Открытый урок в 5 классе

Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей»  многих последующих цивилизаций. 2.Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности. 3.Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и эмоцион...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

23.10.2014

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей» многих последующих цивилизаций.

2.Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности.

3.Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и эмоционально-ценностный подход.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Средства обучения:

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5 класса, М .2001 г., параграф 12.

- карта « Древний Египет»,

- иллюстрации из «Альбома по Древнему Египту»

- Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. 5 класс.

- История древнего мира в художественно-исторических образах. Хрестоматия. Составитель Волобуев О.В., М., «Просвещение».


Проверка домашнего задания.(15 мин)

Разминка: «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя.

  1. 2 ученика (по желанию) работают у доски с терминами. Их работу оценивают и рецензируют 2 эксперта.

  2. 1 ученик (по желанию) работает на интерактивной доске. Задание -сопоставьте древнеегипетских богов, их изображения и явления природы. Работу оценивает и рецензирует эксперт.

  3. 2 ученика на местах (по желанию) работают с карточками. Задание решение хронологических задач.

  4. Устный опрос (индивидуальный опрос)


- Расскажите о первом чуде света- о пирамидах. (1 ученик)

-Покажите на карте, где находятся пирамиды? Как определить словами это место? Почему гробницы и пирамиды строили именно здесь? (1 ученик)

- Опишите египетский храм. (1 ученик)

II. Изучение нового материала. (25 мин)

1. Письменность древних египтян.

_Ребята, давайте с вами поставим цели нашего урока. Что мы сегодня будем изучать.

1.Ознакомимся с историей возникновения письменности, раскроем особенности древнеегипетского письма;

2. Научимся работать с историческими источниками, анализировать, обобщать и делать выводы;

3. Постараемся воспитывать интерес к историческому прошлому и уважительное отношение к умственному труду.

В Древнем Египте так же как и в Двуречье письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира, более 5 тыс лет назад., когда знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти.

Стены египетских храмов, гробниц, саркофаги, а также простые черепки битой посуды покрыты загадочными письменами. Древние греки, увидев эти письмена, сочли их священными, выполненными жрецами и назвали их ИЕРОГЛИФАМИ, что с древнегреческого переводится как «священная резьба».

Работа с термином (на доске новое слово - иероглиф - знаки для письма).

В египетском письме более 700 (750) иероглифов.

Первые иероглифы были рисунками, изображавшими все то, что египтяне хотели сказать.

Например, солнце изображали в виде диска, луну - полумесяц, воду - волнистые линии, человек - фигурка и т.д.

Вопрос: Удобно такое письмо?

(Ответы детей: - не надо учить правила; многие плохо рисуют и не смогут объяснить, что хотели; )

Вопрос: Все ли слова можно нарисовать? Что нарисовать нельзя?

(Имена)


Да, такое письмо не передавало звуков, и многие слова, имена нельзя было передать рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. Знаки стали обозначать не только слова, явления, но и звуки.

Особенность древнеегипетского письма состояла в том, что в нем не было иероглифов, обозначающих гласные звуки; гласные произносились, без них нет устной речи, но при письме они пропускались. Также одним иероглифом передавалось два и даже три согласных звука. Среди иероглифов были такие, которые не произносились при чтении, их пропускали, это знаки-определители, они служили подсказкой, и только с их помощью можно было правильно прочитать текст.

Долгое время египетское письмо хранило свои тайны.

Вопрос: Кто же смог разгадать это сложное письмо?
Давайте, послушаем Матюшову Анастасию. Она и поделится с этим секретом.

В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.

Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».

Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели. Он изучил много древних языков, познакомился с историей Древнего мира. В 1807 году, когда ему было только 17 лет, он сделал свой первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских табличек с иероглифами.



Вопрос: - Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
- Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?


2. Египетские папирусы.

Учитель: В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма - папирус. Как его изготавливали, нам расскажет Мочеева Кристина.

Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали -получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками -иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

1 ученик (по желанию выполняет задание на доске).


Вопрос: Как вы думаете, легко было овладеть грамотой в Древнем Египте?

(Ответы учеников)


3. Школа и научные знания. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день.

Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус.

Умеющий читать и писать казался в египтянам настоящим мудрецом.

Работа с учебником (стр. 61 п.3). Ответить на вопросы:

- Кого готовила школа? (Писцов и жрецов)

-Где находились школы и кто был учителями в них? (При храмах, жрецы)

-Чему учили в школах? (Читать и считать)

- Где необходимы были математические знания? (При строительных работах, сборе налогов, в ремесле)

Обозначение чисел в Древнем Египте.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 - согнутый палец, 100.000 - на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов - самое большое число.

Вопрос учащимся: как можно было записать другие числа, используя основные?

