Рабочая программа по предмету история 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.             Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» в 5 классе составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  основного общего образования,  Рабочей  программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы, авторская  программа    А.А.Вигасина,  Г.И. Годера «История Древнего мира»,  М., «Просвещение», 2013 г.             Базисный  учебный  план для  образовательных учреждений Российск...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Ленинская средняя общеобразовательная школа »



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/ Шлегель О.

«___»____________2013 г.


«Утверждаю»

И.о. Директор МАОУ Ленинская СОШ

__________/ Шлегель Л.Б.

Приказ № ___ от «___»___________2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету

« история»

5 класс

Базовый уровень

На 2013-2014 учебный год



Составитель:

Абаканова Торгон Сенбаевна,

Учитель истории и обществознания

МАОУ Ленинская СОШ



п. Ленинка

2013



Тематическое планирование курса «История Древнего мира» 5 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по курсу «история Древнего мира» в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочей программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы, авторская программа А.А.Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2013 г.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе 2 часа в неделю.

Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В основном планирование реализуется в форме комбинированных уроков, уроков изучения нового материала, лабораторно-практических занятий по учебнику, уроков обобщения.

Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.

  • 1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

  • 3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

  • 4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

  • 5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе

1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.

  • При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко- персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Окружающий мир, 3-4-й классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.
Литература, 5-й класс:
общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Естествознание, 5-й класс:
номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.

Календарно-тематическое планирование для 5 класса ориентировано на использование:

Учебные пособия:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая История Древнего мира. М, «Просвещение», 2010 г.

Методические пособия:

  1. О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., «ВАКО», 2005г.

  2. О.А. Северина История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира» Волгоград, «Учитель - АСТ», 2004г. Части 1,2.

  3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, М., «ТЦ Сфера», 2004г.

  4. Ю.Н. Лубченко, В.В. Михайлов История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие для учителя М., «АСТ издательство», 1998г.

  5. Справочные материалы. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы М., «Дрофа», 1997г.

  6. Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман Древний мир. 5 класс. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М., «ВЛАДОС», 2004г.

  7. Н.Б.Крючкова Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М., «ТЦ Сфера», 2004г.

  8. Г.А.Кулагина Сто игр по истории», М., «Просвещение», 1983г.

  9. Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» М., «ВЛАДОС», 2004г.

КИМ:

  1. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира 5 класс» М., Т.Ц. «Сфера» 2004 год.

  2. М.Ю.Брандт «Тесты. История Древнего мира. 5 класс» М., «Дрофа», 2004 год.

  3. Репин А.В. История Древнего мира. 5 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 2007г.

  4. Г.И.Старобинская Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. М., «АРКТИ», 2004г.

  5. Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории. Древний мир. М., «Интеллект - Центр», 2004г.

  6. А.И.Скороспелов Кроссворды для школьников. Ярославль, «Академия развития», 1997г.

  7. Тесты методического пособия «О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс». М., «ВАКО», 2005г.

  8. В.Н.Парфенов «Тесты по истории древнего мира» Саратов «Лицей», 2003г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Internet:

fcior.edu.ru/ (114 модулей, использование модулей может меняться в зависимости работы компьютерного класса).

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Название тем и уроков

Цели изучения темы

Характеристика основных видов ОД учащихся (на уровне УУД)

Обратная связь

ЦОР

Домаш. задание

Средства

обучения

ЦОР

Кол-во часов

Сроки

1.

1. Введение

Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории.

- Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.

- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Упражнения к уроку «История как наука» диска «Просвещение» История 5 кл.


Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «История как наука»

1


Раздел I. Жизнь первобытных людей 6 часов

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа

2.

1.Древнейшие люди.

Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

- Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда.

- Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

- Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Устный опрос

1

Карта мира,

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) История Древнего мира. Урок №1. История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13)

1


3.

2. Родовые общины охотников и собирателей.

Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле.

- Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.

- Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

- Выделять признаки родовой общины.

-характеризовать новые способы охоты.


Устный опрос, игра «Переводчик» (словарная работа)

2

«История СССР в художественно-исторических образах» Охота на мамонта.

