• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: Католическая Церковь и еретики

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: Католическая Церковь и еретики

Технологическая карта современного урока истории в условиях реализации ФГОС второго поколения для 6 класса по теме: «Католическая церковь и еретики». Урок ориентирован на создание условий для формирования ключевых компетентностей, развития качеств личности обучающихся, понимания культурного многообразия мира.В технологической карте расписаны: педагогическая цель, тип урока, планируемые результаты, УУД, формы обучения, методы обучения, основное содержание, образовательные ресурсы.Данная технологи...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории

МОУ "Лицей № 3 им. П.А. Столыпина

г.Ртищево Саратовской области"

Маслова Алена Юрьевна







Технологическая карта урока

Масловой Алены Юрьевны 6 «А», «В»

Урок № 16

Тема урока: «Католическая церковь и еретики»

Тип урока: открытие новых знаний

Наглядные пособия и технические средства: презентация

Цель, планируемые результаты:

Образовательные:

продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;

определить причины процесса усиления церкви;

Развивающие:

развивать мыслительные операции учащихся: сравнение,

формировать умения по составлению сравнительной таблицы;

развивать умение делать самостоятельные выводы;

развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником, составлять схему;

развивать умение анализировать;

развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

воспитывать дисциплинированность учащихся;

развитие интереса к предмету;

воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке.

Предметные: формулировать отличительные признаки религии и искусства, понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись, объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе, понимать значение религии и искусства в жизни людей

Личностные: понимать значение культурного наследия древних людей, принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке, осваивать навыки решения творческих задач , создавать рассказ о произведении по памятке.

План урока


  1. Средневековое общество.

  2. Разделение церкви.

  3. Источники богатства католической церкви.

  4. Борьба пап с императорами.

  5. Еретики.

  6. Инквизиция.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

УУД

I

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- В XI - XIII веках христианская церковь достигла своего большого могущества. Без её участия не совершалось ни одно крупное событие.

- Скажите почему государство и церковь находились в таком тесном взаимодействии? 2


Как вы думаете какие цели будет преследовать наш с вами урок?

Совершенно верно, сегодня на уроке мы с вами выясним, в чем причины могущества католической церкви, узнаем, как она возникла, все ли были довольны её властью, узнаем, кто такие еретики, а так же, как и почему с ними боролась церковь. 123

Сообщение темы урока «Могущество католической церкви. Католическая церковь и еретики»


Отвечают на поставленный вопрос.

Короли охраняли богатства и привелегии церкви, а церковь в свою очередь укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния( например бесконечные поборы с населения) угодны Богу.

Самостоятельно формулируют цели урока


123


Записывают тему урока в тетрадь.

Регулятивные УУД

1.Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

3.Планировать деятельность в учебной ситуации.

4.Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ, рассказ), фактуальную информацию.

Коммуникативные УУД

1. Создавать устные и письменные тексты.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

II

Версии

Давайте подумаем почему церковь являлась самой могущественной организацией в средневековье? 2

Выдвигают версии. Версии записываем на доске. 2

III

Актуализация знаний.

Давайте вспомним, какую роль играла церковь в жизни средневековых людей? Почему? 2 5

Отвечают на поставленный вопрос

2 5

В XI - XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие.

Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых. Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

-Вспомните что такое сословия



Верно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. 3

На доске схема "Сословия средневековой Европы".


Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: Католическая Церковь и еретики1



Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (если нет, то пользуясь учебником на стр. 127, учащиеся самостоятельно находят и выписывают в рабочую тетрадь определение сословия)

Сословия - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству 3

Переносят схему в свои рабочие тетради 1


Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми. Учила, как жить человеку, относится к другим людям, на кого следует ровняться. Образцом, на кого следует ровняться, считался святой человек. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества. Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю.

- Но при этом сама церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Очень интересен вопрос о том, как обогащалась христианская церковь , что делало её столь влиятельной и могущественной?

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: Католическая Церковь и еретики

Скажите, с какими новыми терминами и понятиями вы столкнулись при выполнении задания?



Отлично! Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

Технологическая карта урока истории в 6 классе на тему: Католическая Церковь и еретики

Слушают рассказ учителя



Самостоятельная работа с учебником стр. 128.

Проверка выполнения задания

Церковь обогащало:

Церковная десятина.

Продажа церковных должностей.

Священные реликвии.

Церковные обряды.

Продажа индульгенций.

Запись терминов в тетрадь

Десятина - налог на содержание духовенства и храмов

Мощи - останки тел святых мучеников

Индульгенция - грамота о прощении грехов 11





Учащиеся переносят схему в свои рабочие тетради 1

Давайте узнаем какие же различия (способствовавшие возникновению раскола) существовали между двумя церквями?





Несмотря на ряд различий в учении и обрядах православие и католичество ветви одной христианской религии

В течение раннего средневековья на съездах высшего духовенства - церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (правила) христианской веры:

учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом;

празднование церковных праздников;

о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы (правила). Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

Кто такие еретики?

Как вы думаете, ребята, как церковь восприняла появление недовольных? Была ли она обеспокоена распространением ересей?

Совершенно верно.

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.






Как вы думаете, почему одним из самых страшных наказаний было отлучение от церкви?





- Рассмотрите иллюстрации на стр. 132 - 133 ваших учебников, что вы видите?

К этим несчастным суд проявил милосердие, т.к. умертвили их без кровопролития. На самом деле суд использовал различные пытки: жгли ноги на медленном огне, лили кипящее масло на голову, дробили кости в специальных тисках. Многие не выдерживали мучений и оговаривали себя и других неповинных людей.

Как вы думаете зачем церковь так поступала со своими подданными?

Так церковь укрепляла свое могущество.

Самостоятельная работа с учебником по составлению сравнительной таблицы




Западная церковь

Восточная церковь

1.Богослужение велось на латинском языке

1.Богослужение на греческом языке, допускалось на местных языках

2.Запрещалось вступать в брак всему духовенству

2.Запрещалось вступать в брак только монахам

3.Священники брили бороды, выстригали волосы на темени

3.Священники не брили бороды, выстригали волосы на темени

112

Слушают рассказ учителя





Записывают определение в свои рабочие тетради

Работа в группах

1 группа: против чего выступали еретики?

2 группа: что требовали, за кого защищались?

Проверка :

- Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Примерные ответы учащихся:

отлученный от церкви был вне закона, верующие не могли ему помогать, давать приют, запрещалось богослужение, нельзя было хоронить, крестить, а это - значит все были обречены на адские муки

Запись определения в рабочие тетради:

Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

11234

Работают с иллюстрациями на стр 132 - 133

Примерные ответы учащихся:

--что бы навести страх на других, держать в подчинении, усилить свою власть над народом.

IV

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

А что не понравилось?

Спасибо за работу, с вами приятно было работать.

Вытавление оценок за урок с комментариями.


Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

Ответы учащихся


  • Оценивают результаты работы на уроке



  • Высказывают и обосновывают свое мнение

41

V

Домашнее задание.

§15,составить кроссворд на тему « Католическая церковь и еретики».





© 2010-2022