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян? / Ответ учащихся: «У египтян не было цифры 0»/

Задание учащимся: запишите египетскими цифрами дату своего рождения.

Затем один из учащихся записывает дату на доске, а ученики читают дату.

6. Развитие наук в Древнем Египте.

Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания?

В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила.

Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?

В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

/Показ фрагмента из учебного электронного приложения «Школа и наука в Древнем Египте» /



Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Определите с помощью таблицы, какое число записано на доске.(21012)

- Составьте свое число.

1 ученик (по желанию выполняет задание на доске).



Вопрос: Какой способ записи удобнее: древнеегипетский или тот, которым мы пользуемся сейчас.? Чем удобнее?

(Ответы учеников)

Учитель обобщает: Написание больших чисел занимало в Египте много места, система счета была сложной. Тем не менее, египтяне знали все четыре математических действия и умели решать сложные задачи.

Задание: Рассмотрите рис. стр. 60 «письменные принадлежности». Попробуйте объяснить как ими пользовались.

(Ответы детей)

Учитель: Писцы носили с собой в футляре заостренную палочку (тростинку) для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с двумя углублениями (для черной и красной краски). Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. (Отсюда выражение «красная строка» -новая строка с которой начинается текст.)

В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил.

Именно в Египте была определена продолжительность года (365 суток), год поделен на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.

Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были врачи разных специальностей, особенно славились хирурги, которые делали сложные операции; окулисты и зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки, соли.

Знания египтян:

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика - это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),

  2. запишите числа по вариантам: 1 вариант - 416, 2 вариант - 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).

Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте - геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: "гео" - земля и "метрос" - измерять. Как мы переведем слово "геометрия" на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники - но для чего? - чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть - величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения - ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).


Работа с документом.

На стр. 61 есть исторический документ «Поучение писцов ученикам».

После выразительного чтения документа ученики отвечают на вопросы:

- Как учителя поддерживали порядок на занятиях?

- Что означало выражение «Ухо мальчика на его спине»?

- Чем была привлекательна должность писца?

- А в современное время важно быть грамотным? Почему?


3. Закрепление изученного на уроке.

Игра «Светофор»

У учеников есть в наличии 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета. Каждый из низ имеет свое значение «красный»- нет, «желтый»- не знаю, «зеленый» - да.

Условия игры: Ученики слушают текст , который произносит учитель (а учитель произносит некоторые предложения с ошибками)и на каждое предложение поднимают сигнал. После 3 ошибок подряд игра останавливается.

Текст игры:

1 В египетском письме более 200 иероглифов. - (700)

2. Иероглифы - это знаки для письма в Древнем Египте. +

3. Первые иероглифы были рисунками. +

4. Иероглифы употреблялись не только для обозначения слов, но и для передачи гласных и согласных звуков. - (гласные звуки не записывали)

5. Основной материал для письма был папирус. +

6. Папирус был ломкий, его сворачивали в трубки - свитки .+

7. В школах готовили писцов, ремесленников. - (писцов и жрецов)

8. В школах роль учителей выполняли жрецы. +

9. В египетской школе могли учиться все желающие. - (только дети состоятельных родителей)

10. Многие знания передавались только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. +

Рефлексия :

Ученики поднимают цветные кружки, которые соответствуют их настроению и активности на уроке.

-Понравился урок?

- Хорошо вы поработали?

-Много узнали нового?

Домашнее задание: § 12. По выбору составить с помощью иероглифов письмо другу или математическую задачу.







Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Приложение 1.



«Тайна египетских иероглифов»

В 1822 году весь научный мир потрясло известие о том, что тайна египетских иероглифов открыта, помог это сделать французский ученый Франсуа Шампольон.

Впервые он познакомился с египетскими иероглифами, когда ему было всего лишь 11 лет. Однажды он с отцом пошел в музей посмотреть коллекцию древностей, которую привезли из Египта, Там он увидел таблички с древнеегипетскими надписями. Именно тогда он сказал: «Я прочту это, когда вырасту».

Всю свою жизнь Франсуа Шампольон стремился к этой цели. Он изучил много древних языков, познакомился с историей Древнего мира. В 1807 году, когда ему было только 17 лет, он сделал свой первый доклад о Древнем Египте в Академии наук города Гренобля. Через 15 лет он открыл метод прочтения древнеегипетских табличек с иероглифами.

Через 6 лет после своего открытия он приехал в Египет, чтобы заняться любимым делом и показать современным египтянам, как нужно читать древнеегипетские иероглифы, чтобы открыть их тайну. Толпы местных жителей приходили посмотреть на иностранца, который «подарил» Египту его историю.

Вопрос: - Можно ли считать, что французский ученый «подарил» Египту его историю?
- Как вы думаете, трудно ли было ученому открыть тайну египетских иероглифов?

