По дорогам войны Конспект интегрированного урока по истории и литературе. 7 класс

Урок проводится в преддверии 70 годовщины победы в Великой Отечественной войне. Всматриваясь в одну из самых трагических страниц нашей истории – в события Великой Отечественной войны необходимо подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы. Развивая способность любить свободу, Родину, жизнь.  Цели урока: содействие патриотическому воспитанию школьников; работая над навыками выразительног...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная

Старостаничная школа

Каменского района Ростовской области





Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе.

Тема: По дорогам войны.





Библиотекарь

Скворцова Галина Анатольевна
















Оборудование: урок проводится в классе с мультимедийным оборудованием.

Оформление: книжная выставка, иллюстрации к произведениям военной тематики.

Цели урока:

содействие патриотическому воспитанию школьников;

работая над навыками выразительного чтения, делать наблюдения над изобразительными средствами языка.

Чтецы декламируют стихотворения, по ходу действия находятся то в центре класса, то расходятся в стороны.

Ход урока

Учитель (библиотекарь). Слайд 1.

Вижу отсветы зарницы,

Слышу оклик за спиною.

На крылатой колеснице

Время гонится за мною.

Эндрю Марвелл.

Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается величие подвига, равного которому еще не знала история, свершенного нашим народом и его Вооруженными Силами. Эта победа показала, что в мире нет таких сил, которые смогли бы сокрушить, поставить на колени русский народ, народ, ставший главным творцом победы над германским фашизмом.

Слайд 2. Чтец. Нам забывать о бедах не пристало.

И дым забвенья не привьется нам:

Забыть войну -

Равно, что генералу

Без выстрела сдать армию врагам!

Учитель (библиотекарь). План гитлеровского командования взять Москву к середине октября был сорван. Силы врага были истощены, его ударные группировки растянуты. Но положение столицы оставалось тревожным. Москвичи готовились к боям на ближних подступах к городу. Немецкие войска находились в 70-100 км от столицы. Слайд 3. Подготовка к параду 7 ноября проходила в строгой секретности. Для советского командования парад имел большое политическое значение. Необходимо было укрепить уверенность советских людей в возможность отстоять столицу. Парад стал демонстрацией мужества и стойкости Советской армии, советского народа. В нем участвовали батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, Краснознаменного артиллерийского училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и МЗО, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки. Авиация (300 самолетов) не приняла участие в параде из-за сильной пурги. Часть войск после прохождения торжественным маршем по Красной площади направлялась прямо на фронт.

Как же радовались раненые, истощенные, продрогшие от первых сильных морозов бойцы, когда узнавали о параде войск 7 ноября на Красной площади! «Если в Москве был парад, она сдана не будет, - говорили они. - Будет нашей полная победа над врагом».

Чтец. В нашу дверь постучался прикладом

непрошенный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина!

В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей

мы клянемся сегодня тебе -

Смять фашистскую гадину в грозной,

суровой борьбе.

Учитель (библиотекарь). Слайд 4. Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов России. На нашу страну обрушилась хорошо отлаженная военно-экономическая машина гитлеровской Германии. Советский народ внес решающий вклад в разгром фашизма. В ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади был проведен парад войск. Участвовали сводные полки всех действовавших к концу войны фронтов, ВМФ, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парадом командовал маршал К. К. Рокоссовский, принимал парад маршал Г. К. Жуков. Во главе парадного шествия полков было пронесено Знамя Победы, водруженное 2 мая 1945 года над Рейхстагом. Впереди сводных полков разных фронтов прошли командующие, герои Советского Союза несли знамена прославленных частей и соединений. Колонна солдат, несшая 200 склоненных к земле трофейных знамен поверженных армий фашистского рейха, под барабанную дробь бросила их к подножию мавзолея В. И. Ленина в знак сокрушительного поражения агрессора. Первым был брошен личный штандарт «Адольф Гитлер».

Чтец. Советская Россия.

Родная наша - мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой

Что ты перенесла?..

Ты все перетерпела,

Познала все сполна.

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

И в бой благословляя

Своих богатырей.

Ты знала - будет праздник

На улице твоей!..

Учитель (библиотекарь). Но праздник наступит позже. Между этими двумя парадами - четыре года, равные столетиям. А вначале - жестокие испытания, сражения за каждый клочок земли.

Слайд 5. «Дорога жизни». Находящимся в кольце блокады она действительно давала жизнь. Жители Ленинграда и красноармейцы радовались ранним и сильным морозам и нетерпеливо ждали, когда ледяной панцирь покроет Ладогу. Первыми на тонкий лед ступили пешие бойцы. Осторожно прошествовали конные развед­чики. Потом запрягли лошадей, и они потянули пустые дровни. Затем на них положили по мешку, потом по два, по три... Через несколько дней двинулись порожние автомашины, а затем - с продовольствием. В конце концов, лед Ладоги выдержал тяжелые танки КВ. Ленинград получил продовольствие, армия - все необходимое и для обороны, и для предстоящего наступления.

Чтец. Да здравствует, да царствует всегда

простая человеческая радость,

основа обороны и труда,

бессмертие и сила Ленинграда!

Да здравствует суровый и спокойный,

глядевший смерти в самое лицо,

удушливое вынесший кольцо

Как Человек,

как Труженик,

как Воин.

Учитель (библиотекарь). Были историческое сражение за Москву, надломившее хребет фашистскому зверю, и величайшие битвы в овеянном славой Сталинграде, на Орловско-Курской дуге и при форсировании Днепра, на полях Белоруссии и при освобож­дении городов истерзанной Европы, был и решающий, поразивший народы штурм фашистского логова - Берлина.

