Урок на темуВек 19 - железный, воистину железный век (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

Горковская средняя общеобразовательная школа





Урок по курсу «Новая история» в 8 классе


«Век XIX - железный, воистину железный век» ».






Составила: Созонова Татьяна Иосифовна,

учитель истории

Горки - 2015г.


Тема: Художественные искания и литература XIX века.

Цели: познакомить учеников с явлениями культуры 19 века, с произведениями различных творческих направлений, выявить социальные преобразования, обусловившие необходимость создания новой художественной картины мира, проследить смену творческих направлений в искусстве индустриальной эпохи, уяснить причины, подтолкнувшие творцов искусства к художественным исканиям,

Продолжить формирование специфических навыков усвоения литературного текста, необходимых грамотному читателю, учить конструировать исторические образы творцов художественной культуры, совершенствовать умение анализировать текст, внимательно вглядываясь в детали, учить делать сообщения, выступать публично, помочь школьникам выработать личностное отношение к культурному наследию, развивать навыки выразительного чтения,

Воспитывать

Методы обучения: иллюстративно - репродуктивный, частично - поисковый.

Форма урока: комбинированный урок.

Основные понятия и термины: романтизм, критический реализм, поэма,

Оборудование урока: портреты творцов 19 века в виде презентации, выставка книг, художественная литература: стихотворения Джорджа Байрона, повесть Оноре де Бальзак «Гобсек».

На доске: тема урока, эпиграф, новые термины.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока: «Художественные искания и литература XIX века». Сегодня на уроке

мы познакомимся с основными творческими направлениями 19 века, выясним причины, подтолкнувшие творцов к художественным исканиям.

Подготовка к изучению нового материала.

Слово учителя.

19 век - это эпоха напряжённых и бурных исканий, смены творческих направлений в искусстве, порождённых социальными изменениями. В основе этих поисков - стремление человека наиболее ярко и точно выразить своё время. Литература 19 столетия - это литература о проблемах и идеалах эпохи.

Эпиграфом к уроку я взяла слова русского поэта Александра Блок, который в одном из своих произведений так охарактеризовал эту эпоху: «Век 19, железный, воистину жестокий век!..»

Наша задача к концу урока выяснить, что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

Беседа. Повторение изученного материала.

Для того, чтобы приступить к новой теме, давайте вспомним материал, изученный в 7 классе.

- Почему 18 век называют эпохой Просвещения?

В это время писатели, учёные, художники, философы в своих работах выступили с критикой всего, что угнетало человека. Они обрушились на церковное учение, религию, восстали против абсолютизма, феодальных порядков. Необходимо разбудить мысль человека, заставить разум активно работать. Мыслители 18 века верили в человека, в его силы.

- Назовите страны, в которых в 18 веке произошли революции?

Франция, Северная Америка, Англия, Нидерланды.

- Назовите общие причины революций в этих странах?

Несовпадение интересов различных слоёв населения, недовольство старым порядком, требование демократизации политического строя, национальные движения и т.д.

- Каковы последствия буржуазных революций?

Изменился человек, его духовная и материальная жизнь, человек освободился из плена традиций, самостоятельно стал принимать важнейшие решения, берёт на себя ответственность.

- Каковы последствия революции во Франции?

Революция уничтожила старый порядок, разрушила абсолютизм, отменила сословия, провозгласила принцип свободы и равенства. В стране стало формироваться гражданское общество. Наступила победа над старыми порядками.

III. Изучение нового материала.

Ну, а сейчас приступаем к изучению новой темы.

Сегодня мы познакомимся с новыми творческими направлениями 19 века - романтизмом и критическим реализмом.

Что же такое романтизм?

Работа с учебником - с. 267.

Романтизм - идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 - первой половины 19 века, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.

Рассказ учителя.

Романтики не стремились к переустройству мира. Поэтизируя прошлое, они уходили от действительности в старые легенды, народные сказки. Были убеждены, что не только мыслящий рассудок управляет поступками людей - человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству.

Романтическая литература представлена в нашем учебнике именами таких мастеров, как Джордж Гордон Байрон, Генрих Гейне, Виктор Гюго, создавших яркий неповторимый образ романтических героев.

Именно Байрон представляет собой яркий тип поэта - романтика.

Выступление ученика о жизни и творчестве выдающегося романтика Джорджа Байрона.

В трагических строчках стихотворения «Душа моя мрачна» Лермонтов, а именно он перевёл это стихотворение, увидел не угасшую мечту о великих свершениях, не притупившееся ожидание великого счастья - и в служении вольности, и в творчестве, и в любви.

Ученик читает наизусть стихотворение «Душа моя мрачна».

Тема политической свободы - одна из важнейших тем в творчестве поэта.

Ученик читает наизусть стихотворение «Ты кончил жизни путь…».

Работа с текстом.

Анализ стихотворения «Ты кончил жизни путь…».

- Определите жанр этого произведения.

Это стихотворение имеет признаки эпитафии - произведения, созданного по поводу смерти. Написано оно в форме обращения к погибшему герою. Оно имеет также признаки торжественного гимна во славу героя.

- Какие идеалы утверждает Байрон в этом стихотворении?

Байрон воспевает героизм, мужество, доблесть, патриотизм, свободу. Герой пал в борьбе за независимость родины: «Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах».

- Забудет героя его народ?

