Рабочая программа по истории 6 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.









2.Содержание учебного предмета

«История России с древнейших времен XVI века». (36 ч.)

ГлаваI. Народы и государства Восточной Европы в древности 5 ч.

Древнейшие народы на территории России. Появление людей на территории современной России. Зарождение родового строя. Появление земледелия, скотоводства и ремесла. Начало распада первобытного общества. Греческие города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркские народы и их государства на территории нашей страны. Жители лесной полосы Восточной Европы.

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

ГлаваII. Русь в IX- первой половине XII в. 7ч.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки создания Древнерусского государства. Появление княжеской власти у восточных славян. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Первые киевские князья. Деятельность князя Олега (879-912). Правление Игоря (912-945) и Ольги (945-957). Походы князя Святослава (957-972).

Владимир Святославович. Принятие христианства. Начало правление князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения.

Глава III. Русь в середине XII- XIII в. 6ч.

Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125). Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Главные политические центры Руси. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Юрий Долгорукий (1125-1157). Андрей Боголюбский (1157-1174). Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко-Волынское княжество.

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Борьба Руси с западными завоевателями. Шведские, немецкие и датские рыцари в Прибалтике. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Гедимин (1316-1341). Характер Литовского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII - XIII веках. Особенности культуры XII - XIII веков. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIVв. 7ч.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты (1325-1340). Причины возвышения Москвы.

ГлаваV. Русские земли в XIII-первой половине XV в. 4ч.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне решающего столкновения. Битва на Куликовом поле. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века. Василий I (1389-1425). Московская усобица. Распад Золотой орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III (1462-1505). Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

ГлаваVI. Формирование единого Русского государства в XVв. 5ч.

Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва - Третий Рим».

Реформы Избранной рады. Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках. Особенности развития русской культуры в XIV - XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV - XV веков. Развитие литературы XVI века.

Архитектура и живопись в XIV - XVI веках. Зодчество в XIV - XV веках. Архитектура Московского государства в XVI веке. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV - XIV веков. Андрей Рублев.

Быт XV - XVI веков. Города. Русская изба. Одежда. Еда.


«История Средних веков» (33 ч).

Введение.

Что изучает история Средних веков. По каким источникам ученые изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI - XI века). (5 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках. Франки захватывают Галлию. Как Хлодвиг управлял государством. Как росли владения знати. Битва при Пуатье и военная реформа Карла Мартела. Кто должен быть королем франков?

Христианская церковь в раннее Средневековье. Хлодвиг и христианская церковь. Духовенство и миряне. Монастыри. Искусство рукописной книги. «Семь свободных искусств».

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Каролингское возрождение. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках. Нет войны без пожаров и крови. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи.

Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Кто такие норманны. «Боже, избави нас от ярости норманнов!». Борьба англосаксов с норманнами. Государства норманнов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI веках. (3 часа)

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии. Власть императора. Власть императора. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Вторжение славян и арабов.

Культура Византии. Развитие образования. Научные знания. Архитектура и живопись. Культурные связи Византии.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности. Образование славянских государств.

Тема 3. Арабы в VI - XI веках. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа и занятия Аравии. Племена бедуинов. Мухаммед - основатель ислама. Мораль и право. Завоевания арабов. Правление Аббасидов. Халиф Харун ар-Рашид. Распад халифата. .

Культура стран халифата. Образование. Наука. Литература. Искусство. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Господская земля и крестьянские наделы. Феодал и зависимые крестьяне. Крестьянская община. Как жили крестьяне. Труд крестьян. Натуральное хозяйство.

В рыцарском замке. Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Воспитание рыцаря. Развлечения рыцарей. «Позор и срам мне страшны - не кончина».

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

(2 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Изменения в общественной жизни. Возникновение в Европе множества городов. Борьба городов с сеньорами. Мастерская городского ремесленника. Цехи - союзы ремесленников. Цехи и развитие ремесла.

Торговля в Средние века. «Что с возу упало, то пропало». Расширение торговых связей. Ярмарки и банки.

Горожане и их образ жизни. Городские бедняки и богачи. Как жили горожане. Взгляд из города.

Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы. (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Первое сословие. Богатство церкви. Разделение церквей. Борьба пап за светскую власть. Против чего выступали еретики. Как церковь боролась с еретиками. Инквизиция. Нищенствующие ордены монахов.

Крестовые походы. В Палестину! Крестовый поход бедноты. Крестовые походы феодалов. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Ближнего Востока против крестоносцев. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход. Конец крестовых походов на Восток и их последствия.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе

(XI - XV века). (6 часов)

Как происходило объединение Франции. Кто был заинтересован в объединении страны. Первые успехи объединения. Филипп IV Красивый и его конфликт с папой. Генеральные штаты.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандское завоевание. Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Что привело к первому созыву парламента. Английский парламент влияет на дела в государстве.

Столетняя война. Причины войны и повод к ней. Армии двух стран. Поражение французских войск. Продолжение войны. Захваты англичан во Франции в начале XV века. Народная героиня Жанна д`Арк. Гибель Жанны д`Арк. Конец Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция - централизованное государство. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII (1485-1509).

