• Преподавателю
  • История
  • Урок истории на тему Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века (8 класс)

Урок истории на тему Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Крупецкая СОШ» Воронокский филиал




Открытый урок

по истории в 8 классе на тему:




Урок истории на тему Социально-экономическое развитие России в первой половине 19 века (8 класс)


Подготовила:

учитель истории и обществознания

Антипова Татьяна Ивановна


2013 г

Тема: «Социально-экономическое развитие России в 20-50-ые годы XIX века».

Цель урока: познакомить учащихся с основными тенденциями развития экономики России в первой половине XIX века, формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отжившего феодального строя более прогрессивным - капиталистическим. уяснить, что в отличие от стран Западной Европы, где завершающим этапом промышленного переворота стало железнодорожное строительство, в России строительство железных дорог стимулировало рост промышленного производства;

показать, что промышленный переворот положил начало формированию двух основных классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата.

Задачи урока:

  • - развивающая: развивать умения сравнительно сопоставлять основные тенденции экономического развития России п.п. XIX века, выделять своеобразие экономического развития России; продолжить работу по формированию умения участвовать в дискуссиях по актуальным историческим проблемам; развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.

- обучающая: закрепить содержание новых понятий темы, изучить социальную структуру российского общества п.п. XIX века, особенности развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства, технической мысли;

-воспитательная: формирование у учащихся чувства патриотизма и уважения к достижениям технической мысли России; воспитание уважительного отношения к мнению других людей.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная,

  • групповая,

  • коллективная.

Оборудование и материалы к уроку:

  • настенная карта «Экономическое развитие России в первой половине XIX века»,

  • атласы по истории для учащихся,

  • контурные карты для учащихся.

  • иллюстрации к уроку: «Труд и быт крепостных крестьян в России», «Быт и развлечения помещиков»,

  • документы к уроку:

  • «Из указа Николая I от 2 апреля 1842г. Об «обязанных» крестьянах»;

  • «Из работы наемного управляющего помещичьими имениями

У. Карповича о крестьянских работах в помещичьем имении. 1837г.»;

  • «Из статьи помещика А.И. Кошелева о выгоде вольнонаемного труда. 1847г.»;

  • ксерокопии текста для учащихся,

  • рабочая тетрадь по истории для учащихся;

  • мультимедийная презентация «Социально-экономическое развитие России в середине XIXв.», плакат «Экономическое дерево», карточки с тестами, с хрестоматийным материалом.

Тип урока: комбинированный

Форма урока - урок-исследование.

Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: «Реформы 20-50-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России» в ходе организации исследовательской деятельности учеников.

Основные понятия и даты: промышленный переворот - 30-40гг. XIXв., пролетариат, буржуазия.

План урока

I. Противоречия хозяйственного развития .

II. Начало промышленного переворота

III. Помещичье и крестьянское хозяйство

IV. Финансовая политика Е.Ф.Канкрина

V. Торговля

VI. Города

VII. Итоги социально-экономического развития

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

и друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей

С ними нам вдвойне теплей

Пожелайте нам удачи

И успешности в придачу!


  1. Повторение домашнего задания

-Ребята, какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? Всё понятно?

1) Фронтальный опрос

-Назовите годы правления Николая 1

-Это время названо периодом «Апогея самодержавия». Как вы думаете, почему?

2) Индивидуальный опрос

-В чём Николай 1 видел основную задачу своего царствования? Какими методами он пытался достичь этого? (сохранение и укрепление существующего строя. Строгая централизация управления, борьба с инакомыслием, контроль над общественной, экономической и культурной жизнью страны. Стремление лично контролировать всё и всех)

При Николае I были разработаны проекты реформ, но исключительно с целью укрепить дворянскую империю и обеспечить неизменность самодержавия, для этого он: расширил функции своей имперской канцелярии, которая часто подменяла Кабинет министров; создал 2-е отделение во главе со Сперанским для подготовки Свода законов, 1830 год - опубликовано полное собрание законов, в 1832 году - свод действующих законов; создал 3-е отделение во главе с Бенкендорфом для контроля за умонастроением. В распоряжении Бенкендорфа был корпус жандармов; для контроля за печатью в 1826 году создан «чугунный» цензурный устав, ограничены функции Государственного совета.

1. В чём проявилось укрепление роли государственного аппарата при новом царе ?

2. Какие меры были приняты Николаем 1 для решения крестьянского вопроса?

3.В чём состоял смысл создания 3 отделения Собственного его императорского величества канцелярии?

4.Оцените значение преобразований Николая 1. Было ли этого достаточно для исправления недостатков существующей системы? (вероятно, нет кодификация не внесла каких - либо существенных изменений в политическую систему. Реформа государственной деревни хотя и улучшила положение государственных крестьян, смягчила проблему малоземелья, в тоже время усилила податный гнёт, вызвала массовые выступления крестьян.)