1


4.

3.Возникновение искусства и религии

Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей.

- Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

- Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

- охарактеризовать

Решение творческих задач,

Р.т В.1, задание 9, с.11

3

Памятка с алгоритмом решения познавательных задач, рабочие тетради.

1


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 часа

5.

4. Возникновение земледелия и скотоводства

Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство.

- Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

- Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

- охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

- выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

- обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин.

- схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

- охарактеризовать религиозные верования человека.

Игра «Исправь ошибки», устный опрос.

4

Атласы по истории древнего мира.

1


6.

5. Появление неравенства и знати.

Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

- Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д.

- находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия;

-выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;

- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

Р.Т. в1. Задание 15 с.15, 16 с.16.

Устный опрос.

Кроссворд «Сумей прочесть».

5

Атласы по истории древнего мира

1


7

6. Повторение.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.



Схема «путешествия» (Презентация Power Point с гиперссылками на задания)

1


Тема 3. Счет лет в истории.

8.

Измерение времени по годам.

Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.

- Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени;

- уметь определять ист.время на ленте времени;

- осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Модуль «Ход времени и счёт лет в истории».


С. 28

fcior.edu.

Ru/

1


Раздел II. Древний Восток 18 часов

Тема 4. Древний Египет. 7 часов

9.

Государство на берегах Нила.

Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

- Самостоятельно подготовить тем.сообщение к уроку по выбору;

- характеризовать местоположение Египта с помощью ист.карты и её легенды;,

- установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.


Пон.: Нил, дельта, Египет, оазис, ил, фараон

Устный опрос

6

Карта «Древний Восток»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Египта с.31-33

Книга «Планета чудес и загадок» «Нил»

1


10.

Как жили земледельцы и ремесленники.

Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта.

- находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. изданий;

- комментировать понятия и самостоятельно формулировать их;

- оценивать достижения культуры.

Пон.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет.

Игры «Верно ли это?», «Переводчик»

7

Карта «Древний Восток», картина «Гончарная мастерская», Хрестоматия с.40-41.

1


11.

Жизнь египетского вельможи.

Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

- учиться работать в малой группе над общим заданием;

- выделять главное в части параграфа , во всем параграфе;

- выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Пон.: каменная гробница.


Устный опрос, инд. Письменная работа (тест)

8

Карта «Древний Восток».

1


12.

Военные походы фараонов.

Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска.

- Работа с картой в малой группе по единому заданию;

- исполнять роль в соответствии со своеобразием ист.персонажа в инсценировке;

- подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


Понятия: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско.

Инд. работа по карточкам

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Египет»

9

Карта «Египетское царство», хрестоматия с.44-45.

1


13.

Религия древних египтян.

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.

- Характеризовать религию древних египтян;

- устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян;

- творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.


Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия.

«Найди ошибки в тексте», инд. Письм. Работа «Заполни пропуски», тест.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Выполни задание: помоги художнику.

10

Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «Цивилизации на берегу Нила. Боги Египта»

Книга «Планета чудес и загадок» «Гробница Тутанхамона»

1


14.

Искусство древних египтян.

Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта.

- искать в сети интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов;

- подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями);

- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.


Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор.

Игра «Жили ли они?», устный опрос.

11

К.М. Урок № 2. Искусство Древнего Египта (6, 26, 29)

1


15.

Письменность и знания древних египтян

Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности.

-составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах;

- осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса;

- характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы.

Творческая работа - составление «Поучения отца сыну»

12


1


Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов

16.

Древнее Двуречье

Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.

- Использовать элект. издание с целью вирт. путешествия по музею;

- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья;

- Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.


Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись.

Игры «Переводчик», «Испорченные рукописи».

13

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Древнее Двуречье (презентация Power Point)

1


17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи»

- Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть;

- составлять кроссворд по теме урока;

- характеризовать свод законов Хаммурапи;

- объяснять , почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик.

Устный опрос

14

Карточки - задания для лабораторной работы

1


18.

