Разработка урока истории в 7 классе по теме Наследники Алексея Тишайшего

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: история

Класс: 7

Автор УМК: Т.В. Черникова

Тип урока: построение системы знаний

Учитель: Шкарина Н.И.

Тема

Наследники Алексея Тишайшего.

Цели:

Формирование представлений о деятельности наследников Алексея Михайловича через умение работать с текстом учебника.

Планируемые результаты

Предметные: устанавливать наследников Алексея Михайловича, высказывать суждения об их действиях, описывать события, связанные с внутренней и внешней политикой государственных деятелей и анализировать результаты их деятельности.

Личностные: определять и объяснять свое отношение к действиям правителей конца XVII в.;

Метапредметные: проводить поиск информации о внутренней и внешней политике правителей конца XVIIв., умения работать с текстом учебника и дополнительным материалом; умения строить монологическое высказывание, работать в группах, осуществлять взаимооценивание и смооценивание.

Основные понятия

«Хованщина», двоецарствие, «Вечный мир»

Межпредметные связи

География

Ресурсы

Доска, мел, учебник «История России XVII-XVIIIвв.» Т.В. Черникова 7кл., рабочая тетрадь, проектор, слайд-презентация, раздаточный материал

Организация пространства

Учащиеся занимают рабочие места (по 2 человека за партой)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска,

оборудование

Этап урока

Цель этапа

Познавательная, коммуникативная, регулятивная, личностная

Осуществл-е действия

Формируемые способы деят-ти

1.Организационный

Организация направленного внимания на начало.

Проверка готовности к уроку,

определение места урока в теме

Приветствие учителя,

проверяют наличие необходимого учебного материала на парте (р,к,л)

2.оценивание

Развитие навыков самостоят. работы

Объясняет условия и правила оценки за урок: прием «Листы сомооценивания»

Слушают, получают раздаточный материал «Листы сомооценивания» - (к,р,л)

Приложение 1

3.Поверка Д\З

Проверить усвоение полученных знаний

Задает вопросы - кроссворд

Индивидуальный ответ (р, п). За каждый правильный ответ получают стикер (с разным значением баллов)

Приложение 2

Слайд 1-33

4.создане проблем. ситуации

Постановка проблемного вопроса, форм. темы

Разгадав кроссворд, вы получили ключевые слова - как будет звучать наша тема?

Наследники Алексея Тишайшего

Записывают в тетрадь (п,р)

Слайд 34

5. Домашнее задание

Развитие опыта самостоятельной опережающей подготовки учащихся

Организует учащихся на самостоятельную деятельность дома. Проводит инструктаж по выполнению дом. задания §15, составить кроссворд «Наследники Алексея Тишайшего.», проект «Деятельность В.В. Голицына.» ( по желанию)

Записывают д.з. в дневник, (р)

Слайд 34

6.формулировка проблемы,мот-ция

Формул. целей и за-дач урока, опред-ние области «знания-незнания» по теме

- Какую проблему нам предстоит решить?

Что еще мы должны узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Кто явился наследниками Алексея Тишайшего? Что представляла собой внутренняя и внешняя политика государства в изучаемый период ? И т.д. (п,р,л)

Записываются на доске

7.решение учебной задачи

Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.

Достижение личностных, метапредметных и

предметных результатов

Вспомните годы правления А. Тишайшего?

Предлагает продолжить заполнение генеалогического древо .

Т.о. престол наследовал старший сын Алексея - Федор Алексеевич (1676-1682гг.)

Прочтите 3 абзац (стр.73) и впишите в таблицу основные мероприятии, проведенные при Федоре Алексеевиче .

Правление Федора Алексеевича было коротким, поэтому началась борьба за власть между боярским родами - сторонниками Милославских и сторонниками Нарышкиных.

В результате царем объявили Петра.

Почему? (стр. 73-74)

Однако, Софья не желала с этим мириться и при помощи стрельцов посадила на трон и Ивана - это единственный случай в нашей истории, когда на троне сидели 2 царя (двоецарствие)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Однако, обратившись к стрельцам, Софья создала опасность для себя.