- Как построено стихотворение? Как обращение к павшему герою, но рассчитано на людей живых, современником, призвано воодушевить их на борьбу с захватчиками примером мужественного служения родине - это ораторский приём.

- Какими художественными средствами достигается большая сила воздействия стихотворения?

Эмоциональность подчёркивается восклицательной интонацией - («Ты кончил жизни путь, герой!, «Ты пал!»), возвышенной лексикой («слава», «родина святая», «величавый», «мужество»

«свободен», «отвага», «подвиг», «доблестный», «прах»), повторами («И в песнях родины святой // Жить будет образ величавый, // Жить будет мужество твоё»).

- Как называются повторы, когда одинаково начинаются строки стихотворения?

- Каков тон стихотворения? ( скорбный, но мужественный, сдержанный: «Но слёз не будет на очах: // Плач оскорбил бы славный прах».)

- В чём современность стихотворения?

(Патриотизм, идеалы свободы, независимости никогда не устаревают. Стихотворение актуально во все времена.

Слово учителя.

Романтики раскрыли перед читателями прекрасный и глубокий мир человеческих чувств, стремились передать нюансы жизни души.

Лирика немецкого поэта Гейне повествует о сложном, подчас трагическом мироощущении лирического героя, даёт возможность проникнуть в его сокровенные тайны.

Выступление ученика о жизни и творчестве Генриха Гейне.

Ученики читают наизусть стихотворения поэта.

Рассказ учителя.

В 30-е годы 19 века почти в тот момент, когда романтизм переживал свой расцвет, в искусстве возникло новое направление - реализм.

Работа с термином в учебнике - с. 267.

Реализм - направление в искусстве, ставящее пред собой задачу дать наиболее полное, правдивое отражение действительности, критический реализм - ветвь реалистического искусства 19 - 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности.

Рассказ учителя.

Реалисты пытаются понять современное общество, отобразить окружающее во всей неприглядности и остроте конфликтов. Человек немыслим без социальной среды, даже если ненавидит её, борется с ней. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества.

Творчество Оноре де Бальзака является одним из наиболее ярких воплощений литературных исканий мастеров критического реализма.

Выступление ученика о жизни и творчестве Оноре Бальзака.

Итак, жизнь французского общества первой половины 19 века наиболее полно раскрыта в произведениях Оноре де Бальзака. Долгие годы писатель работал над «Человеческой комедией», которая объединила более 100 произведений. Повесть «Гобсек» - одна из них.

Выступление ученика. Краткая характеристика фабулы новеллы «Гобсек».(1830 - 1835 )

Работа с отрывками новеллы «Гобсек».

Портрет реалистического героя - Гобсека

-Прочитаем и подумаем каким предстаёт перед нами Гобсек?.

- Какую роль играет цвет в описании его внешности?

- Почему именно эти цвета выбирает автор?

- Как характеризуют его жесты, интонация, поведение?

Путешествия Гобсека.

Прочитаем о путешествиях Гобсека.

-Зачем автор подробно описывает путешествия Гобсека?

-Повлияли ли эти события на характер героя?

Взгляд Гобсека на жизнь.

А как герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь?

Подчеркните, пожалуйста, в тексте те предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека?

Итак, Гобсек хотел распоряжаться не только золотом людей, но и их судьбами. После смерти героя его душеприказчик делает потрясающее открытие: он находит кучу сваленных вместе гниющих ценностей - заморские деликатесы вперемежку со свернутыми полотнами художников, тюки колониальных товаров, драгоценные вазы, где кишат черви… К концу жизни ростовщик сделался маньяком скупости и из боязни продешевить сгноил свои богатства.

- Как вы думаете, почему автор даёт своему герою имя Гобсек, что означает «живоглот»?

- Что, с вашей точки зрения, могло его сделать таким?

Работа с иллюстрацией «Портрет Гобсека».

К сегодняшнему уроку ребята нарисовали портрет Гобсека.

- Скажите, пожалуйста, похож Гобсек на портрет в повести.

IV Закрепление изученного на уроке.

Беседа. Работа с эпиграфом.

- Что из реальной действительности могло «подсказать» поэту подобный образ индустриальной эпохи?

- Что вам запомнилось на уроке?

V. Итог урока.

Выставление оценок и домашнее задание.

Стихотворение Дж. Байрона «Ты кончил жизни путь…»

Ты кончил жизни путь, герой!

Теперь твоя начнётся слава,

И в песнях родины святой

Жить будет образ величавый,

Жить будет мужество твоё,

Освободившее её.

Пока свободен твой народ,

Он позабыть тебя не в силах.

Ты пал! Но кровь твоя течёт

Не по земле, а в наших жилах;

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь.

Врага заставим мы бледнеть,

Коль назовём тебя средь боя;

Дев наших хоры станут петь

О смерти доблестной героя;

Но слёз не будет на очах:

Плач оскорбил бы славный прах.

Портрет Гобсека.

Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его жёлтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причёсанные и с сильной проседью - пепельно - серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и жёлтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого цвета, поэтому он защищал их большим козырьком потрёпанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Всё в его комнате было опрятно и потёрто. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой - то человек - автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, он мгновенно остановится и замрёт; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал напрягать голос. Он берёг жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом друг наступала мёртвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку.

Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность.

© 2010-2022