Урок по истории для 6 класса «Русь и Золотая Орда»

Данный урок  выбран мною по причине, что на отношения Руси и Орды я смотрела как захватнические отношения, как тяжёлое иго, в этом аспекте и давала на уроках материал. А вот вассальные отношения они рассмотрены уже как чуть ли не благо, как спасение Руси от Запада, а возможно и не только западных государств.            Материал урока рассмотрен на примере  приёма «Фишбоун» - приёма технологии критического мышления. Именно он и помогает увидеть в полной мере вассальную зависимость. Уроки по стандартам второго поколения предполагают  самостоятельную постановку цели, план деятельности, и самостоятельный поиск  решения проблемы, а на это уходит много времени, поэтому данный урок даётся в высоком темпе. Хочу предостеречь от спешки, просто должна быть чёткость в объяснении использования приёма, если раньш...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:

учитель истории и обшествознания высшей квалификационной категории

МБОУ Ярская Школа № 2 пос. Яр Удмуртия

Ившина Надежда Александровна


Тема урока

«Русь и Золотая Орда»

Класс : 6 история

Тип урока Ознакомление и первичное закрепление нового материала.

План урока

1. Ордынское владычество.

2. Повинности русского населения.

3. Борьба против ордынского владычества.

4. Последствия ордынского владычества

Цель урока:

Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что поступки людей зависят от эпохи, личности и морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, учебники

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность»
и «безнравственность».

Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения

Метапредметные УУД

Регулятивные: ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

  1. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

  2. вести поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: вырабатывать умение слушать и слышать друг друга;

  1. правильно выражать свои мысли

умело использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

Личностные УУД:

умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА.

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации
совзаимодействия
на уроке

I. Мотивационно-
целевой этап

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
учащихся
закрепления
изученного
материала


Создает проблемную ситуацию:

удивления (предъявляет учащимся факт, противоречащий их собственным знаниям и опыту).

Кто быстрее (учитель читает утверждение дети либо соглашаются либо опровергают) (приложение №1) Показывает слайды с изображением икон Александра Невского (слайды прошлого урока), орден Александра Невского, храм А.Невского ( в г. Ижевске) слова: «Князю Невскому слава с дружиною, и многие лета и честь!»

Оценивание

Учитель (читает на следующем слайде: «Победитель немцев и шведов А. Невский в 1257 году вместе с ханскими переписчиками прибыл в Новгород и подавил восстание против Монголо-татар».

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Отвечают «да», «нет». Эксперт раздаёт фишки оценивания.

Отвечают на вопрос: «За что этот человек удостоен такого высокого внимания»?

Слушают
и дополняют. вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт, делятся своим отношением к объекту познания

Самооценивание (количество полученных фишек)

Ученики спрашивают, задают вопросы (у них моментально возникли вопросы).


формулируют проблему в виде вопроса: «Почему князья помогали Золотой Орде?» Определяют тему урока.
Обсуждают цели урока
и пытаются
самостоятельно их формулировать.

Фронтальная
работа











Индивидуальная

II. Актуализация знаний

Сообщает, что Русь стала вассальным государством. Предлагает определить круг вопросов, знание которых поможет в решении проблемы, и записывает их на доске.

Организация учителем процесса самостоятельного постижения учениками нового материала (недостающих знаний);

Формулируют вопросы


Ученики делятся на группы по 4 человека (т.е. по количеству пунктов параграфа 14 «Русь и Золотая Орда

Фронтальная

III. Изучение

нового

мате-
риала Ориентировочный этап.



Поисково-исследовательский этап.

Совместное планирование деятельности.




Работа с текстом учебника. Отражение прочитанного в схеме фишбоун.



Совместное с учителем или самостоятельное формулирование выводов

Совместное с учителем структурирование (организация) учениками новой информации с помощью графической формы фишбоун (скелет рыбы) удобного для запоминания и «наращивания»знаний Где - в голове рыбы пишется проблема, в верхней части косточек (скилета) причины: подавил восстание, разрешение на престолонаследие и пр. внизу факты: (1257г -А.Невский подавил восстание, каждый князь получал ярлык на княжение)

Комментарии к новой информации.


Организует выступление групп по причинам и фактам отмеченным на «скелете рыбы»

Каждая группа работает по своему пункту, чтение происходит индивидуально, составление схемы в группе (но на ней оставляют место для добавления верхних и нижних косточек), происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема «фишбоун)


Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.

Читают записи, обсуждают их, высказывают свою
точку зрения, отвечают
на вопросы.

Формулируют вывод «Русь потеряла самостоятельность, но приспособилась к вассальной зависимости и это её даже спасло от западных раззорений»

Индивидуальная.


Групповая



Индивидуальная.


Групповая


Фронтальная

IV. Первичное осмысление
и закрепление


«Презентация своей работы»

Объясняет смысл задания.