Финикийские мореплаватели

Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

- рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей;

- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников;

-использовать ист.карту;

- определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Р.т в.1 задание 62 с.50

Игра «Три направления»

15

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Финикия (презентация Power Point). Книга для чтения по истории Древнего мира «Царская краска»

1


19.

Библейские сказания

Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру.

-Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;

-объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами;

- проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям;

- объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Пон.: Библия, Ветхий завет

Устный опрос, Р.т. в 1 задание 61, с. 50

16

Карта «Древний Восток»

«Детская Библия», «Библия в картинках»

1


20.

Древнееврейское царство

Показать учащимся историю развития древнееврейского царства.

- решать развивающие и проблемные задачи;

- выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;

- Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид);

- уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник

Устный опрос, Инд. Работа - Р.т. задание 72, с.61, замени одним словом выражение.

17

Карта «Древний Восток»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 4. Древние цивилизации передней Азии. Древнееврейские государства.

1


21.

Ассирийская держава

Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства.

- работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;

- перечислять достижения ассирийцев в изоб.искусстве, металлургии, военном деле;

- находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»;

- определять причины падения Ассирийской державы.


Пон.: железо, таран, держава.

Устный опрос, инд. Работа «Заполни пропуски», «Вставь пропущенные слова», «Что лишнее?»

18

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Ассирийское царство (презентация Power Point).

1


22.

Персидская держава «царя царей»

Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством.

- работать с ист.картой и допол. Источниками по вопросу расширения территории державы;

- систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей;

- рассказывать кратко легенды о персидских царях.


Пон.: персы, держава «царя царей»

Устный опрос, Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Древние цивилизации Передней Азии»

19

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Персидская держава (презентация Power Point). Кроссворд «Персидская держава» (Excel)


1


Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа

23.

Природа и люди Древней Индии.

Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

- Рассказать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата;

- показывать на карте основные географ. объекты Древней Индии;

-Выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю;

- объяснить, каких животных почитали индийцы и почему.

Модуль «Контроль. Государства Передней Азии»

Карта «»Индия в древности»

20

fcior.edu.

Ru/

1


24.

Индийские касты.

Показать учащимся особенности индийского общества и религии.

- составлять простой план пунктов параграфа по выбору;

- рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;

- сравнивать основные положения брахманизма и буддизма;

- подготовить сообщение о Будде;

-перечислить достижения древних индийцев.

Пон.: каста, буддизм.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.)

Р.т. в 1. Задание 86 с.72

21

Карточки-задания для групп, Р.т.

1


25.

Чему учил китайский мудрей Конфуций.

Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция.

- вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;

- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;

- определять и формулировать особенности китайской религии;

- объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

Пон.: Конфуций, дракон, бамбук.

Устный опрос, тест (инд.)

22

Современная политическая карта, карта «Древний Восток. Индия и Китай»

1


26.

Первый властелин единого Китая.

Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство.

- рассказать об отношениях Китая с соседями;

- объяснить причины возведения Великой китайской стены;

- выделять своеобразие древней китайской цивилизации;

- составлять кроссворд по тематике урока.

Пон.: гунны, Великая Китайская стена.

Устный опрос

Игра «Китайские иероглифы»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Восток. Индия. Китай»

23

К.М. Урок №8 Древний Китай (слайды 16, 27, 2)

Книга «Планета чудес и загадок» «Великая Китайская стена»


1


27.

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;

- показывать на карте известные города Древнего Востока.

Игра «Рекламный плакат»


Листы ватмана, фломастеры, иллюстрации.

1


Раздел III. Древняя Греция. 20 час

Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов

28.

Греки и критяне.

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий ;

- рассказывать об условиях жизни и занятиях населения;

- характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.



Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца.


Устный опрос

24

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (6-18)

Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец»

1


29.

Микены и Троя.

Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны.

Игра «Верно ли это?»

25

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (23-26)

Карта «Древняя Греция»

Книга «Планета чудес и загадок» «Троя», Микены»


1


30.

Поэма Гомера «Илиада»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.

- Знать содержание поэмы.

Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь.











- Знать содержание поэмы.