Трудно выделить какой-либо род войск нашей Советской Армии: все сражались с достоинством и честью, сознавая, что драться нужно ради свободы Родины и народов других стран, ради жизни на земле. Неустрашимой была пехота, тру­женица и героиня, все испытавшая, все пережившая.

Слайд 6. Всмотритесь в лица наших бойцов: в них нет даже тени растерянности. А перед ними наверняка превосходящие силы противника. Мы не знаем, чем закончился этот неравный поединок, вряд ли остались в живых эти люди. Но «смертью смерть поправ", они гибелью своей прокладывали путь к нашей Великой Победе.

Чтец. Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу- во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Учитель (библиотекарь). Слайд 7. Танкисты, преследуя про­тивника, врывались в мощные укрепленные узлы, уничтожали его огнем и утюжили гусеницами, вступали в схватку со стальными «тиграми» и «пантерами», оставляя от них искореженный металл.

Чтец. В машине мрак и теснота.

Водитель в рычаги вцепился...

День, словно узкая черта,

Сквозь щель едва-едва пробился.

От щели, может, пятый час

Водитель не отводит глаз.

А щель узка, края черны.

Летят в нее песок и глина.

Но в эту щель от Мги видны

Предместья Вены и Берлина.

Учитель (библиотекарь). Слайд 8. С неба на врага обрушивались истре­бители, бомбардировщики, штурмовики и воспетые поэтами «ПО-2».

Чтец. Шел смертный бой.

Земля в огне кипела.

Был сужен мир до прорези прицела.

Но мы, полны решимости и веры,

Ему вернули прежние размеры.

Учитель (библиотекарь). Слайд 9. «Бог войны»- артиллерия. Если в первые дни она сдерживала моторизо­ванные фашистские полчища, то потом сокрушала крепости, которые гитлеровцы считали неуязвимыми. А какую радость испытывали наши бойцы, когда вступали в бой «катюши».

Чтец. Не расскажешь, не опишешь,

Что за жизнь, когда в бою

За чужим огнем расслышишь

Артиллерию свою.

Воздух круто завивая,

С недалекой огневой

Ахнет, ахнет полковая,

Запоет над головой.

А с позиций отдаленных,

Сразу будто бы не в лад,

Ухнет вдруг дивизионный

Доброй матушки снаряд.

Учитель (библиотекарь). Слайд 10. Легендарные моряки Балтики, черноморцы и североморцы, личные составы крей­серов и миноносцев, подводных лодок и катеров. В жесточайших условиях сража­лись они и навечно прославили свои флота и флотилии. А те, кто действовал на суше и получил от фашистов прозвище «черных дьяволов», одерживали победы там, где в успех было трудно поверить.

Чтец. А бывает ли голубое

море в самом разгаре боя,-

в час, когда, накренившись косо,

мачты низко гудят над ухом

и натянутой ниткой тросы

перескрипываются глухо,

в час, когда у наклонных палуб

ломит кости стальных распорок

и, уже догорев, запалы

поджигают зарядный порох?

Кто из нас в этот час рассвета

смел бы спутать два главных цвета?!

И, пока просыпались горны

утром пасмурным и суровым,

море виделось мне то черным,

то - от красных огней - багровым.

Учитель (библиотекарь). Слайд 11. Под ногами захватчиков горела земля. Даже во вражеском тылу партизаны сокрушали железные дороги и мосты, уничтожали склады с боеприпасами, вступали в бой с целыми гарнизонами или частями и отправляли на тот свет тысячи чужеземных завоевателей.

Чтец. Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга.

Разъярился даже горицвет.

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы.

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака.

Врукопашную пошли века.

Учитель (библиотекарь). Слайд 12. Советская Армия - народная армия. Народ ее поддерживал морально и не щадил сил, здоровья и таланта, чтобы снабдить всем необходимым для Победы.

Чтец. О, русский мой народ!

Поток спокойной силы.

Трудом добытый хлеб

И братские могилы.

Когда тревоги зов

Обрушивался дико,

Он строился в полки -

От мала до велика.

Учитель (библиотекарь). Слайд 13. И вот - поверженный Берлин, взметнувшееся Красное знамя над мрачным рейхстагом.

Чтец. Последний выстрел прозвучал в Берлине

Войну начавший

поднял белый флаг.

И мы идем

по улицам пустынным

Осматривать

поверженный

рейхстаг.

Нам выпала великая

работа.

Здесь полыхал огня

девятый вал.

Рейхстаг последним был фашистским дотом,

И перед нами он

не устоял

Учитель (библиотекарь). Слайд 14. Встреча победителей... Да, победителями были все: и те, кто не щадил себя на фронте, и те, кто ковал оружие победы.

Чтец. Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастерки их были в пыли

И от пота еще солоны

В эти дни бесконечной весны.

Учитель (библиотекарь). Великая Победа была победой всего советского народа, потому и дорога она поколению, ныне живущему, и поколениям будущим.

Слайд 15. Время неумолимо берет свое. Уже народилось новое поколение, для которого война - это всего лишь страницы истории. Но пройдут ещё десятилетия, пройдут сотни лет, а великий День победы всегда будет жить в сердцах народа, столь же вечно, как вечна сама история.

Литература

Огненные рубежи. Ростов, Кн. Изд-во, 1976. 224 с., 8 вкл.

Присягаем победой. - 2-е изд., перераб. - М. : Дет. Лит., 1982. - 143 с. - (Школьная б-ка).

Лицом к Победе. - М.: Современник, 1985. - 110 с. - (Отечество. Серия книг для подростков)

Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. - 544 с., ил.

Альбом 1418 дней.

содействие патриотическому воспитанию школьников;

работая над навыками выразительного чтения, делать наблюдения над изобразительными средствами языка


© 2010-2022