Сейчас мы проведём историческую разминку

3) Игра «Да - нетка» (если утверждение верно, вы ставите +, а если неверное, ставите -0-)

1.В начале XIX в. в состав России вошла территория Финляндии +

2. Кружок молодых реформаторов, единомышленников Александра I вошел в историю как: Избранная рада (Негласный комитет) 0

3. Государственный деятель первой четверти XIX в., который вошел в историю как выдающийся реформатор? М. М. Сперанский +

4. В 1816 г Конституцию получила такая часть России, как:

Финляндия (Царство Польское) 0

5. Русско-шведская война 1808-1809 гг. закончилась поражением России: 0

6. Деятельность по кодификации законов Российской империи в 30-е гг. XIX в. возглавил: А. X. Бенкендорф 0

4) Укажите лишнее

1. 1803, 1802, 1812

2. 1808-1809, 1813- 1814, 1801-1825

3. 1816-1818, 1818-1821, 1825-1855

5) Установите соответствие между датами и событиями


3. Сообщение темы урока

Мы продолжаем путешествие по страницам истории 19 века и сегодня проведём урок- исследование по социально-экономическому развитию России в 20-50-ые годы XIX века.

Запись темы урока

Как вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня речь в ходе нашего исследования? ( речь пойдет о развитии экономики: нам предстоит выяснить уровень развития сельского хозяйства, уровень развития промышленности, торговли, городов, состояние финансовой политики, а также о то, как изменилось положение различных групп населения)

Любой дом мы строим на фундаменте- это его основа, а основой, фундаментом любого государства является его экономика. Как вы думаете, почему? (от того как она будет развиваться, будет зависеть её политическое, социальное развитие) И сегодня на уроке мы с вами выясним, как изменилось социально-экономическое развитие России в 20-50-ые годы XIX века, было ли оно успешным, и принесло какие- либо положительные результаты?

Учитель Историк А. Н. Сахаров, характеризуя эпоху, сказал:

«Вековая отсталость страны, тяжесть крепостных порядков, консервативность основной массы дворянства неудержимо тянули страну назад…»

Вопрос: Почему А. Н. Сахаров дает такую оценку сложившегося положения в России? Согласны ли вы с ней? Подумайте нам ответами. Вернемся к этим вопросам в конце урока.

4. Изучение нового материала

Называются учебные задачи урока:

1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства

2. Выяснить уровень развития промышленности

3. Выяснить уровень железнодорожного строительства

4. Охарактеризовать состояние финансового дела.

Параллельно рассмотрим социальное положение основных слоев российского общества.

Вступительное слово учителя

Наступивший XIXв. в корне изменил облик Европы, по которой бурными темпами шагала индустриальная эпоха: сеть железных дорог покрыла просторы Англии, Франции, Италии, был изобретен паровой двигатель, который стал активно использоваться на пароходах, паровозах, в паровых котлах, в 1825г. была поострена первая железная дорога, в Англии в 1840г. пароход «Британия» пересёк Атлантический океан, в 1818г. - был построен первый железно-дорожный мост, 1803г. - построен автомобиль с паровым двигателем.

В 1831г. англичанин М. Фарадей открыл явление электрического тока, в 1832г. американец С.Морзе изобрёл электрический телеграф. Всё это ясно говорило о том, что XIXв. был бурным, стремительным, наполненным новыми идеями и изобретениями.

1) Прослушивание фрагмента о правлении Николая 1

-Прослушайте фрагмент о правлении Николая 1 и отметьте основные мероприятия, которые касаются социально- экономического развития.

2) Беседа по просмотру фрагмента

-Перечислите мероприятия социально- экономического развития при Николае 1.

-Сейчас мы рассмотрим, как это происходило.

3) комментированное чтение с.70- 71 по 1 пункту:

- В чём проявились противоречия хозяйственного развития в 20-50 годы?

- какие слова не понятны? (экономический уклад)

- найдите определение в словаре

4) Беседа по прочитанному

С одной стороны, сельское хозяйство отстает по причине сохранения крепостного права, а с другой стороны, идет техническое перевооружение промышленности, т. е. одновременно и застой, и начало перемен. Мы доказали противоречивость экономического развития России.

5) работа с документами с. 77

Как относились к труду крепостные и наемные рабочие? Как вы думаете, в чем причина такого отношения к труду?

Сделайте вывод: Что хотел подчеркнуть автор этого документа?

Предполагаемый ответ ученика: крепостной труд малопроизводителен, т.к. у крестьян нет заинтересованности в его результатах, хозяйство, основанное на таком труде, неизбежно придет в упадок.

Учитель: Это с одной стороны, а с другой - 30-50-е годы - время поступательного развития. Вспомните, какие перемены произошли в экономическом развитии России?

6)Самостоятельная работа с учебником с.71

-Выяснить, что такое промышленный переворот? Указать годы (1, 2 абзац)

(демонстрация слайдов № 7-9)

7) Запись в тетради

Промышленный переворот-это переход от мануфактуры к машинному производству.

В России начался в 30-40 годы.

8) Учитель. Работа по схеме

Этот период характеризуется не только изменениями в технике, но и переменами во внутреннем устройстве общества, которое ведёт к образованию новых классов - буржуазии и пролетариата

9) Запись в тетради:

Пролетариат- наёмные рабочие.

Буржуазия- владельцы банков, фабрик

Запись схемы.

