Урок истории на тему Европа соборов (6класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа Тольятти имени Виктора Носова








Открытый урок по истории

Тема урока: «Европа соборов»




Дата проведения 26.11.2014г.

Класс: 6Б

Учитель: Прокина Елена Евгеньевна

Присутствующие:

Зам. директора по УВР

Г.И. Старцева____________

Руководитель МО

А.А. Яхиева ____________





г.о. Тольятти

2014г.

Тема урока: «Европа соборов».

(Учебная тема: Культура Западной Европы в XI-XIII вв.)

Предмет: история 6 кл.

Раздел 9: Культура Западной Европы в ХI-XIII вв. (2 часа); уроки № 23 - 24

Урок № 24

Тема урока: Европа соборов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать художественную компетентность учащихся через постижение культурных объектов исторического жанра.

Образовательная цель: определить роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры Средневековья. Соотносить исторические эпохи и художественные стили. Выявить особенности романского и готического стилей. Развивать умения анализировать памятники искусства.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- познакомить учащихся с архитектурой и изобразительным искусством эпохи расцвета средневековья;

- показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;

- выявить отличительные черты романского и готического стилей;

- развивать умение соотносить знания с исторической эпохой,

- работать над формированием новых терминов и понятий

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями

- развивать коммуникационные, информационные навыки; компьютерную грамотность; монологическую речь учащихся.

-воспитывать толерантное отношение к культурным достижениям различных народов и стран, к другим религиозным культурам;

-воспитывать уважительное отношение к истории, памятникам архитектуры и живописи.

Решаемые учебные проблемы:

Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства.

Формирование УУД:

Личностные действия: развивать нравственно-эстетического осознание через освоение эстетического образа человека в разные исторические эпохи, образа защитника Отечества в искусстве.

Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самооценку.

Познавательные действия: работа с информацией; развитие художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику объектов западноевропейского каменного зодчества; развитие способности эмоционально откликаться и оценивать образы мира, красоту ратного подвига защитников Отечества в жизни и искусстве.

Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Решаемые учебные проблемы: почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой

архитектуры и искусства.

Основные понятия, изучаемые на уроке: романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка,

аркбутаны, капитель.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: электронная презентация, учебник, ученические макеты, раздаточный

материал с иллюстрациями.





Технологическая карта проведения урока

Архитектура - летопись мира:

она говорит тогда, когда

уже молчат и песни, и предания.

Николай Гоголь

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество

2. Актуализация

знаний

(4-5 минут)

Повторение материала прошлого урока, проверка домашнего задания.

Ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом занятии?

- XI-XIIIвека - это период расцвета средневековой культуры.

Как вы думаете, что способствовало подъему культуры именно в этот период?

- Какие шедевры архитектуры мы могли бы встретить в средневековом городе?

- Почему горожане старались сделать свой собор более величественным и прекрасным?

- Учитывая, что с X-XIвеков начинается рост городов в Западной Европе, в связи с этим начинается строительство большого количества соборов.

Поэтому предположите, как могли назвать это время архитекторы и строители?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

На магнитной доске иллюстрации замков средневековой Европы

Слайд 1

- Можете ли вы, посмотрев на представленные здесь иллюстрации, сказать, о чем пойдет речь на уроке?


Учитель читает стихотворение М. Волошина «Письмо», 1904 г.:

Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.


Слайд 2

- Тема урока: Европа соборов

- Как вы думаете, какую цель мы поставим к сегодняшнему занятию? (определить историческое значение и характерные особенности архитектуры средневековья)

- В соответствии с целью, какие задачи необходимо решить?

(определить архитектурные особенности сооружений; виды средневековых храмов, их отличительные черты) Записать задачи на доске

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос

Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся, способности воспринимать эстетику объектов западноевропейского каменного зодчества.






Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.


4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

- Какова же роль искусства и мировой культуры в эпоху западного Средневековья? Об этом времени красноречивее и нагляднее говорят произведения архитектуры. Работая с текстом, ответьте на следующие вопросы: Слайд 3

- Что оказало влияние на развитие архитектуры и искусства в средние века или какова историческая обстановка того времени?

- Какова роль сельского архитектурного сооружения в развитии культуры Средневековья?

- Какой статус имел городской каменный храм?





В XI-XIIIвеках возводились замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, и это не случайно.

Как вы думаете, почему?

