- Преподавателю
- История
- Урок в 5 классе по теме Греция и остров Крит в эпоху бронзы
Урок в 5 классе по теме Греция и остров Крит в эпоху бронзы
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Багликова Т.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 5 классе по теме "Греция и остров Крит в эпоху бронзы"
Цель урока:
- изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;
- привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности;
- раскрыть красоту и образность мифов Греции.
- формировать умение работать с историческими источниками.
- развивать умение работать с контурной картой, речь учащихся.
Оборудование:
-компьютер,
-презентация на диске,
-карта "Древняя Греция ",
-термины, написанные на альбомных листах и вывешенные заранее на доску,
-вопросы к игре "Чистая доска" (каждый вопрос написан на половине альбомного листа), -вопросы развешены на доске заранее без определенного порядка,
-карточки: красные и зеленые для оценивания урока.
-"монеты " - небольшие кружочки желтого цвета.
Ход урока
Вводное слово -
Здравствуйте ребята. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Нам понадобятся учебник, тетрадь, ручка, а также ваше внимание и активность.
Присаживайтесь.
Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала, на котором вы узнаете много нового, познакомитесь с новыми государствомами, новыми историческим личностями, узнаете новые термины.
Итак, тема урока "Греция и остров Крит в эпоху бронзы ".
Откройте тетради и запишите новую тему урока. Будьте внимательны при списывании с доски.
Изучение нового материала.
-С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?
Познакомимся с историей его возникновения по следующему плану
(слайд 3)
План урока:
-
Расселение греческих племен.
-
Природные условия Древней Греции
-
Древний Крит
-
Миф о Тесее и Минотавре.
-
Гибель Критского Царства.
И заодно поиграем в игру «Чистая доска». Как видите, школьная доска совсем не чистая, а исписана разными вопросами. Ответ на них вы найдёте, прослушав мой рассказ, посмотрев презентацию, послушав своих одноклассников. Правильно отвеченный вопрос стирается с доски, таким образом, доска в конце урока должна остаться чистой.
1. Рассказ учителя. (слайд 4)
Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире; прекрасные мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали Трою, и о скитаниях одного из участников войны - Одиссея.
Не надо забывать и того, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с теми культурными явлениями, которые возникли в Греции. Так, театр, лирика, скульптура, архитектура, философия, наука, математика - все это творение рук греков. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами (греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Свое путешествие по Древней Греции мы начинаем с природных условий и местоположения.
-А почему начинаем знакомство с природы и местоположения Греции?
2. Работа с картой (настенная карта «Древняя Греция»).
Совершим плавание из дельты реки Нила на северо-запад. Приближаемся к острову продолговатой формы.
-Как он называется?...
Крит считается частью Европы, на этом острове возникло древнейшее в Европе государство. Плывем дальше в том же направлении и достигаем берегов Греции. Греция - европейская страна, она расположена на юге Балканского полуострова. Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную. Посмотрите на легенду карты и скажите:
-Какими морями она омывается?
-Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами?
-Каким знаком обозначены древние города греков?
-Назовите их?
-Назовите самый большой остров, бывший частью Греции?
-Какой город является современной столицей Греции?
3. Работа с контурной картой.
1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.
2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.
Первая остановка, которую мы сделаем это Греция.
С природными условиями Древней Греции нас познакомит Юля Салтанова
4. Сообщение учащегося о Греции.
Греция - это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.
5. Работа с таблицей. Сравните природные условия древнего Востока и Древней Греции
-Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?
Следующая наша остановка это остров Крит.
Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме "Одиссея". Настя Яценко
6. Читает подготовленный ученик. (слайд 5)
Есть такая страна посреди - цветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …
Кносс - между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…
С природными условиями Древнего Крита нас познакомит Бумакова Алина
6. Сообщения учащегося о Крите
Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.
7. Беседа о Крите.
-Назовите местоположение острова Крит.
- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?
-Как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной. (Крит был единым государством и нападение могло произойти только с моря. В Греции государств было много и они враждовали между собой.)
8. Видеофрагмент о раскопках на о.Крит.
Сто лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов и спусков. Окон же было не много: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы - отверстие в краше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой.
Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшимся на Крите священным животным.
На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о Древнем Крите многого, даже того на каком языке говорило его население.
- Из каких источников мы берем сведения об острове?
9. Физминутка. Проводится под музыку народного греческого танца «Сиртаки».
10. Работа с новым понятием.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием "миф".
Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре.
11.Рассказ подготовленным учеником мифа о Тесее и Минотавре. Саша Бажин
Послушав миф, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
-Царем какого государства был Минос?
-Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем?
-Подумайте, что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности? (Сказочное: чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря. Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него был дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.)
-Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами-государствами и Критом?
-Подумайте, что могло означать крылатое выражение «нить Ариадны»?
12. Гибель Критского царства.
В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки. После ослабления Крита греки вступают в борьбу за власть над Эгейским морем. Эта борьба приводит их к столкновению с могущественной Троей- городом на побережье Малой Азии.
Посмотрите на доску она чистая вы ответили на все вопросы.
16. Закрепление.
1.Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
2.Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с - царь Крита
А_ _ _ _ _ а - дочь критского царя.
Э г_ _ й - царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.
17. Домашнее задание.
Параграф, что означает крылатое выражение «Яблоко раздора».
18. Подведение итогов.
-Молодцы. Самые активные учащиеся получают отметки.
Спасибо за урок. До свидания.