- Преподавателю
- История
- РАбочая программа по всеобщей истории 6 класс
РАбочая программа по всеобщей истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Паршукова Е.А. |
Дата | 15.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина - О.С.Цороко-Цюпы. 5 - 9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ М.: Просвещение, 2016».
Предмет « Всеобщая история» в 6 классе включает курс: история средних веков - 28 часов. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство.
Цели курса:
-
Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
-
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
-
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира, показать общие черты и различия.
-
Охарактеризовать выдающихся деятелей средневековья, их роль в истории и культуре.
-
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
-
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Формы и методы изучения курса:
-
Проектная и исследовательская деятельность;
-
Методы проблемного и развивающего обучения;
-
Дискуссия, урочно- классная, конференция;
-
ИКТ
-
Системно-деятельностный подход
Дифференцированная, коллективная, групповая, индивидуальная работа.
В 6 классе - 68 часов -28 часов по всеобщей истории.
В программу не внесено изменений.
Содержание тем учебного курса
Всеобщая история
Введение (1 час) Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.
Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв) (4 ч)
Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого. Общественное устройство и законы варварских королевств. Рождение нового средневекового общества. Формирование классов феодального общества. Вассальные отношения. Начало феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Понятие феодализма. Норманны и их набеги. Северная Европа в раннее средневековье. Рыцарский замок и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Крестьянство в средневековом обществе. Свободные и зависимы крестьяне. Средневековая деревня. Община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Культура, быт и нравы варварского населения Европы. Варварское искусство. Христианство и язычество в раннее средневековье. Книжная и ученая культура. Возрождение интереса к античности при дворе Карла Великого. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого. Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика. Византия и славянский мир.
Тема 2 Византийская империя и славяне в VI - ХI вв. 2ч
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи - Византии - Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь - столица на перекрестке цивилизаций и их торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия - наследница мирра Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма- храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм - дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь - «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Влияние византийской империи культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.
Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян - Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевника и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава - государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси - государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI - XI вв. (1 ч)
Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия - родина исламской религии. География, природные условия Аоавийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка - центр торговли. Иран, Хиджра. Возникновение ислама. Аллах - Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племен. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран - священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата -мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покоренных арабами. Арабский халифат. Халиф - заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большой части Пиренейского полуострова. Восточнй поход. Подчинение северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Эмиры и система налообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык - «латынь Востока». Образование - инструмент карьеры. Медресе - высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль - Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура - вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания - мост между арабской и европейской культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.
В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешне и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - хранилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - рыцарская культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)
Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов - гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управление городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город - центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явления городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе - носители идей свободы и права. Союз королей и городов.
Торговля в средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Тема 6. Католическая церковь в 11-13вв. Крестовые походы. (2 часа)
Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.
Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.
Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь - крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и ее экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы - епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.
Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина - Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением - мусульманами. Духовно - рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвертый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и ее восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в 11-13 вв. (6 ч)
Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма.
Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк - национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королем Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонские пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция - централизованное государство. Генеральные штаты - французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент - сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII -новый король Франции. Город Орлеан - трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XVв. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия - многоцветение культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоеванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада Аутодафе.
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV вв. подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. король Карл I - император Карл IV. Золотая буллаю усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна - средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в 14-15вв. (2 часа)
Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.
Завоевания турок-османов. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъем Чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус - критик духовенства. Церковный собор в Константинце. Мучительная казнь Я.Гуса. гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками и османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватической политики Османа на Балканском полуострове. Андрианополь - первая европейская столица османов. Битва на Кокосовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул - столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века(3 часа)
Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Средневековая наука. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Средневековая литература. Зарождение идей гуманизма. Искусство раннего Возрождения.
Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский - философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.
Влияние развития образования на культуру рыцарства, Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою - королю Артуру. Сказочно - приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия гуманисты и их идеал универсального человека роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.
Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном дела. Дальнейшие развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 час)
Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура.
Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.
Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан - единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских ученых в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самаоканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Анжанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родно-пламенных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма а западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Итоговое повторение (1 час)
Итоговое повторение курса История Средних веков.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные результаты:
Базовый уровень
-
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
Осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
Понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
5.Первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
6.Изложение своей точки зрения, ее аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
Проявление эмпатии как понимании чувств других людей и сопереживания им;
7.Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
Повышенный уровень
8. Навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
9. Уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
10. Следование этническим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
11.Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
12. Расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
Базовый уровень
-
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
-
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информации (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях;
-
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщения, эссе, презентация, реферат);
-
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия и социальном окружении;
-
Формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности;
-
Планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
-
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
-
Работать с учебной и внешкольной информацией (анализовать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты и т.д.)
-
Собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность ( при помощи педагога);
-
Использовать современные источники информации-материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
-
Привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
-
Ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материалы) по изученному материалу;
Повышенный уровень
-
Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
-
Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
-
Организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты:
Базовый уровень
-
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны всего человечества как необходимой основы миропонимания и познания современного общества;
-
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
Умение изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
-
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
-
Определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
-
Установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
-
Составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-
Определение и использование исторических понятий и терминов;
-
Овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих ее территорию;
-
Использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
-
Изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
-
Описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
Повышенный уровень
-
Понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
-
Высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
-
Описание характерных, существенных черт форм догосударственного го государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
-
Поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
-
Использование приемов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.).