В чем заключалась эта опасность? (Хованщина - стр. 76)

Т.о. Софья расправилась с возможным соперником и стала регентшей (вспомните этот термин) при малолетних братьях.

Каковы ее итоги внутренней и внешней политики? Заполните вторую часть таблицы(стр. 77-78)

1645-1676гг.

Работа с тетрадью

Работа с картой

Работа с текстом учебника(п,р,л) и таблицей


Работа с учебником и таблицей


Все, вставая, по очереди называют годы правления царей, начиная с Ивана IV.

Работа с текстом

Хованщина - бунт московских стрельцов, в результате которого соправителем Петра стал старший брат Иван, а фактической правительницей при них стала сестра Софья : записывают определение в тетрадь.

Заполняют таблицу в тетради, используя текст учебника


Слайд 35

Слайд 36

Слайд ы37-38

Слайд 39

Слайд 40


Слайд 41




Слайд 42-44

8.Разреш.проблемы

Систем.материала,формулировка выводов

Распределите понятия относительно имен царских особ, к которым они относятся.


Распределяют на интерактивной доске понятия, относящиеся к тому или иному правителю (п.р.л.)

Слайд 45

9.оценивание. Рефлексия деятельности

Рефлексия

Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Прием «Лестница успеха»

Подсчитайте количество заработанных баллов и поставьте отметку в «Листах самооценивания»

На доске «Лестница успеха», на ступени которой учащиеся ставят стикер.

Выставляют отметки в «Листах самооценивания» (п, р,л). Сдают учителю.

Слайд 46

Приложение 1

Лист сооценивания и взаимооценивания. Ф.И. учащегося _________________________

Более 8 баллов - отметка «5», 5-7 баллов - отметка «4», 3-4 балла- отметка «3».

Оранжевый стикер - 3 балла, желтый стикер - 2 балла, зеленый стикер - 1 балл.

Приложение 2

Вопросы к кроссворду:

  1. Кто был патриархом в период раскола? ( Никон)

  2. Кто возглавлял самое крупное народное восстание в XVII в.? (Степан Разин)

  3. Какой город не смог взять С.Разин (Симбирск)

  4. Как назывался бунт 1648гю? (Соляной)

  5. Регулярное войско, созданное при Иване Грозном и вооруженное пищалями (стрельцы)

  6. Как назывался бунт 1662гю? (Медный)

  7. Казак, возглавивший экспедицию, открывшую пролив между Евразией и Америкой, в честь его названа самая восточная оконечность Евразии (С.И. Дежнёв)

  8. Как назывались оседлые казака, проживающие на Дону (домовитые)

  9. Самый известный лидер раскольников (Аввакум)

  10. Гетман Левобережной Украины, выразивший просьбу украинского народа о принятии Украины в подданство России (Хмельницкий)


  1. Первопроходец, возглавлявший экспедицию, исследовавшую Амур и ее берега (Е.П Хабаров)

  2. Общее название противников церковной реформы Никона (раскольники)

  3. Годы, в течении которых запрещался переход крестьянина от одного владельца к другому (заповедные )

  4. Процесс, в течении которого свободные крестьяне стали зависимыми (закрепощение)

  5. Один из предводителей восстания казаков и восстания С. Разина (В. Ус)

  6. Общее название стран, которые в годы Смуты вмешивались во внутренние дела России (интервенты)

  7. Налог пушниной, выплачиваемый племенами Сибири (ясак)


  1. Высший начальник казацкого войска (атаман)

  2. Органы центральной власти, возникший при Иване IV (приказы)

  3. Крупное казачье объединение, обыкновенно возглавляемое атаманом. (кош)

  4. Река в центральной России, по которой пролегал путь восставших под предводительством С. Разина (Волга)

  5. Как назывался мир подписанный после первой русско-турецкой войны? (Бахчисарайский)

  6. Командующий русским войском во время русско-польской войны 1632-1634гг. (Шеин)

  7. Самый западный российский город, переходивший неоднократно в руки поляков (Смоленск)

  8. Крепость, которую удерживали русские войска в ходе первой русско-турецкой войны (Чигирин)

  9. Еще одно название людей, не принявших реформу Никона и выступавших за сохранения обрядов предков (старообрядцы)

© 2010-2022