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Жизнь евреев в Испании. Инквизиция в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках. Почему Германия не объединилась в единое государство. На арену выходят Лев и Медведь. Князья становятся независимыми правителями. Городские республики в Италии. Гвельфа и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV - XV веках. (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Чехия в XIV веке. Жизнь и смерть Яна Гуса. Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Крестовые походы против гуситов. Народное войско. Конец Гуситских войн. Значение гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские страны перед завоеванием. Первые завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (5часов)

Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Переводы с греческого и арабского. Средневековые университеты. Схоластика. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Великий схоласт XIII века. «Удивительный доктор».

Средневековая литература. Литература раннего Средневековья. Рыцарская литература. Городская литература. Данте.

Средневековое искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись.

Культура раннего Возрождения в Италии. «Любители мудрости» и возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Воспитание нового человека. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения.

Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Первые механизмы. Новое в металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Правление династии Тан и Сун в Китае. Китай под властью монголов. Великие изобретения средневекового Китая. Образование и научные знания. Литература и искусство Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман в Индию. Страна сказочных богатств. Наука и искусство средневековой Индии. Средневековая Япония. Культура средневековой Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Занятия жителей Америки. Как жили майя. Ацтеки. Государство инков. Народы и государства Африки. Культура народов Африки.

Заключение. 1 час. Наследие Средних веков в истории человечества.












Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных

групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.






3.Календарно - тематическое планирование


Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных

групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.


Всеобщая история. История Средних веков -34ч.

п/п

Дата

Тема урока

план

факт

1

Введение. Живое Средневековье. -1ч

Тема 1. Становление средневековой Европы (6-11 века) -5 ч

2

Образование варварских королевств. Государство франков.

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

5

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв.

6

Англия в раннее Средневековье

Тема 2.Византийская империя и славяне в 6-11 веках. -3ч

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

8

Культура Византии.

9

Образование славянских государств.

10

обобщающий урок по теме: «Византийская империя и славяне в 6-11 веках»

Тема 3. Арабы в 6-11 веках- 2 час

11

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

12

Культура стран Арабского халифата

Тема 4.Феодалы и крестьяне-2 часа

13

В рыцарском замке.

14

Средневековая деревня и ее обитатели

Тема 5.Средневековый город в Западной и Центральной Европе - 2 часа

15

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

16

Торговля в Средние века

Тема 6.Католическая церковь в 11 -13 веках. Крестовые походы - 2 часа

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

18

Крестовые походы.

Тема 7. Народы и государства Восточной Европы в древности - 6 часов

19

Как происходило объединение Франции.

20

Что англичане считают началом своих свобод

21

Столетняя война

22

Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и Англии

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

24

Государства оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в 12 - 15 веках

Тема 9. Славянские государства и Византия в 14 -15 веках-2 часа

25

Гуситское движение в Чехии.

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Тема 10.Культура Западной Европы в 11 - 15 веках -5 часа

27


Образование и философия.

28

Литература в XI-XV вв.

29

Средневековое искусство.

30

Культура раннего Возрождения в Италии.

31

Научные открытия и изобретения.

Тема 11.Еароды Азии, Африки и Америки в средние века -2 часа

32

Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония.

33

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

34

Итоговое повторение. Наследие средних веков в истории человечества-1ч.



история России с древнейших времён до 16 в. (36ч.)


п/п

Дата

Тема урока

План.

Факт.

35

Введение. 1ч.

ГлаваI. Народы и государства Восточной Европы в древности 5 ч.

36

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

37

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э.- середине VI в. н.э.

38

Восточные славяне. Расселение Восточных славян.

39

Соседи Восточных славян.

40

обобщающий урок по теме: «Народы и государства Восточной Европы в древности»

ГлаваII. Русь в IX- первой половине XII в. 7ч.

41

Образование Древнерусского государства.

42

Первые киевские князья

43

Владимир Святославович. Принятие христианства

44

Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.

45

Русь в серединеXI - XIIначале в.

46

Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125)

47

обобщающий урок по теме: «Рсуь в IX- первой половине XII в.»

Глава III. Русь в середине XII- XIII в. 6ч.

48

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

49

Княжества Северо-Восточной Руси

50

Боярские республики Северо-Западной Руси

51

Культура Руси

52

Зодчество и живопись в XII-XII вв.

53

обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII- XIII в.»

Глава IV. Русские земли в середине XIII-XIVв. 7ч.

54

Походы Батыя на Русь

55

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

56

Русские земли под властью Орды.

57

Борьба русского народа против ордынского владычества

58

Москва и Тверь: борьба за лидерство

59

Предпосылки объединения Русских земель. Усиление Московского княжества

60

Повторение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII-XIVв.»

ГлаваV. Русские земли в XIII-первой половине XV в. 4ч.

61

Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

62

Московское княжество и ее соседи в конце XIV-XV в.

63

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

64

Соперники Москвы

ГлаваVI. Формирование единого Русского государства в XVв. 5ч.

65

Объединение русских земель вокруг Москвы

66

Русское государство во второй половине XV- начале XVI в

67

Церковь и государство в конце XV- начале XVI в.

68

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVIв.

69

Архитектура и живопись в XIV- XVIв.

повторение

70

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»



5


© 2010-2022