- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории России 6 класс
Рабочая программа по истории России 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Конькова Е.И. |
Дата | 10.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая учебная программа
по предмету «История России»
6 класс
Срок реализации программы - один год
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории.
Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.». Данилова А.А.и Косулиной Л.Г - М.: Просвещение, 2006.
Пояснительная записка
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории.
Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.». Данилова А.А.и Косулиной Л.Г - М.: Просвещение, 2006.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох - от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Данная программа обеспечивает изучение курса истории России с древнейших времен до конца XVI века учащимися 6 класса.
Цели курса:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнических и национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Место предмета
На изучение предмета отводится 40 часов по 2 часа в неделю
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 7 класса.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
•освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны овладеть умениями:
• определять и объяснять понятия;
• уметь выделять главную мысль, идею в учебнике;
• рассматривать общественные явления в развитии;
• анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию;
-
уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности.
Критерии оценивания.
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Список литературы для учителя
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6кл. М.: «Просвещение», 2012.
2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. - М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Зверева Л.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории России (с древнейших времен до конца XVIII века): 6-7 классы. - М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Б.Н. Серов, Л.М. Гаркуша. Поурочные разработки по истории Отечества. 6 кл.
М.: ВАКО,2008г.
5. Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 кл. 2 части. М.: ВАКО,2010
6. Е.В. Тайкова, Л.А. Степанова. История. 5-11 классы. Инновационные формы уроков.
7. В.В.Гукова, А.А. Кравченко. История. 5-11 классы. Технология современного урока.
8. 1000 вопросов и ответов по истории: Учеб. Пособие. /Под общей ред. Л.Н. Алексашкиной. - М.: АСТ, 1998.
9. Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор. История Отечества 882-1917 г.г.
Список литературы для учащихся
1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. С древнейших времен до конца XVI века. . 6кл. М.: «Просвещение», 2012.
2.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Рабочая тетрадь по истории России. 6 кл.
М.: «Просвещение», 2010.
4. Сосновская Л. По следам литературных героев. - СПб: АНО «Центр продуктивного обучения», 2010.
5. История России. Полная энциклопедия. От древнейших времен до начала XX века.
Содержание обучения.
История России. С древнейших времен до конца XVI века. (40 ч.)
Русь Древняя - 12 ч. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.
Русь Удельная в XII - XIII веках. - 10 ч. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь
и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII-XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь вXIV - XVI веках - 18 ч. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV-XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва - Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV-XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев).
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его
многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой»
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. С древнейших времен до конца XVI века» (6 класс)
|
№
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы
содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Умения, навыки
Домашнее
задание
Дата проведения
Древняя Русь в VIII - первой половине XII века - 11 ч.
1
Древнейшие народы на территории Росси.
1
Урок изуче-ния нового материала
Древние люди на территории нашей страны. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.
Работать с исторической картой.
§ 1
2
Восточные славяне.
1
Комбини-рованный
Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с исторической документами
§ 2
3-4
Формирование Древнерусского государства.
2
Комбини-рованный
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
§ 3
5
Первые киевские князья.
1
Комбини-рованный
Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.
§ 4
6
Владимир Святославич. Принятие христианства.
1
Комбини-рованный
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.
§ 5
7-8
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
2
Комбини-рованный
Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государ--ством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
§ 6
9
Культура Древней Руси.
1
Комбини-рованный
Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.
§ 7
10
Быт и нравы Древней Руси.
1
Комбини-рованный
Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
Сравнивать образ жизни разных групп населения.
§ 8
11
Родной край в древности.
1
Комбини-
рованный
Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.
Выявлять особенности развития края.
12
Итоговый тест по теме «Русь Древняя»
1
Показать знания и умения по пройденному материалу
Русь Удельная в XII - XIII веках. - 10 ч.
13
Начало раздробления Древнерусского государства.
1
Урок
изучения
нового
Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.
Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).
§ 9
14-15
Главные политические центры Руси.
2
Комбини-рованный
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
§ 10 - 11
16
Нашествие с Востока.
1
Комбини-рованный
Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
§ 12
17
Борьба Руси с западными завоевателями.
1
Комбини-рованный
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).
§ 13
18
Русь и Золотая Орда.
1
Комбини-рованный
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
§ 14
19
Русь и Литва.
1
Комбини-рованный
Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
§ 15
20
Культура русских земель в XII - XIII веках.
1
Комбини-рованный
Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
§ 16
21
Родной край в XII - XIII веках.
1
Комбини-
рованный
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Выявлять особенности развития Владимиро-Суздальского княжества, характеризовать деятельность князей.
22
Итоговый тест по теме «Полити-ческая раздроб-ленность на Руси»
1
.
Показать знания и умения по пройденному материалу
Московская Русь вXIV - XVI веках. - 18 ч.
23
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
1
Урок
изучения
нового
Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).
§ 17
24
Москва - центр борьбы с ордын-ским владычес-твом. Куликовская битва.
1
Комбини-рованный
Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.
Использовать схему при рассказе о битве; харак-теризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).
§ 18
25
Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.
1
Комбини-рованный
Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объе-динении русских земель.
§ 19
26
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.
1
Комбини-рованный
Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.
Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.
§ 20
27
Московское государство в конце XIV - начале XVI века.
1
Комбини-рованный
Усиление великокняжеской власти. Мест-ничество. Система кормлений. Преобра-зования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарожде-ние феодально-крепостнической системы.
Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
§ 21
28
Церковь и госу-дарство в конце XIV - начале XVI века.
1
Комбини-рованный
Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».
Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.
§ 22
29
Реформы Избранной рады.
1
Комбини-рованный
Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.
§ 23
30-31
Внешняя политика Ивана IV.
2
Комбини-рованный
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
§ 24
32
Опричнина.
1
Комбини-рованный
Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.
Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.
§ 25
33
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках.
1
Комбини-рованный
Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
§ 26
34
Архитектура и живопись в XIV - XVI веках.
1
Комбини-рованный
Зодчество в XIV - XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.
§ 27
35
Быт XV - XVI веков.
1
Комбини-рованный
Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.
Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации
§ 28
36
Родной край в XIV - XVI веках.
1
Комбини-рованный
Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города.
Выявлять особенности развития края.
37
Итоговый тест по теме «Московская Русь вXIV - XVI веках..»
1
Обобщать исторические события и явления; делать выводы.
38
Итоговое повторение по курсу «Истории России с древнейших времён до конца XVI века.»
1
Урок
обобщения
Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.
Показать знания и умения по пройденному материалу
Итоговый тест по теме
39
Итоговое тестирование по курсу «Истории России с древнейших времён до конца XVI века.»
1
Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.
Обобщать и систематизировать изученный материал.
Вопросы.
40
Резервный урок
1
итого
40