Приложение 2


Сообщение:

Основным материалом для письма был папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую середину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс: из растения выделялось клейкое вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали -получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать как обычную бумагу. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубочки - свитки и так хранили.

Рабочий лист
Дата ______________________ ФИ ученика _____________________________________
1 Работа с терминами:

Иероглифы - это _______________________________________________________________

2. Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками -иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

____________________________________________________________________________

3. Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Составьте свое число.


____________________________________________________________________________

Рабочий лист
Дата ______________________ ФИ ученика _____________________________________
1 Работа с терминами:

Иероглифы - это _______________________________________________________________

2. Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе на уроке письма. Пользуясь знаками -иероглифами на стр. 60, а также своими, составьте предложения, а мы попробуем его прочитать.

____________________________________________________________________________

3. Задание:

-Рассмотрите рис. на стр. 61. Это обозначение чисел. Составьте свое число.


____________________________________________________________________________


Карточка № 3.

Задание:

Вставьте пропущенные даты. Сосчитайте и заполните пропуски.


- Единое государство в Египте образовалось в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.
Это было около ……. веков назад.
- Тутмос III совершил свои походы в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.

Это было около ……. веков назад


- Пирамида Хеопса построена в …. г до н.э., в ……. тысячелетии до н.э.

Это было около ……. веков назад.

Карточка № 4

Соотнесите имена богов и чему они покровительствовали:


  1. Амон-Ра А. Бог растительности, фараон в царстве мертвых


  2. Тот Б. Богиня правды


  3. Хапи В. Покровитель фараонов


  4. Осирис Г. Бог солнца


  5. Гор Д.Бог пустыни, зла, войны


  6. Анубис Е. Бог Нила


  7. Сет Ж. Бог в царстве мертвых


  8. Маат З. Бог мудрости, изобретатель письма

Карточка № 5

Соотнесите имена богов и явления природы, события которые они олицетворяют:


  1. Амон-Ра А. Смена времен года


  2. Тот Б. Звездное небо


  3. Хапи В. 50 дней дует ветер-суховей


  4. Осирис Г. Возникновение письменности


  5. Нут Д. Разливы Нила


  6. Анубис Е. Смена дня и ночи


  7. Сет Ж. Бальзамирование

Карточка № 6

Вставьте пропущенные слова и составьте пирамиду власти в Древнем Египте:
1. ФараонОткрытый урок в 5 классе

2. ………


3. Чиновники

(писцы)


4. ………

5. ремесленники

и крестьяне

6. ………..

Словарь

Открытый урок в 5 классе

Птолемей

Открытый урок в 5 классе

боги (мн. число от"нефер")

Открытый урок в 5 классе

плыть против течения

Открытый урок в 5 классе

плыть по течению

Открытый урок в 5 классе

й....

Открытый урок в 5 классе

й....

Открытый урок в 5 классе

нефер, бог

Открытый урок в 5 классе

трон st - место.....

Открытый урок в 5 классе

х...

Открытый урок в 5 классе

архив

Открытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классе

боги (мн. число от"нефер")

Открытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классе

неферт, богиня

Открытый урок в 5 классе

иероглиф "женщина"

Открытый урок в 5 классе

иероглиф "змея"

Открытый урок в 5 классе

м

Открытый урок в 5 классе

ф

Открытый урок в 5 классе

иероглиф "

Открытый урок в 5 классе

ш

Открытый урок в 5 классе

у

Открытый урок в 5 классе

о

Открытый урок в 5 классе

т или м

Открытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классеилиОткрытый урок в 5 классе

н

Открытый урок в 5 классе

ра или р (рот)

Открытый урок в 5 классе

та или т (хлеб)

Открытый урок в 5 классе

уас ("счастье", скипетр)

Открытый урок в 5 классе

иб (сердце)

Открытый урок в 5 классе

а

Открытый урок в 5 классе

и

Открытый урок в 5 классе

у

Открытый урок в 5 классе

б

Открытый урок в 5 классе

п

Открытый урок в 5 классеили Открытый урок в 5 классе

м

Открытый урок в 5 классеили Открытый урок в 5 классе

ха

Открытый урок в 5 классеили Открытый урок в 5 классе

с

Открытый урок в 5 классе

к

Открытый урок в 5 классе

г

Открытый урок в 5 классе

д

Открытый урок в 5 классе

дж

Открытый урок в 5 классе

су

Открытый урок в 5 классе

унэт ("святилище Тота или его гробница")

Открытый урок в 5 классе

иероглиф в виде изображения лука

Открытый урок в 5 классе

изображение целлиндрической печати

Открытый урок в 5 классе

иуну ("Иуну", Гелиополь)

Открытый урок в 5 классе

Аменхотеп



© 2010-2022