- обратитесь к пункту 1 на стр. 182 и найдите ответ на этот вопрос.

- Какие же храмы строились в средневековье?

В ходе рассказа вам необходимо будет заполнить таблицу

Слайд 4

Урок истории на тему Европа соборов (6класс)

Появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: Слайд 5-12

- романский X-XII вв.

Термин возник гораздо позже, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи.

Слайд 13-20

- готический XIII-XV вв.

Термин был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства. Слайд 21

- Визуально определите, каким стилям относятся данные архитектурные сооружения?

Слушают учителя.

Работают с текстом, отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников, анализируют информацию



Ответы учеников

1)Церковь оказывала влияние на верующих.

2) Сосредоточила в своих руках колоссальные богатства

3) Невиданное развитие паломничества.


Слушают учителя, анализируют информацию, заполняют таблицу

Личностные действия: осознать эстетический образ человека в разные исторические эпохи как образ защитника Отечества в искусстве.

Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные действия: работать с информацией.

Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся.

Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся.

5. Первичное закрепление знаний

(4-5 минут)

Работа в парах

Задание 1.

Распределите полученные вами изображения средневековых храмов на группы:

- романские храмы

- готические храмы

Задание 2.

Прочтите отрывок из исторического текста, укажите название архитектурного стиля, о котором идет речь. Докажите свое мнение.

Задание 3.

Рассмотрите иллюстрацию. Определите, к какому архитектурному стилю относится изображенное в разрезе здание. Докажите, отметив необходимые для этого элементы.

Задание 4.

Работа со схемой «Западный фасад собора Парижской Богоматери»

Выполнение учащимися разноуровневых познавательных заданий

(Приложение 1-4)

Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные действия: развитие художественного мышления учащихся.

Коммуникативные действия: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками, работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

Индивидуальная работа по карточкам - заданиям

- Впереди предстоит работа экскурсоводов, знакомство со знаменитыми соборами; в ходе работы с раздаточным материалом, вам предстоит заполнить таблицу: Слайд 22

Название сооружения

Местонахождение

Год постройки

Художественный стиль

Особенности

В результате работы необходимо представить свой архитектурный объект.

Работают с информационным материалом, заполняют таблицу индивидуально (Прил.5) слушают сообщения учащихся,

анализируют информацию, контролируют и корректируют свои действия

Регулятивные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные действия: способности воспринимать эстетику объектов западно-европейского каменного зодчества.

Коммуникативные действия: работать индивидуально, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

Командная викторина

Вопросы:

  1. Готический стиль появился раньше романского стиля? (нет)

  2. Романский стиль получил развитие в 10 - 12 веках? (да)

  3. В романском стиле «церкви стремятся ввысь»? (нет)

  4. Возникновение готики связано с развитием городов? (да)

  5. Средневековый замок является очагом культуры? (да)

  6. В романском стиле применялась стрельчатая арка? (нет)

  7. Романская архитектура напоминает крепость? (да)

  8. Готический храм был богато украшен скульптурами и витражами? (да)

  9. Окно-роза характерно романскому стилю? (нет)

В завершении подведем итоги. На уроке мы определили роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры Средневековья. Соотнесли исторические эпохи и художественные стили. Выявили особенности романского и готического стилей.

Как вы считаете, решили ли задачи, поставленные нами в начале урока?

Слушают и отвечают на вопросы, участвуют в игре

Регулятивные действия: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные действия: организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

8. Рефлексия деятельности

(1-2 минуты)

Самооценка деятельности на уроке

1.Я работал(а) на всех этапах урока

2.Я давал(а) ответы на все вопросы и выполнил(а) все задания

3.Мои ответы и выполненные задания полные и точные

4.Я могу подвести итог по теме урока: что узнал(а)? чему научил(а)ся?

5. Я могу оценить работу одноклассников

итог

Какая проблема возникла в ходе урока по теме учебного занятия?

Решение учебной проблемы:

Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства?

Выполняют самооценку, заполняют таблицу

(Прил.6)



Регулятивные действия: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, самооценку.

9. Итог урока

(1-2 минуты)

Слайд 23

Д/З § 19 + по выбору

- написать мини-сочинение «Как украшали храмы».

- Представьте, что вы путешественник - христианин, впервые в жизни попавший в романский (мальчики) и готический собор (девочки). Составьте рассказ о вашем посещении храма.





















© 2010-2022