Урок истории по теме Петр I. Значение реформ

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История России.

7 класс

Тема урока. Царствование Петра I.

Значение его реформ.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели: раскрыть характерные особенности личности Петра I как человека и государственного деятеля, определить главные преобразования в стране при Петре I; развивать способности самостоятельно работать с текстом, давать полный ответ на поставленный вопрос и делать выводы; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: портрет Петра I; семейный портрет Петра I; портрет сестры царя Софьи; карточки с датами и событиями того времени; кроссворд.

Предварительная подготовка: ученики готовят сообщения . «Становление личности Петра I, ее характеристика и оценка»; «Важнейшие государственные дела Петра I»; всем ученикам необходимо выучить наизусть даты основных событий эпохи Петра I.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

Время Петра Великого - важнейший рубеж в отечественной истории. Историки пришли к выводу, что программа реформ созревала уже давно, задолго до начала царствования Петpa I. Он не только продолжил начинания предшественников, но и шагнул далеко вперед. Но осознание необходимости перемен сформировалось у Петра I далеко не сразу. После вступления на престол (1682) и устранения соперницы - сестры Софьи (1689) молодой царь многие годы провел в утехах и забавах. Каков же был путь становления неординарной и многогранной личности царя Петра I?

  1. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала

1. Доклады.

Доклад 1

Петр I - русский царь, первый российский император, младший сын Алексея Михайловича и Н.К. Нарышкиной. Государственный, военный и культурный деятель России. В 1682 г. Петр I вступил на престол. Новый правитель поражал своим внешним видом: был невероятно высок (2 м 4 см), физически хорошо развит, но в то же время узок в плечах. Петр I был очень нервным и вспыльчивым. Сказывались потрясения, пережитые в детстве. По своей натуре он был человеком добрым и простым в общении. Но, с другой стороны, Петру I были свойственны такие качества, как грубость, жестокость и пренебрежительное отношение к человеческому достоинству. Он мог неожиданно вспылить и начать крушить все вокруг. В такие минуты только самые близкие люди были способны успокоить царя.

В первые годы правления Петр I в основном интересовался военными делами и развлечениями.

После смерти матери, царицы Натальи, в 1694 г. Петр становится вполне самостоятельным правителем. Потехи царя заложили основу для дальнейших славных дел. Интерес к лодкам подвигнул его на создание флота на Белом море; игра в солдаты помогла в формировании регулярных полков и в проведении серьезных военных маневров. Игры теряли потешный характер, царь уже не развлекался, он работал. Постепенно в его уме складывались и политические планы.

Уже в 20-летнем возрасте Петр познакомился с военными и математическими науками, с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили его могучую фигуру.

Характерная черта Петра Великого как правителя, абсолютного монарха - огромный личный вклад в управление государством, его внешнеполитические, военные действия; привлечение к делам талантливых, одаренных, способных людей - полководцев, дипломатов, людей, знающих свое дело. При всем демократизме и шутливости царь в нужные моменты проявлял свою волю, железную и непоколебимую. Окружающие уважали и боялись царя.

Доклад 2

Реформы Петра I проводились путем крайнего напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое в 1698 г., Астраханское в 1705-1706 гг., Булавинское в 1707-1709 гг.), беспощадно подавлявшиеся правительством.

Но, несмотря на это, за время своего правления Петр I провел очень много важных преобразований в России: были созданы Сенат (1711), коллегии, органы высшего государственного контроля, введена политическая ссылка, церковь подчинена государству, страна постепенно делилась на губернии, построена новая столица - Петербург.

Ликвидируя отставание России от передовых стран Западной Европы, Петр I проводил преобразования в области промышленности и торговли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, пристаней, каналов). Будучи крупнейшим идеологом абсолютизма, он способствовал упрочнению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I было открыто множество учебных заведений, Академия наук, проведены реформы азбуки, календаря и многое другое.

  1. Игра с карточками.

(Учитель раздает классу заранее подготовленные карточки с ключевыми датами того времени и карточки с перечнем событий и предлагает ученикам связать их между собой.)

1682-1725 гг. - правление Петра I.

1695, 1696 гг. - Азовские походы.

1696 г. - указ о создании флота в России.

1696-1698 гг. - Великое посольство в Западную Европу.

  1. г. - учреждение первого российского ордена Св. апостола Андрея Первозванного.

1700-1721 гг. - Северная война.

  1. г. - ликвидация патриаршества.

1703 г. - основание Санкт-Петербурга.

1707-1708 гг. - восстание под предводительством К.А. Булавина.

27 июня 1709 г. - Полтавская битва.

1711 г. - учреждение Сената.

27 июля 1714 г. - Гангутское сражение.

1721 г. - провозглашение России империей.

  1. Словарная работа.

Давайте вспомним следующие понятия и дадим их определение: мануфактура, налог, перепись населения и т. д.

(Термины учащиеся записывают в тетради.)

III. Подведение итогов

(Ученики отвечают на вопросы; задача - самостоятельно сделать выводы по изученному материалу.)

  • Охарактеризуйте Петра Великого. В чем проявилась противоречивость этого человека?

  • Какое влияние, на ваш взгляд, Петр Великий оказал на историю России?

  • Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. Какие перемены в стране ему бы показались значительными? Что бы больше всего его поразило? А что бы он нашел неизменным?

Оценка работы учащихся.



© 2010-2022