- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс
Рабочая программа по всеобщей истории 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кравцова А.А. |
Дата | 13.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по учебному предмету «Всеобщая история» для 5-9 классов составлена на основе Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения, примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы».
Знание национальной и мировой истории - современный показатель общей культуры человека. Главная цель школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Реализация этой задачи заложена в основу современных образовательных программ по истории.
Задачи изучения истории в современной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах раз вития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Сроки реализации рабочей программы: 2015 - 2019 гг.
Ш. Общая характеристика учебного предмета
Программы по всеобщей истории определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5-9 классов. В них конкретизируется содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7-8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся.
Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;
- практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Рабочие программы по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливают на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программ выстраивается по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия - человек, личность в истории. Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов является их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.
Содержание программ построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам
развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программы включают изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, ставится акцент на связь истории зарубежных стран с
историей России.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание Примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач
ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;
- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов
как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций,
которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Этот подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:
- принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое
явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;
- принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития. Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечению мотивации, соблюдению преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживанию внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
IV. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Программы по всеобщей истории определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5-9 классов. Базисный учебный план (БУП) для образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 182 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы: в 5 классе - 68 ч (2 ч в неделю), в 6 классе - не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 7 классе - не менее 26 ч (1 ч в неделю), в 8 классе - не менее 26 ч (1 ч в неделю), в 9 классе - не менее 34 ч (1 ч в неделю).
Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории в 5-9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История России» с 6 по 11 класс.Кол-во часов для изучения
предмета в классах
70
28
Не менее 26
Не менее 26
Не менее 34
Кол-во часов в неделю для изучения предмета в классах
2
2
2
2
2
Кол-во работ по классам:
- контрольных
1
1
1
1
1
- практических
-
-
-
-
-
- лабораторных
-
-
-
-
-
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Всеобщая история»
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулиро-
вать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- овладение умениями изучать и систематизировать информацию из раз личных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-9 классов по всеобщей истории в единстве её содержательных (объектных)
и деятельностных (субъектных) компонентов.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази тельных и др.), отбирать её, группировать,
обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной
среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятни-
ков истории и культуры).
VI. Содержание учебного предмета «История» в 6 классе
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение. Живое Средневековье. Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных
о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)
Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига - вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом. Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений -монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев. Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги - «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских -Папской области. Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Куль-
турная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-XI вв. Потеря королевской властью значения центрального
государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет -новый избранный король. Владения короля - его домен. Германия в IX-XI вв.Англия в раннее Средневековье. Англия в IX-XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи - первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи -Византии - Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь - столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия - единое монархическое государство. Император - правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма - храм
Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм - дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь - «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян - Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава - государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси - государства восточных славян. Появление на карте средневековой
Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.
Тема 3. Арабы в VI-XI вв.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия - родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ
жизни его жителей. Бедуины. Мекка - центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед - проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах - Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран - священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата - мусульманское
право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф - заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык - «латынь Востока». Образование - инструмент карьеры. Медресе -высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура -
вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания - мост между арабской и европейской
культурами.
Тема 4. Феодалы и крестьяне
Средневековая деревня и её обитатели. Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - рыцарская культура.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город -поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе.
Объединения купцов - гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город - центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе - носители идей свободы и права. Союз королей
и городов.Торговля в Средние века. Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь - крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы -
епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские
войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина - Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением - мусульманами. Духовно-рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой
дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха IБарбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со
своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция - централизованное государство. Генеральные штаты - французский
парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей - конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент - сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII - новый король Франции. Город Орлеан -трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д'Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д'Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней
войны.Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII - король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия -многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими
государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в.
Король Карл I - император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна - средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага - столица империи. Население,
церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус - критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии:
этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление
Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь - первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул - столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века
Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор
между церковью и философами. Фома Аквинский - философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою - королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла.
Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоёв населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан - единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские
храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской
культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
Содержание рабочей программы реализуют следующие учебники:
-
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. 6 класс.
Календарно-тематическое планированиеп/п,
дата проведения
(фактическая)
Тема урока
Основные виды
Учебной деятельности
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Домашнее задание
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1.
Введение. Живое Средневековье.
Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени».
Изучать историческую карту мира Средневековья
Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться:
Работать с учебником
Введение
с. 5-11
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (4 ч)
2
Образование варварских королевств.
Государство франков и христианская
церковь в VI-VIII вв.
Рассказывать о складывании государств у варваров.
Объяснять своеобразие складывания государства у франков.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.
Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании
европейской культуры
Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.
Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти
§ 1-2; р-т., задания
3
Возникновение и распад империи Карла Великого.
Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.
Сравнивать политику Карла и
Хлодвига.
Комментировать последствия Верденского раздела
Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.
Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого
§ 3; р-т., задания
4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.
Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской
империей
Научатся определять термины: домен, империя, раздробленность.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции.
§ 4; р-т., задания
5
Англия в раннее Средневековье.
Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.
Выявлять последствия норманнского
вторжения во владения государств Европы
Научатся определять термины: миссионеры, датские деньги.
Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре
§ 5; р-т., задания
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. (2 ч)
6
Византия при Юстиниане. Борьба
империи с внешними врагами. Культура Византии.
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснять неудачи Юстиниана в
попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия
Юстиниана как правителя.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии.
Устанавливать аналогию между византийской и римской школами.
Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись
Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи
§ 6-7; р-т., задания
7
Образование славянских государств.
Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности.
Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского
царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши.
Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных
славян. Выделять общее в судьбах славянских государств.
Объяснять причины различия судеб славянских государств.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры
§ 8; р-т., задания
8
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.
Изучать по карте особенности Аравии.
Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Называть различия между исламом и христианством.
Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.
Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной
главы учебника
Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.
Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов. Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры
§ 9-10; р-т., задания
Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 ч)
9
Средневековая деревня и её обитатели.
Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.
Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом.
Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.
Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа
Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников
§ 11; р-т., задания
10
В рыцарском замке.
Доказывать, что с XI по XIII в. В Европе наблюдался расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы
учебника
Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.
Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов
§ 12; р-т., задания
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч)
11
Формирование средневековых городов.
Горожане и их образ жизни.
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской
жизни для одноклассников.
Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и эконо-
мическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).
Анализировать, какие факторы
определяли жизнь в средневековом городе.
Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города - центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов
Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство
§ 13-15; р-т., задания
12
Торговля в Средние века.
С помощью карты определять цен-
тры ремесла и торговли.
Выполнять самостоятельную рабо-
ту, опираясь на содержание изученной
главы учебника
Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне
§ 14; р-т., задания
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 ч)
13
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей
и пап.
Называть причины появления движения еретиков
Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена.
Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью
§16; р-т., задания
14
Крестовые походы.
Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные
события.
Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.
Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце.
Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника
Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку
§ 17; р-т., задания
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 ч)
15
Как происходило объединение Франции.
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.
Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от
сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Кра-
сивом и папе римском Бонифации VIII
(по выбору).
Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальнейшей совместной работы в группах
Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия.
Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов
§ 18; р-т., задания
16
Что англичане считают началом
своих свобод.
Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем.
Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета.
Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства
Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод
§ 19; р-т., задания
17
Столетняя война.
Находить и показывать на карте основные места военных сражений.
Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге
Жанны д'Арк.
Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон
Научатся определять термины: партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк
§ 20; р-т., задания
18
Усиление королевской власти в конце
XV в. во Франции и в Англии.
Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.
Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве.
Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции
Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.
Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику
§ 21; р-т., задания
19
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском
полуострове.
Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём
государства.
Объяснять причины и особенности Реконкисты.
Характеризовать сословно-монархические централизованные государства
Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом
в Англии
Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.
Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове;
давать оценку политике испанских королей
§ 22; р-т., задания
20
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.
Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии.
Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др.
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии.
Определять причины ослабления императорской власти.
Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об
одной из городских республик.
Характеризовать политику династии Медичи
Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров. Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.
Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии
§ 23; р-т., задания
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 ч)
21
Гуситское движение в Чехии.
Характеризовать Чехию в XIV в.
Рассказывать об отношении общества к католической церкви.
Выделять главное в информации о Яне Гусе.
Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки.
Называть итоги и последствия гуситского движения
Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.
Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения
§ 24; р-т., задания
22
Завоевание турками-османами Балканского полуострова.
Находить и показывать на кар-
те Балканский полуостров, Болгарское
царство, Сербию, государство османов
и другие страны. Объяснять, почему болгары не
смогли сохранить свободу и независи-
мость.
Указывать причины усиления ос-
манов.
Называть последствия падения Ви-
зантии.
Выполнять самостоятельную работу
с опорой на содержание изученной гла-
вы учебника
Научатся определять термины: турки-османы.
Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания
§ 25; р-т., задания
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (3 ч)
23
Образование и философия. Средневековая литература.
Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное
общество.
Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.
Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековых городах.
Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуаз-
ности, рыцарской литературы и пр.
Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика.
Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры
§ 26-27; р-т., задания
24
Средневековое искусство. Культура
раннего Возрождения в Италии.
Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор).
Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных».
Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор).
Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение.
Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья.
Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки
Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.
Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов
§ 28-29; р-т., задания
25
Научные открытия и изобретения.
Доказывать, что в XIV в. стали
преобладать практические знания.
Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием
металлургии.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневековья.
Анализировать последствия развития мореплавания.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной
главы учебника
Научатся определять термины: астрономия, алхимия, астролябия, каравелла, книгопечатание, домны.
Получат возможность научиться: называть научные открытия и изобретения Средневековья.
§ 30; р-т., задания
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
26
Средневековая Азия: Китай, Индия,
Япония.
Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай,
Индия, Япония).
Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.
Характеризовать восстание Красных повязок.
Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре,
малой группе.
Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по
выбору). Характеризовать религию индийцев - индуизм.
Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Называть особенности буддизма.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов
Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Получат возможность научиться: называть народы Азии, особенности их цивилизаций
§ 31; р-т., задания
27
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
Показывать на карте территорию
расселения народов Центральной Африки.
Выделять своеобразие африканской культуры.
Перечислять последствия освоения Африки европейцами.
Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.
Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.
Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки
Научатся определять термины: инки, ацтеки, майя .
Получат возможность научиться: называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций
§ 32; р-т., задания
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 ч)
28
Наследие Средних веков в истории человечества.
Объяснять смысл понятия Средневековье.
Раскрывать сущность феодальных отношений.
Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.
Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья.
Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой
эпохи.
Защищать проекты, представлять презентации.
Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса
по истории Средневековья
Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
-
Вигасин А.А., Годер Г.И. Программа «История Древнего мира». М.: Просвещение, 2011.
-
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / под ред. А.А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.
Атлас. История Древнего мира.
-
Настенные карты:
-
Рост территории государств в древности;
-
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Для изучения курса в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстрированного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе) - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- интерактивная доска SMART;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержание курса
Электронные ресурсы
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Режим доступа: megabook.ru
-
Каталог археологических ресурсов «Археология. РУ». Режим доступа: archaeology.ru/
-
Википедия. Режим доступа: ru.wikipedia. org/wiki
-
Мифологическая энциклопедия. Режим доступа: http: // mythology, narod. ru/
-
Всемирная история. Режим доступа: historic
-
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: rusedu.ru
-
«Маат». Ассоциация по изучению Древнего Египта. Режим доступа: maat.org.rn
-
МХК: Древний мир от первобытности до Рима. Режим доступа: school.edu.ru/projects/mhk/ book/index.htm.
-
Античная мифология. Режим доступа: http: //mythology, sgu. ru
X. Контрольно-измерительные материалы.