Индикатор усвоения
-
способность осуществлять поиск нужной информации заданной теме в источниках различного типа;
-
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
-
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
-
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
-
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
-
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
-
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат.
Календарно- тематическое планированиеТип
урока
К-во часов
Дата
Учебные действия
Методы и приемы
Введение (1 ч.)
1
Введение. Живое Средневековье.
Урок усвоения новых знаний
1
2.09
Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени»
Изучать историческую карту мира Средневековья
Проблемный, объяснительно-иллюстративный
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI - ХI вв.) (4 ч.)
2
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в 6-8 вв.
Урок освоения новых знаний
1
5.09
Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять ее этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
3
Возникновение и распад империи Карла Великого
Комбинированный урок
1
9.09
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига
Комментировать последствия Верденского раздела
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках
Комбинированный урок
1
12.09
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
5
Англия в раннее Средневековье
Комбинированный урок
1
16.09
Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.
Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - ХI вв. (2 ч.)
6
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.
Комбинированный урок
1
19.09
Показывать на карте местоположение Византии, называть ее соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю.
Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.
Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивались преимущественно настенная живопись.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
7
Образование славянских государств
Урок освоения новых знаний
1
23.09
Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.
Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 3. Арабы в VI - ХI вв. (1 ч.)
8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Комбинированный урок
1
26.09
Изучать по карте особенности Аравии.
Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об ученых
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях; развернутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч.)
9
Средневековая деревня и её обитатели.
Комбинированный урок
1
30.09
Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов
10
В рыцарском замке
Комбинированный урок
1
3.10
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры
Объяснять смысл феодальных отношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, метод проектов
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)
11
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.
Комбинированный урок
1
7.10
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору)
Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
12
Торговля в средние века
Комбинированный урок
1
10.10
С помощью карты определять центры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 6. Католическая церковь в ХI - ХII вв. Крестовые походы (2 ч.)
13
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики
Комбинированный урок
1
14.10
Характеризовать положение и образ жизни трех основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
14
Крестовые походы
Урок изучения нового материала
1
17.10
Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI - ХV вв.) (6 ч.)
15
Как происходило объединение Франции
Комбинированный урок
1
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины оскорбления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору)
Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
16
Что англичане считают началом своих свобод
Комбинированный урок
1
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и ее значение для развития страны
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
17
Столетняя война
Урок изучения нового материала
1
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д'Арк.
Объяснять роль города орлеана в военном противостоянии сторон
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
18
Усиление королевской власти в конце 15в. во Франции и Англии.
Комбинированный урок
1
Рассказывать о последствиях столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции
Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ове
Комбинированный урок
1
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нем государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
20
Государства, оставшиеся раздробленными в12-15 вв: Германия и Италия
Комбинированный урок
1
Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии
Определять причины ослабления императорской власти.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 8. Славянские государства в Византия в ХIV - ХV вв. (2 ч.)
21
Гуситское движение в Чехии
Комбинированный урок
1
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яга Гуса и его последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
22
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
Урок изучения нового материала
1
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны.
Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Указывать причины усиления османов.
Называть последствия падения Византии.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч.)
23
Образование и философия.
Средневековая литература.
Урок изучения нового материала
1
Объяснять причина изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество.
Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековом городах.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр.
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
24
Средневековое искусство. Культура Раннего Возрождения в Италии.
Комбинированный урок
1
Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор)
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных»
Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор)
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
25
Научные открытия и изобретения
Комбинированный урок
1
Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии.
Рассказывать о значении изобретении книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч.)
26
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
Урок изучения нового материала
1
Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).
Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок
Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и Интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору).
Характеризовать религию индийцев-индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольской период
Называть особенности буддизма
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью Интернет-ресурсов
Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
27
Государства и народы Африки и доколумбовой
Америки.
Урок изучения нового материала
1
Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки
Выделять своеобразие африканской культуры
Перечислять последствия освоения Африки европейцами
Объяснять особенности образ жизни африканских народов и их религии
Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америке
Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков
Итоговое повторение (1 ч.)
28
Наследие средних веков в истории человечества
Применение знаний и умений,урок-турнир
1
Объяснять смысл понятия Средневековье.
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.
Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи
Защищать проекты, представлять презентации
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья.
Проблемный, частично-поисковыйУчебно-методическое обеспечение
УМК
-
Всеобщая история. История средних веков. 6класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 2013.
-
Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс: к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского: пособие для учителей общеобразоват. учреждений -М.: Просвещение, 2012.
-
Всеобщая история. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / автор Крючкова Е. А.- М.: Просвещение, 2009.
4. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы. 5- 9классы. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. - 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2016 г.
1. Печатные пособия.
Исторические карты:
1. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
2. Великое переселение народов.
3. Франкское государство в V - начале IX в.
4. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
5. Арабы в VII-XI вв.
6. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).
7. Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.
8. Англия и Франция в XI - начале XIV в.
9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
10. Европа в XIV-XV вв.
11. Англия и Франция во второй половине XV в.
12. Чехия в XIII-XV вв.
13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
14. Индия и Китай в Средние века.
15. Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.
Демонстрационные таблицы:
1. Крестовые походы 1096-1270 гг.
2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
3. Крестьянская община.
4. Средневековый замок.
5. Городское самоуправление в XII-XV вв.
6. Вассальная пирамида XIII
Материально - техническое обеспечение
- АРМ учителя
- система голосования
- интерактивная доска
- телевизор
- видеомагнитофон