• Преподавателю
  • История
  • ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА (1783—1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СЫРЫМА ДАТОВА 3 урока (8 класс)

ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА (1783—1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ СЫРЫМА ДАТОВА 3 урока (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 11 урок

ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА

(1783-1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ

СЫРЫМА ДАТОВА

Предпосылки и причины и начало восстания Сырыма Датулы

Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 1783-1797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,

опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.

Материалы и оборудование: карта "Казахстан в ХVIII в." или "Восстание Сырыма Датова", портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,

Изучение темы проводится в ходе трех уроков.

План урока

Опрос проводится по вопросам к § 6.

1. Предпосылки и причины участия казахов в восстании.

2. Этапы участия казахов в восстании.

3. Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне.

4. Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне.

5. Значение участия казахов в восстании.

Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.

II. Изучение новой темы.

1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:

* Предпосылки и причины восстания.

* Повод к началу восстания.

* Цели восстания.

* Характер.

* Движущие силы.

* Руководители восстания.

* Ход и этапы.

* Результаты.

* Причины поражения.

* Историческое значение.

2. Организация самостоятельной работы с учебником.

Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка "Начало восстания", выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 7-10 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.

3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:

1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.

2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе "Влияющие факторы".

Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.

Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.

Дата _______ учитель _______________







№ 12 урок

ВОССТАНИЕ КАЗАХОВ МЛАДШЕГО ЖУЗА

(1783-1797) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ

СЫРЫМА ДАТОВА

Внутренняя борьба в Младшем жузе и ее влияние на ход восстание

Цель: рассмотреть основные предпосылки, причины, цели, ход восстания; выяснить причины спада восстания и его поражения; показать влияние личности Сырыма Датова на развитие политических событий в Казахском ханстве в 1783-1797 гг.; раскрыть значение восстания Сырыма Датова как самого крупного антиколониального выступления; продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника, анализа карты и исторических событий, сопоставления фактов; начать работу над развитием навыков культуры спора, умения доказывать свою точку зрения,

опираясь на факты; воспитывать любовь к родине, народу.

Материалы и оборудование: карта "Казахстан в ХVIII в." или "Восстание Сырыма Датова", портрет Сырыма Датова, планшет с планом изучения восстания, интерактивная доска,

План урока

Опрос проводится по вопросам к § 6.

Проверяются записи в тетрадях анализа данных по предыдущей теме.

II. Изучение новой темы.

1. Изучение новой темы начинается с того, что учитель заостряет внимание учащихся на планшете с планом изучения восстания (заготовленным заранее на листе ватмана). Учитель объясняет, что изучение любого восстания ведется по определенному плану, после чего его пункты записываются учащимися в тетрадях:

* Предпосылки и причины восстания.

* Повод к началу восстания.

* Цели восстания.

* Характер.

* Движущие силы.

* Руководители восстания.

* Ход и этапы.

* Результаты.

* Причины поражения.

* Историческое значение.

2. Организация самостоятельной работы с учебником.

Задание: прочитав текст учебника до подзаголовка "Начало восстания", выделите предпосылки и причины восстания, основные движущие силы, цели восстания и имена его руководителей. Кратко сформулируйте сведения и запишите в центральной части таблицы. На работу отводится 7-10 мин. Учитель помогает определить характер восстания, объясняя, что для этого необходимо проанализировать цели восставших. Определение записывается в центральную часть таблицы.

3. Изучение вопроса о начале восстания и внутренней борьбе Младшего жуза ведется на основе рассказа учителя с одновременным выполнением учащимися заданий:

1) По ходу объяснения материала запишите даты основных событий хода восстания в центральной части таблицы.

2) Сведения о влиянии внутренней борьбы на ход восстания запишите в разделе "Влияющие факторы".

Учитель помогает учащимся, выделяя интонацией наиболее важные моменты, замедляя темп рассказа.

Домашнее задание: § 7, п. III, начать заполнение анализа данных и проблем.


Дата _______ учитель _______________








№ 13 урок

90-е годы 18 в. последний период и поражение восстания Сырыма Датулы

Урок является продолжением предыдущего, поэтому его

целесообразно начать с продолжения изучения темы.

I. Рассказ учителя о новом периоде восстания в 90-е годы XVIII в. с выделением основных событий рассматриваемого периода и записью их учащимися в тетрадях.

II. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: занести в центральную часть таблицы причины поражения и значение восстания.

III. Работа над выявлением проблем.

С какими трудностями столкнулось восстание Сырыма Датова? Могло ли восстание закончиться иначе? Учитель организует дискуссию. Класс делится на тех, кто считает, что восстание могло закончиться достижением поставленных целей, и тех, кто считает, что восстание было обречено

на поражение. Из участников обеих сторон формируются группы. Дается 7-10 мин на то, чтобы учащиеся подготовили проекты защиты своей точки зрения. На выступление каждой группы отводится не более 2 мин. Поэтому выступление группы должно быть четко продумано учащимися, оно должно быть лаконичным, но весомым по количеству аргументов.

После того как все группы выступили с защитой проекта, ответы обобщаются и оцениваются. Учитель помогает сформулировать основные проблемы, которые записываются в соответствующем разделе.

Домашнее задание: § 7, закончить работу над анализом данных, заполнить таблицу на с. 62 учебника.


Дата _______ учитель _______________




Таблица 8

Тема

Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова (1783-1797 гг.)







Основное

содержание

Предпосылки и причины восстания:

- административно-колониальные нововведения

царизма;

- насильственный захват казахских земель;

- усиление политического давления;

- обострение политической ситуации и напряженности во взаимоотношениях казахов и казаков.

Движущие силы: казахские шаруа, некоторая часть

старшин, родоправителей, биев.

Цель: возвращение земель, ограничение произвола

ханского семейства и приближенных хана Нуралы.

Руководитель восстания - Сырым Датов.

Характер: антиколониальный, национально-освободительный, антифеодальный.

Основные даты: осень 1783 г. - начало открытой

борьбы Сырыма Датова;

весна 1784 г.- освобождение Сырыма из плена;

июнь 1784 г.- первое крупное столкновение отрядов Сырыма с казаками;

ноябрь 1784 г. - откочевка хана Нуралы к Уральской казачьей линии;

весна 1785 г. - активизация действий восстания;

лето 1785 г. - отстранение Нуралы от власти;

1791 г.- избрание ханом Младшего жуза Ералы;

1794 г. - смерть хана Ералы, избрание Есима;

17 марта 1797 г. - нападение Сырыма на ханскую ставку;

1797 г. - уход Сырыма в Хивинские пределы;

1802 г.- смерть Сырыма Датова.

Причины поражения:

- разногласия среди феодальной верхушки;

- разнородность требований шаруа;

- зависимость руководителя от политических обстоятельств;

- слабая организация восстания;

- межродовые противоречия.

Значение восстания - самое крупное антиколониальное восстание на юго-восточной окраине империи.

Анализ

данных

1. Предпосылки, причины, движущие силы восстания.

2. Начало восстания.

3. Внутренняя борьба в Младшем жузе.

4. 90-е годы ХVIII в. - новый этап восстания.

5. Ослабление, поражение и значение восстания.

Портрет Сырыма Датова

Влияющие

факторы

Поддержка ханом Нуралы царской политики;

стремление царизма ликвидировать ханскую власть

в Младшем жузе; непоследовательность Сырыма Датова; жестокость казачьих отрядов; предательство интересов народа частью крупных феодалов; джут 1796-1797 гг.



© 2010-2022