Конспект урока по истории Появление человека разумного

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории 5 класс

4 Появление человека разумного

Информационная карта уроказнать периоды эволюции человека

• понимать и объяснять в чем отличие древнейших людей от человека разумного

Развитие УУД

- Познавательные УУД: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать вывод, определять понятия;

- Личностные УУД: самостоятельно давать оценки событий;

- Коммуникативные УУД: работать в группах, уважать мнение товарища;

Коррекционные цели: развитие эмоциональной памяти.


  • Предметные цели: познакомиться с периодами эволюции людей,

  • узнать где и когда возникли древнейшие люди, чего достигли

  • узнать в чем отличие древнейших людей от человека разумного

  • называть основные виды деятельности человека разумного.

Опорные понятия

Новые понятия

палеолит, мезолит, энеолит, австралопитек, питекантроп, синантроп праобщина.

кроманьонец, неандерталец, родовая община

Домашнее задание. п.4 пересказ, вопросы (устно)

Оборудование урока

компьютер, проектор, интерактивная доска







План - конспект урокаПроверка подготовки рабочего места, установка учителя на урок

приветствуют учителя, готовятся к уроку

Актуализация знаний

На каких континентах жил древнейший человек. (Африка, Евразия) Показать на карте.

- ? Вспомним теории о происхождении человека (божественная, инопланетная, от крупного млекопитающего)

- Автором теории о происхождении человека от крупного млекопитающего был

Чарлз Дарвин

Какими были главные занятия древнего человека.

- ? Что такое собирательство.

- ? Какой тип хозяйства вел древний человек.(присваивающее)

-? Почему. (все необходимое для жизни брал из природы)

- ? Что умел изготовлять "человек умелый". (орудия труда и оружие) - ? Из какого материала человек изготовлял орудия труда и оружие. (камень)

- ? Как называется такой век, в котором орудия и все необходимое делалось из камня. (каменный)

- ? Из скольких периодов состоит каменный век. (трех) Как они называются и что означают? (палеолит, мезолит, неолит)

- ? Что способствовало развитию мышления человека? (труд)


фронтальный опрос

II Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы рассмотрели эволюцию древнейших людей, закончилась ли на этом эволюция? (нет). На определенных этапах существовали разные типы древнейших людей. Некоторые из них образовывали тупиковые виды и вымирали, а некоторые совершенствовались. (Далее ученикам предлагается сравнить рисунки древнейшего человека и человека разумного).

Пан урока:

1.Неандертальцы и кроманьонцы

2. Охотники на мамонтов

3. Родовые общины

4. Появление человеческих рас

перечисляют внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.

формулируют учебную задачу

III Изучение нового материала

Эволюция продолжалась и на смену "человек умелый" пришел "человек разумный". - К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец.

Запись в тетради.

Человек разумный (300 - 50 тыс. лет назад):

1) неандертальцы (Германия) (первые находки в долине Неандерталь

2) Кроманьонец ( Франция) Первые находки в пещере Кро-Маньон

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Хоронили умерших в вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир. - ? Как назывались места, где древние люди по долгу останавливались. (стоянка) (Слайд)

- Долгое время считалось, что неандертальцы были непосредственными предшественниками человека современного типа. Однако сейчас ученые отказались от данной точки зрения и считают неандертальцев тупиковым видом. Неандертальцы некоторое время жили с другим видом "человека разумного" -кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

(Слайд)

- ? Есть ли сходство кроманьонца с современным человеком.

Кроманьонцы - наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как современных людей, "хомо сапиенс, сапиенс", т.е. "человек разумный, разумный". Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете.

Благодаря постоянному труду, объем мозга человека увеличивался. (Слайд)

- Человек начинает все более осмысленно трудиться, учится говорить и общаться с сородичами.

2. Охота на мамонтов

- Запись в тетради.

Ледниковый период (100 тыс. лет до н.э. - 10 тыс. лет до н .э)

Во время оледенения в Европе лишь на короткий период земля оттаивала, и на ней появлялась скудная растительность. Но, ее хватало для пропитания - мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей.

- ? Как вы думаете, какое занятие становится главным у людей и почему. (Охота, т.к. осталась скудная растительность)

Охота в ледниковый период превращается в важнейшее занятие кроманьонцев. Орудия стали изготовлять не только из камня, но и из кости и рога диких животных.

Кроме этого появились костяные иглы, которыми шили одежду из лисицы, волка, и др. животных. (Слайд )

- ? Какими способами охотились древние люди на диких животных. (Слайды №20-22)

-Изменилось и жилище.( Последний абзац 2 пункта) -

3. Родовые общины

? Можно ли было охотиться на дикого зверя и строить дома в одиночку. (Нельзя)

- Требовались десятки людей, организованных, собранных, дисциплинированных. Люди стали жить родовыми общинами. (Слайд)

Запись в тетради.

Родовая община - коллектив родственников, живших вместе и ведущих совместное хозяйство

В такую семью входило несколько больших семей, которые образовывали род. Мужчины сообща охотились. Совместно изготовляли орудия труда и строили жилище. Особым уважение пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки.

-? Что делали женщины. (Занимались собирательством, готовили пищу, следили за огнем, сохраняли запасы пищи, шили одежд, и главное - растили детей)

В чем отличие родовой общины от праобщины?

Родом управляли старейшины - наиболее мудрые и опытные члены рода.

4. Появление человеческих рас

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы. Раса - группа человечества. Всего в мире их существует- три.

1) европеоидная

2) монголоидная

3) негроидная

Расы отличались цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа).

- Вывод: расы различаются только внешними признаками. Все расы обладают равными возможностями для развития.

индивидуальные ответы

делают записи в тетради








индивидуальные ответы




слушают рассказ учителя





читают текст, отвечают на вопрос


Читают текст, отвечают на вопрос к тексту







индивидуальный ответ



записи в тетради

IV Закрепление изученного

К доске выходят две пары: древнейшие люди (австралопитек и человек прямоходящий) и человек разумный (неандерталец и кроманьонец) ученики сообща рассказывают главные отличия друг от друга (внешний облик; человек приобрел качества, которые стали отличать от животного мира: сознание, труд, речь, общение)

работа в парах

V Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…

Д.з

п.4 пересказ, вопросы устно

Сообщение на тему "Воспитание детей в родовой общине)

- ? Как вы думаете, почему так жестко воспитывали доисторических мальчиков. (это время - время выживания, и от того как ты будешь подготовлен к жизни, зависит будущее тебя и твоих близких)



© 2010-2022