Урок в 5 классе по теме Греция и остров Крит в эпоху бронзы

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5 классе по теме "Греция и остров Крит в эпоху бронзы"

Цель урока:

- изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;

- привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности;

- раскрыть красоту и образность мифов Греции.

- формировать умение работать с историческими источниками.

- развивать умение работать с контурной картой, речь учащихся.

Оборудование:

-компьютер,

-презентация на диске,

-карта "Древняя Греция ",

-термины, написанные на альбомных листах и вывешенные заранее на доску,

-вопросы к игре "Чистая доска" (каждый вопрос написан на половине альбомного листа), -вопросы развешены на доске заранее без определенного порядка,

-карточки: красные и зеленые для оценивания урока.

-"монеты " - небольшие кружочки желтого цвета.

Ход урока

Вводное слово -

Здравствуйте ребята. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Нам понадобятся учебник, тетрадь, ручка, а также ваше внимание и активность.

Присаживайтесь.

Сегодня у нас с вами урок изучения нового материала, на котором вы узнаете много нового, познакомитесь с новыми государствомами, новыми историческим личностями, узнаете новые термины.

Итак, тема урока "Греция и остров Крит в эпоху бронзы ".

Откройте тетради и запишите новую тему урока. Будьте внимательны при списывании с доски.

Изучение нового материала.

-С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?

Познакомимся с историей его возникновения по следующему плану

(слайд 3)

План урока:

  1. Расселение греческих племен.

  2. Природные условия Древней Греции

  3. Древний Крит

  4. Миф о Тесее и Минотавре.

  5. Гибель Критского Царства.

И заодно поиграем в игру «Чистая доска». Как видите, школьная доска совсем не чистая, а исписана разными вопросами. Ответ на них вы найдёте, прослушав мой рассказ, посмотрев презентацию, послушав своих одноклассников. Правильно отвеченный вопрос стирается с доски, таким образом, доска в конце урока должна остаться чистой.

1. Рассказ учителя. (слайд 4)

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире; прекрасные мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали Трою, и о скитаниях одного из участников войны - Одиссея.

Не надо забывать и того, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с теми культурными явлениями, которые возникли в Греции. Так, театр, лирика, скульптура, архитектура, философия, наука, математика - все это творение рук греков. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами (греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Свое путешествие по Древней Греции мы начинаем с природных условий и местоположения.

-А почему начинаем знакомство с природы и местоположения Греции?

2. Работа с картой (настенная карта «Древняя Греция»).

Совершим плавание из дельты реки Нила на северо-запад. Приближаемся к острову продолговатой формы.

-Как он называется?...

Крит считается частью Европы, на этом острове возникло древнейшее в Европе государство. Плывем дальше в том же направлении и достигаем берегов Греции. Греция - европейская страна, она расположена на юге Балканского полуострова. Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную. Посмотрите на легенду карты и скажите:

-Какими морями она омывается?

-Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами?

-Каким знаком обозначены древние города греков?

-Назовите их?

-Назовите самый большой остров, бывший частью Греции?

-Какой город является современной столицей Греции?

3. Работа с контурной картой.

1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.

2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.

Первая остановка, которую мы сделаем это Греция.

С природными условиями Древней Греции нас познакомит Юля Салтанова

4. Сообщение учащегося о Греции.

Греция - это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины.

5. Работа с таблицей. Сравните природные условия древнего Востока и Древней Греции

-Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?

Следующая наша остановка это остров Крит.

Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме "Одиссея". Настя Яценко

6. Читает подготовленный ученик. (слайд 5)

Есть такая страна посреди - цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс - между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

С природными условиями Древнего Крита нас познакомит Бумакова Алина

6. Сообщения учащегося о Крите

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

7. Беседа о Крите.

-Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

-Как вы думаете, почему на о. Крит не нашли не одной крепости, а на Балканском полуострове каждый город был окружен крепостной стеной. (Крит был единым государством и нападение могло произойти только с моря. В Греции государств было много и они враждовали между собой.)

8. Видеофрагмент о раскопках на о.Крит.

Сто лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец. Дворец имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов и спусков. Окон же было не много: солнечный свет и воздух поступали через световые колодцы - отверстие в краше. Это спасало от изнуряющей жары летом и холодных ветров зимой.

Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, почитавшимся на Крите священным животным.

На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы. Мы не знаем о Древнем Крите многого, даже того на каком языке говорило его население.

- Из каких источников мы берем сведения об острове?

9. Физминутка. Проводится под музыку народного греческого танца «Сиртаки».

10. Работа с новым понятием.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием "миф".

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре.

11.Рассказ подготовленным учеником мифа о Тесее и Минотавре. Саша Бажин

Послушав миф, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

-Царем какого государства был Минос?

-Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем?

-Подумайте, что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности? (Сказочное: чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря. Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него был дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.)

-Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами-государствами и Критом?

-Подумайте, что могло означать крылатое выражение «нить Ариадны»?

12. Гибель Критского царства.

В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки. После ослабления Крита греки вступают в борьбу за власть над Эгейским морем. Эта борьба приводит их к столкновению с могущественной Троей- городом на побережье Малой Азии.

Посмотрите на доску она чистая вы ответили на все вопросы.

16. Закрепление.

1.Зачеркни неправильный ответ:

Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.

2.Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М_ _ _ с - царь Крита

А_ _ _ _ _ а - дочь критского царя.

Э г_ _ й - царь Афин.

М_ _ _ _ _ _ р - чудовище, жившее в лабиринте.

17. Домашнее задание.

Параграф, что означает крылатое выражение «Яблоко раздора».

18. Подведение итогов.

-Молодцы. Самые активные учащиеся получают отметки.

Спасибо за урок. До свидания.


© 2010-2022