Урок по теме: Религия древних греков

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме "Религия древних греков".

Цель: Знакомство с религией и верованиями древних греков

Задачи:

-формировать знания о религии и верованиях древних греков,

-вырабатывать умения характеризовать главных богов и героев древних

греков, определять связь мифов с реальной жизнью, умение анализировать легендарные события и делать выводы;

-формировать умения и навыки работы с исторической информацией и картой.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.

Оборудование: тексты древнегреческих мифов «Олимп», Эдит Гамильтон «Мифы и легенды», презентация. Карта «Древняя Греция»

Новые понятия:

ХОД УРОКА

I. Текущий контроль знаний и умений

Тест : Ахейская Греция

1.Чем отличались дворцы Микен от дворцов Крита:

а) они имели мощные укрепления

б) они не имели укреплений

в) они были просто построены

2. Город Микены располагался в:

а) Южной Греции

б) Северной Греции

в) Малой Азии

3.Какая богиня победила в споре за звание «прекраснейшей»?

А. Гера

Б. Афродита

В. Афина

4. Как звали самую красивую женщину, которая влюбилась в троянского царевича Париса?

А. Елена

Б. Пенелопа

В. Ирида

5. Какой царь объединил греков для борьбы с троянцами?

А. Менелай

Б. Агамемнон

В. Одиссей

6. Кто придумал хитрость с деревянным конем?

А. Ахиллес

Б. Менелай

В. Одиссей

7. Кто доказал существование Трои:

А) Гомер

Б) Генрих Шлиман

В) Банарджи

8. Где были обнаружены руины Трои:

А) Балканский п-в

Б) п-в Пелопоннес

В) п-в Малая Азия

9. Объясните возникновение выражений:

А) «Яблоко раздора»

Б) «Троянский конь»

II. Изучения нового материала

1. Слова учителя: Сегодня мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью - религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».

2. Выполнение коллективно кластера

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг.
Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая главная, характерная для любой религии - вера в бога (богов).
3. Постановка цели урока

-Вы знаете тему нашего урока, а какие задачи мы с вами должны сегодня решить (Вспомогательные слова Какие? Почему? Как?)

- Сегодня мы с вами выясним особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов и попытаемся объяснить, почему в Греции появились именно такие боги.
- Ребята, давайте вспомним какие природно-климатические условия на Балканском полуострове?
- Очень тепло.
- Мало рек и осадков.
- Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
- Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые ответы)
- А теперь назовите основные занятия греков, исходя из природно-климатических условий?

  • Выращивали виноград и оливки;

  • мореплавание и морская торговля;

  • разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

  • ремесло;

  • войны (борьба за господство в Эгейском море).

- Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков?

Этот вопрос целесообразно вынести на доску.

4. Работа с картой

- Показать страну Фессалию, на севере Греции. Гору ОЛИМП.
На севере земли, населённой эллинами, находится страна Фессалия. На границе с Македонией, среди гор, со всех сторон окружающих фессалийскую равнину, возвышается гора Олимп - самая высокая из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный кустарник. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег.
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но вершина горы всегда окутана густыми облаками. Там в вышине - золотые чертоги бессмертных богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют бессмертные боги. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном.

5. Словарная работа

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.

ПАНТЕОН - место, посвященное всем богам.

6. Просмотр видео «Боги Древней Греции»

- Обратите внимание на экран, после просмотра вы должны будете ответить мне на вопросы:

1) как зовут главного бога древних греков?

2) каких богов вы запомнили?

3) чему они покровительствовали?

4) как их изображали?

7. Работа с иллюстрацией

- Обратите внимание на слайд «Боги и богини Греции» внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. Используя иллюстрацию, заполнить таблицу.

Работа учащихся в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы.

Имена богов

Чему покровительствовали

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мёртвых

Деметра

Богиня плодородия

Гермес

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Афродита

Богиня красоты и любви

Арес

Бог войны

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Дионис

Бог виноделия

Имена богов

Чему покровительствовали

Бог неба, царь богов и людей

Бог морей

Бог царства мёртвых

Богиня плодородия

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Бог солнечного света, покровитель искусств

Богиня природы и покровительница охоты

Богиня красоты и любви

Бог войны

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Бог огня и кузнечного дела

Царица богов и защитница семейного очага

Бог виноделия


7. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс - царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера - царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса - близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Боги

Милые, смутные призраки славы минувшей,
Увы, последние из прежде живших богов...
Вы дышите воздухом тех, что дышали они.
Из небесных чертогов, утраченных с Олимпа высот.

Греки не верили, что вселенная создана богами. По их представлениям, всё произошло как раз наоборот: вселенная создала богов. Прежде всего, появились бог Неба и богиня Земли. Они и стали первыми родителями. Их детьми были титаны, а внуками - боги-олимпийцы.

8. Физминутка

9. Работа с учебником

-Греки очень почитали своих богов, в их честь они сооружали храмы, ставили статуи, совершали жертвоприношение. (Стр. 16 найдите в тексте учебника описание жертвоприношения)

10. Выступление ученика с сообщением Зевс Олимпийский

III. Закрепление пройденного материала

Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске.

Задание: Подбери пару - имена греческих богов и их символы

1. Зевс а) лань, золотой лук и стрелы
2. Гермес б) колосья пшеницы
3. Афродита в) крылатые сандалии
4. Гера г) кифара, лавровый венок
5. Артемида д) копье, щит, сова, гранат
6. Аид е) колесница запряженная черными лошадьми
7. Посейдон ж) молот, наковальня
8. Дионис з) голубь, яблоко
9. Гефест и) трезубец, дельфин
10. Аполлон к) молния, орел
11. Афина л) жезл, увитый виноградной лозой
12. Деметра м) гранат

Ключ: 1 - к; 2 - в; 3 - з; 4 - м; 5 - а; 6 - е; 7 - и; 8 - л; 9 - ж; 10 - г; 11 - д; 12 - б

IV. Подведем итог нашему уроку:

- Еще раз назовите богов Древней Греции. Прочитайте вопрос который мы с вами поставили в начале урока.

Ответы детей…

1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

2. Слово учителя: Боги Древней Греции могущественны и коварны, - так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам, как не молятся и богам древних египтян. От веры в олимпийских богов остались только легенды, или мифы, как мы их называем. Изучая мифы древних греков, учёные доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать много полезного. Без знания древнегреческой мифологии нельзя изучать искусство, так как на протяжении многих веков замечательные художники и скульпторы, писатели и поэты всех стран использовали древние мифы в живописи, скульптуре, музыке, литературе.

3. Домашнее задание: параграф 4; подготовить для пересказа один из мифов о богах.


© 2010-2022