10) Самостоятельная работа с учебником с.71 (3 абзац)

-Выяснить особенности промышленного переворота в России

Особенности промышленного переворота в России:

- 30-40гг. - начало промышленного переворота в России, который начался в условиях феодально-крепостнической системы (господство крепостного права, техническая отсталость, отходничество, посессионные мануфактуры)

- поздние сроки вступления России на путь промышленного переворота (Англия - 80-90г.. XVIIIв., Франция - 80-90гг. XVIIIв.,. США -20гг. XIXв.

- первые промышленные предприятия появились в текстильной промышленности (1804г.), предприятия тяжёлой промышленности (машиностроение, металлургия, и т.д.) появились гораздо позднее - в 1830-40гг.

- медленными темпами развивалась рыночная инфраструктура (биржи, банки, транспортная сеть, шоссейные и железные дороги).

11) работа с картой и по атласу

Экономическое развитие России

Строительство железных дорог

12) работа с иллюстрацией

13) работа с контурной картой

Отметить первые железные дороги

14) Распределение заданий группам учащихся.

Чтобы решить выдвинутые задачи, учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание.

  1. Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства Для этого она использует текст учебника, данные сравнительной таблицы, предложенной учителем, карту, помещенную в учебнике.:

2. Вторая группа исследует развитие в России финансовой политики.

Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот? ( 1802г. - исследования электрической дуги и электрического разряда В.В. Петровым;

-1831г. - разработка основ науки о качественных сталях П.П. Аносовым;

- 1834г. - построен первый паровоз в России Е.А. и М.Е. Черепановыми;

- 1837г. - первая железная дорога между Петербургом и Царским селом;

1851г. - железная дорога между Петербургом и Москвой;

Технические открытия и изобретения долгое время оказывались невостребованными, замедленное внедрение технических и научных достижений в промышленности.)

Третья группа исследует развитие в России торговли

Четвёртая группа исследует развитие в России городов.

15) отчёт групп

Вывод

- Российская империя - аграрная страна (90% населения страны - крестьяне)

- проникновение товарно-денежных отношений в деревню (расслоение крестьян, появление капиталистых крестьян)

- низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, малоземелье крестьян

- применение труда крепостных крестьян на мануфактурах (посессионные крестьяне)

Закрепление материала

1. Творческое задание:

А сейчас мы будем выполнять творческое задание.

Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово «промышленность», а на другом - «Сельское хозяйство». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом «стволе». На дереве выросли листочки. Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист имеет название: расслоение крестьян, районная специализация и т.д. На «стволе» промышленном расставьте листочки так, что бы на «ветках» смотрящих вверх, появились «листочки» капиталистические, а на смотрящих вниз - «листочки» феодальные, и также на сельскохозяйственном стволе.


  1. Применение сельскохозяйственных машин

  2. Использование удобрений.

  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.

  4. Расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян).

  5. Барщина

  6. Оброк

  7. Отходничество

  8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника

  9. Районная специализация

  10. Поссесионные мануфактуры, т.е. с применением ручного труда

  11. Мануфактуры с применением наёмного труда

  12. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

  13. Появление российского пролетариата

  14. Производство крестьянами продукции на рынок.

  15. Покупка богатыми крестьянами земли.

  16. Начало промышленного переворота

Беседа:

1. О чём говорит ваш рисунок?

Россия п.п. XIXв. была страной индустриальной или аграрной?

2. Как вы думаете, почему одни ветки дерева смотрят вверх, а другие вниз?

3. Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России п.п. XIXв.

Демонстрация слайда №20 презентации.

2. Работа по карточкам

Социально-экономическое развитие России в начале XIXв. (вставить пропущенные слова)

Российская империя была ____________ страной, так как большую часть населения составляли ______________ . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения, при которой собственниками земли являлись ______________, а работали _____________ крестьяне, находившиеся в полной собственности _____________. За пользование землёй крестьяне несли повинности: платили___________ и отрабатывали ____________. В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне - ______________, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. Отходничество было более развито в _____________ губерниях. Главной повинностью крепостных крестьян уходивших на заработки был ______________. В это время также происходит расслоение крестьянства. Из крестьянской среды выделяются так называемые _____________крестьяне, которые занимались предпринимательством. В первой половине XIXв. феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. ______________, _______________ крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

(Ответы: отходники, сельскохозяйственной, оброк, барщина, отходничество, нечернозёмных, капиталистые, оброк, крестьяне, расслоение, помещики )

5. Подведение итогов. Обобщающая беседа

1. И сегодня на уроке мы с вами выясним, как изменилось социально-экономическое развитие России в 20-50-ые годы XIX века, было ли оно успешным, и принесло какие- либо положительные результаты?

2. Какие позитивные стороны в хозяйственном развитии вы могли бы назвать?
3. какие изменения произошли в жизни крестьян?

4. В чем неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы XIX века? В чем вы видите выход из создавшегося кризиса?

Вопр. С.76

IV. Домашнее задание

1. Проработать материал п. 11стр. 70-78, ответить на вопросы.


2. Написать историческое сочинение на тему: «Социально-экономическое развитие в п.п. XIXв.»

© 2010-2022