Пон.: сирены.









- Называть характерные черты греческой религии.

Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей.

Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Начало Илиады»



26

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»



1


31.

Поэма Гомера «Одиссея»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.

Устный опрос, кроссворд.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Приключения Одиссея»

27

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


1


32.

Религия древних греков.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

Р.т.В.2.задание 9 с.8, 14 с.12.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Зарождение древнегреческой цивилизации».

28

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


1


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7 часов

33.

Земледельцы Аттики теряют свободу.

Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними.

- характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств;

- объяснять значение понятий;

-рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах;

- давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Спарты и Афин;

- рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень.

спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь, Олимпия, атлеты, стадион, состязания.

Устный опрос, Р.т.В.2. задание 10, 11 с.9

29

Карта «Древняя Греция»

Презентация к уроку с заданиями (выполняют ученики на компьютерах).


1


34.

Зарождение демократии в Афинах.

Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах.

Устный опрос, тест

30

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 130-132

1


35.

Древняя Спарта.

Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. Задания 17, с.13, 18 с. 14, 20 с. 15


31

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 135-136

1


36.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной.

Игра «Эстафета»

Р.т.в.2 задание 28 с.20

32

Карта «Древняя Греция»


1


37.

Олимпийские игры в древности.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

Игра «Древо познания»


33

Карта «Древняя Греция»


1


38.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

- Объяснить причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства;

-характеризовать афинскую демократию при Перикле;

- объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков



Пон.: Марафон, фаланга.

Фермопильский проход, триера.

Устный опрос, тест

34

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


39.

Нашествие персидских войск на Элладу.

Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов.

Устный опрос, игра «Переводчик», «Испорченные рукописи».

35

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 7. Цивилизации Древней Греции. Классический период. Греко-персидские войны.

1


Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. 5 часов

40.

В гаванях афинского порта Пирей

Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей.

- рассказывать о развитии наук,образовании в Древней Греции;

-представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя

свои оценочные суждения;

-объяснять , в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие;

Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники.

Компьютерное тестирование.

36

Картина «Афинская гавань Пирей».

1


41.

В городе богини Афины.

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.

Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь.

Игра «Жили ли они?»

37

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


42.

В афинских школах и гимнасиях.

Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах.

Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия.

Устный опрос.

38

Карточки-задания для групп.

1


43.

В театре Диониса.

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах.

Пон.: театр, орхестр, скене, трагедия, комедия.

Исторический «Блейф-клуб»

39


1


44.

Афинская демократия при Перикле.

Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.

Пон.: оратор, тайное голосование, стратег.

Устный опрос, «Реши задачи»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Эллинистический период древнегреческой цивилизации».

40

Схема «Функции народного театра»

1


Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. 3 часа

45.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств.

- показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;

-объяснять причины распада державы Александра Македонского;

- составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского;

- раскрывать значение понятия эллинизм;

-называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Пон.: междоусобная война, Македонское царство.

Устный опрос

41

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


46.

Поход Александра Македонского на Восток.

Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами.

Пон.: держава Александра Македонского.

Игра «Продолжи рассказ»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Образование и распад державы Александра Македонского»

42

Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток»

1


47.

В Александрии Египетской.

Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской.

Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека.

Устный опрос, инд. Тест

43

fcior.edu.

Ru/ Карта «Распад державы Александра Македонского»

1


48.

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Игра «Брейн - ринг»


Карта «Древняя Греция», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.

1

.

Раздел IV.Древний Рим 19 часов

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа

49.

Древнейший Рим.

Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие.

- показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии;

-рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;

- раскрывать значение понятий;

- объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе;

-характеризовать верования древних жителей Италии


Пон.: Аппенинский полуостров, латины, весталка, ликтор, плебей, патриций, сенат, плебс.

Устный опрос

44

Карта «Древняя Италия»

1


50.

Завоевание Римом Италии.

Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии.

- раскрывать значение понятий;

-использовать карту при характеристике военных походов Рима;

- характеризовать причины и итоги войн Рима;

- рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.


Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа.

Игра «Древо познания»

45

Карта «Древняя Италия»

1


51.

Устройство Римской империи.

Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики.

Пон.: Марсово поле, Форум, легион.

Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Становление Римской цивилизации».

46

Карта «Древняя Италия»

1


Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа

52.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты.

Пон.: Карфаген, Ганнибал.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. задание 64, 65 с.49

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Вторая Пуническая война»

47

Хрестоматия с.185-186

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном».

1


53.

Установление господства Рима с Карфагеном.

Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем.

Пон: триумф, император.

Устный опрос

48

Карта «Рост Римского государства».

1


54.

Рабство в древнем Риме.

Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении.

Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр.

«Путешествие» по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Терминово», «Отгадайкино»

49

Презентация с заданиями-гиперссылками, картина «Труд и жизнь рабов в имении II-I вв. до н.э.», «В римском амфитеатре».

1


Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа

55.

Земельный закон братьев Гракхов.

Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме.

Пон.: югер.

Модуль «Реформы братьев Гракхов»

50

fcior.edu.

Ru/

1


56.

Восстание Спартака.

Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Пон.: Спартак, восстание рабов.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Начало самого крупного восстания рабов в древнем мире»

51

Картина «Бой Спартака с римским отрядом»

1


57.

Единовластие Цезаря.

Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства.

- показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения;

-раскрывать значение понятий;

-характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события;

- рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война.

Устный опрос, игра «Переводчик»

52

Хрестоматия с.216-217

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


58.

Установление империи.

Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления

Пон.: преторианцы, император.











Устный опрос.

53

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов

59.

Соседи Римской империи.

Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами.


Пон.: германцы, славяне.

Тест

54

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


60.

В Риме при императоре Нероне.

Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров.

Пон.: Нерон, христиане.

Игра «Продолжи рассказ»

55


1


61.

Первые христиане и их учение.

Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви.

- -\объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбах первых христиан в Риме.

Устный опрос

56


1


62.

Расцвет империи во II веке.

Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в.

Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня.

Устный опрос

57

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

1


63.

«Вечный город» и его жители.

Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей.

- рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме;

-составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника;

- высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.



Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Работа в группах, устный опрос.

58

Карточки с заданиями, дополнительная литература.

К.М. Урок № 12 Культура древнего Рима (20-28, 31-35)

1


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа

64.

Римская империя при Константине.

Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией.

- показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи.

Пон.: варвар, христианские обряды, папа.

Устный опрос

59

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

1


65.

Взятие Рима варварами.

Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э.

Пон.: готы, Аларих, вандалы, античная культура.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Кризис и падение Римской империи».

60

Карта «Римская империя в IV-V вв. н.э. Падение Западной Римской империи»

1


66-67

Историческое и культурное наследие Древнего мира

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Викторина «Где?», игра «Жили ли они?», итоговый кроссворд



2


68.

Итоговое повторение. Тестовый контроль

Обобщить знания учащихся по данному курсу.


Игра «Цветные дорожки».

Итоговое тестирование.


Карточки с заданиями.

1




Перечень учебно-методического обеспечения

  • Программа основного общего образования по истории 5 класс для образовательных учреждений.

  • Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение»,2008

  • Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.

  • Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд - М.:Просвещение, 2013

Список литературы:

  • Юнкельманн, Маркус Гладиаторы. Герои Арены\ Пер с нем С. Н. Одинцовой.

  • Древний Вавилон \ Пер с англ. Н. К. Яковлевой.

  • Древний Китай\ Пер. с англ. Д. Р. Коган.

  • Древняя Греция \ Пер. с англ. Н. К. Яковлевой.

  • Древняя Персия\ Пер с англ. Н. К. Яковлевой

  • Райхард, Ханс Пирамиды / Пер.. с нем. Е.Ю Жирновой - Москва, ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009

  • Величайшие монархи мира / К,В. Рыжов. - М. Вече, 2007

  • Мифология / Науч. - популярн. Изд. Для детей - Москва ЗАО «Росмэн-Пресс», 2008


27


© 2010-2022