественное деление

3 гр. Управление

Ожидаемые результаты по группам:

1-я. В Спарте главными занятиями были земледелие и война, ремесло и торговля запрещены. В Афинах развивались земледелие, ремесло, торговля, кораблестроение (В Спарте эти занятия считались позором).

2-я группа. Общественное деление Афин: аристократия, демос, рабы. Местное население в рабов обращать нельзя.

Общественное деление Спарты: спартанцы - потомки дорийцев завоевателей и илоты (рабы - местное завоёванное население). Уничтожение сильных илотов (криптия).

3-я группа.

Управление в Афинах: демократия (Народное Собрание, ареопаг, архонты).

Управление в Спарте было простым и не менялось с 8 по 3 век н.э. Во главе были 2 царя-полководца, и Совет из 30 старейшин. Спартанцы - свободные воины и илоты. Переход из одной группы в другую был запрещён. Правили немногие, такое правление называется - олигархия.

Читают документ, отвечают на вопросы учителя

В древней Спарте главную ответственность за воспитание детей играло государство, а не родители. Старейшины решали: жить ребёнку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым - сбрасывали с обрыва. Кормилицы были заботливые и умелые, детей не пеленали, чтобы дать свободу частям тела, растили их неприхотливыми и не разборчивыми в еде, не боящимися темноты или одиночества, не знающими, что такое своеволие или плач. С семи лет мальчиков отбирали у родителей, их воспитанием занимались самые уважаемые спартанки. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу.

Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя было обойтись, в остальном же всё воспитание сводилось к требованиям беспрекословно подчиняться, стойко переносить лишения и одерживать верх над противником. С возрастом требования становились всё жёстче: ребятишек коротко стригли, они бегали босиком, приучались играть нагими. В 12 лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год по гиматию. Грязные, запущенные, бани и умащения были им не знакомы - за весь год лишь несколько дней они пользовались этим благом. Спали они вместе на подстилках, которые сами себе готовили.

Много внимания уделялось физическому развитию. Речь их была краткой (её называли лаконичной). Вся жизнь спартанских юношей проходила в физических упражнениях. В 30 лет они считались совершеннолетними: получали от государства надел земли и могли жениться.

П - анализирую и сравнивают, определяют основную и второстепенную проблему,

К - выражают свои мысли, аргументируют их, учитывают мнение и ответ других в группе, разрешают возможные споры, конфликты.

Физкультминутка.

Снятие напряжения, разрядка.

Мы с вами хорошо поработали. А теперь дети, давайте проведем физкультминутку.

Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Молодцы, дети! Садитесь на свои места и продолжим наш урок.

Спартанская армия. Учитель предлагает учащимся поработать над текстом учебника на стр.153.

Делают движения, выполняя условия упражнений.





Читают материал, выполняют словарную работу в тетради.

4. Рефлексия деятельности

Закрепление и применение знаний учениками.

Вы изучили интересную историю о жизни Спарты. И сейчас, пользуясь текстом учебника, презентацией ответьте на следующие вопросы:

почему спартанцам была необходима отлично организованная армия и в чем заключалась цель спартанского воспитания?

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

Почему, идя на сражение, спартанцы надевали красную одежду?

Варианты ответов учитель записывает на доске, после чего показывает слайд с ответом на этот вопрос.( В основном учащиеся дают правильные версии ответов)

Разработка урока по истории на тему Древняя Спарта

- чем отличался образ жизни жителей Спарты и Афин?

Прежде чем дети ответят на вопрос, учитель поясняет «Образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности».

-что ценного можем мы взять в спартанском образе жизни?

.

Анализируют презентацию, отвечают на вопросы, делают выводы.

- илотов много, а спартанцев по количеству мало, армия нужна, чтобы защитить жизнь, имущество;

- защитить независимость государства;

- чтобы удерживать местное население под контролем






Высказывают свои предположения


Делают вывод:

Особое спартанское воспитание было необходимо потому, что нужны были сильные, мужественные воины, способные защитить страну от врагов, а свободных жителей от гнева рабов. А такими воинами могли стать только крепкие дети. Вот поэтому сильных и здоровых новорожденных оставляли в живых, а хилых и слабых, болезненных детей убивали.













Предполагаемые ответы учащихся:

1. В Спарте главные занятия - земледелие и война, а в Афинах и земледелие, и ремесло, и торговля, и кораблестроение,

2. Без морской торговли афиняне не могли существовать, а в Спарте эти занятия были запрещены.

3. В Афинах процветали ремесло и торговля, а в Спарте это считалось позором.

4. В Афинах развивались школы, ценились науки, а в Спарте уважали лишь занятия военные

5. Афиняне стремились к красивой культурной жизни, а спартанцы презирали богатство и роскошь.

6. Управление в Афинах более демократичное, а в Спарте правили немногие - олигархия.

7. Воспитание детей, положение семьи в Афинах и Спарте резко отличались.

8. Люди Афин разносторонне развиты.

П :

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л:

- самооценка на основе критерия успешности

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

К:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);


Предполагаемые ответы учащихся:

1. В Спарте главные занятия - земледелие и война, а в Афинах и земледелие, и ремесло, и торговля, и кораблестроение,

2. Без морской торговли афиняне не могли существовать, а в Спарте эти занятия были запрещены.

3. В Афинах процветали ремесло и торговля, а в Спарте это считалось позором.

4. В Афинах развивались школы, ценились науки, а в Спарте уважали лишь занятия военные

5. Афиняне стремились к красивой культурной жизни, а спартанцы презирали богатство и роскошь.

6. Управление в Афинах более демократичное, а в Спарте правили немногие - олигархия.

7. Воспитание детей, положение семьи в Афинах и Спарте резко отличались.

8. Люди Афин разносторонне развиты.

5. Домашнее задание.


  1. Прочитать п.27.

  2. Напишите сочинение на тему «Один день из жизни 11-летнего спартанского мальчика» В конце работы допишите, что вам хотелось бы воспроизвести из этого дня?

Воспринимают информацию, записывают в дневниках.




© 2010-2022