Выполняют задания, представляют свою «рыбку»

Индивидуальная

V. Итоги урока.

Рефлексивно-оценочный этап

Обобщение
полученных
на уроке
сведений

Предлагает продолжить мысль «Сегодня меня удивило…», «Сегодня я понял…», «Для меня сегодняшний урок был…»

Оценивает деятельность учеников, учитывая фишки, полученные в начале урока..

Выполняют задание и желающие зачитывают свои мысли.

Здесь же оценивают свою деятельность

VI. Домашнее задание

Вопросы и задания №1,2, 4,5 стр.120 параграф 14.

Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Записывают задание

Индивидуальная

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

  1. Битва на Калке произошла в 1237г (да)

  2. Александр Ярославич был участником битвы на Чудском озере. (да)

  3. Русские полки выстраивались во время Ледового побоища в виде клина. (нет)

  4. Невская битва произошла в 1242 году. (нет)

  5. Битва на Неве была против немецких рыцарей (нет)

  6. Вторжение на Русь монголов было в 1237 г (да)

  7. Фураж - это вооружение (нет)

  8. Город Козельск Батый назвал злым городом (да)

  9. В 1240 году было нашествие шведов и разорение Киева (да)

  10. За битву на Чудском озере Александр был прозван Невским (нет)

Технологическая карта урока по истории в 6 классе

Тема урока «Русь и Золотая Орда»

Цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Образовательные

  1. Формирование знаний о вассальной зависимости Руси от Монголо-татар.

  2. Научиться дополнять рассуждения аргументами и фактами

Развивающие

  1. Развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления

  2. Формирование навыков исторического анализа и синтеза

Воспитательные:

  1. Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что поступки людей зависят от эпохи, личности и морального сознания.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок

Опорные понятия, термины: вассал, сеньор, повинности.

Новые понятия: ярлык, ханский выход, резиденция, ордынское владычество.

Формы контроля: Самоконтроль, педагогический контроль, рефлексивный анализ.

Домашнее задание: работа с вопросами по параграфу учебника

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1. Мотивационно-
целевой этап (5мин)

Проводит тестирование, и выдаёт факт противоречащий знаниям учащихся и противоречащий представлениям о добре. Создаёт ситуацию удивления.

Слушает, отвечает, оценивает себя.

Задаёт вопросы.

Тестирование.

Выслушивание суждений. Беседа.

Строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Устанавливает причинно-следственные связи

Появился мотив к изучению новой темы и интерес к поступку Александра Невского.

II. Актуализация знаний (5мин)

Организует процесс работы с текстом учениками по новому материалу

Слушает, задаёт уточняющие вопросы

Объяснение «Фишбоун»

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей

Формулирование вопросов для рассмотрения и формирование учебной цели.

III. Изучение

нового

материала. Поисково-исследовательский этап. (20 мин)

Помогает структурировать (организация) учениками новую информацию с помощью графической формы фишбоун

Читают, выделяют причины и факты.

Индивидуальная и групповая работа

Создает графическую и словесную модель своего объекта.

Вывели причины, факты и сделали вывод приятный для себя и для Русского государства.

IV. Первичное осмысление
и закрепление (3мин)

Даёт задание раскрыть свою работу.

Осмысливает каким образом и что будет демонстрировать перед классом

Презентация своей работы..

Правильно строит свою речь, стремиться увлечь одноклассников.

Осмыслили материал и закрепили его.

V. Итоги урока.

Рефлексивно-оценочный этап (10мин)

Даёт пояснение к написанию мыслей возникших на уроке

Оценивает.

Осмысление и оценивание

Сочинение.

Высказывать своё отношение к поступкам и событиям.

Через чувства и эмоции ученики оценили деятельность не только свою, но и А.Невского как политика.

VI. Домашнее задание (2мин)

Показывает слайд и даёт при необходимости пояснения

Записывают задание и читают вопросы данные на дом.



Описание современного урока в свете требований ФГОС по истории «Русь и Золотая Орда» в 6 классе.

Данный урок выбран мною по причине, что на отношения Руси и Орды я смотрела как захватнические отношения, как тяжёлое иго, в этом аспекте и давала на уроках материал. А вот вассальные отношения они рассмотрены уже как чуть ли не благо, как спасение Руси от Запада, а возможно и не только западных государств.

Материал урока рассмотрен на примере приёма «Фишбоун» - приёма технологии критического мышления. Именно он и помогает увидеть в полной мере вассальную зависимость. Уроки по стандартам второго поколения предполагают самостоятельную постановку цели, план деятельности, и самостоятельный поиск решения проблемы, а на это уходит много времени, поэтому данный урок даётся в высоком темпе. Хочу предостеречь от спешки, просто должна быть чёткость в объяснении использования приёма, если раньше ученики не работали с «Фишбоун», если же такая работа уже проводилась, то у учеников увеличивается время на основную работу по уроку.























© 2010-2022