- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс
Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горилко С.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока
«Введение.
История как наука.
5 класс»
Подготовила :
Горилко С.А.
учитель истории
Тема 1. Введение. История как наука. 5 класс.
Цель урока:
- познакомить учащихся с задачами курса, структурой учебника;
- дать представление об истории как учебном предмете;
- развитие познавательной активности учащихся;
- воспитывать гордость за историческое прошлое своего народа и мировое историко-культурное наследие.
Основные понятия: история, генеалогия.
Тип урока - урок усвоения новых знаний.
Оборудование: учебник, портреты историков, дидактические материалы.
Историю не обязательно изучать. Главное - интересоваться ею! Первый урок адресован всем увлекающимся историей, а еще больше тем, кто не любит этот предмет в школе. Основная задача первого урока - пробудить у учащегося интерес к предмету, заставить его думать, мыслить, нужно суметь доказать, что с настоящей историей люди сталкиваются на протяжении всего жизненного пути, но порой даже не подозревают, что такое столкновение произошло.
ХОД УРОКА
-
Организационная часть (3 мин.). Учитель знакомится с учащимися, создает благоприятную психологическую обстановку.
-
Сообщение темы, цели урока, ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности (2 мин.).
Учащимся сообщается информация о начале изучения важного и интересного предмета - истории. Предлагается тест «Завершите предложение, выбрав правильный ответ».
История изучает:
-
Прошлое людей, которые проживали на территории нашего края;
-
Прошлое земли, которая сейчас называется Донбассом;
-
Прошлое государства, которое сейчас называется Россия;
-
Ваш вариант ответа.
-
Восприятие и осмысление нового материала (15 мин.).
План
-
История как наука и учебный предмет.
-
Структура учебника по истории.
-
История нашей родины - части всемирной истории.
Урок проводится в форме непринужденной беседы учителя и учеников. План урока записывается на доске, что способствует систематизации изученного материала.
В процессе изучения первого пункта плана урока учащимся предлагается самостоятельно выяснить, что означает термин «История», обращается внимание, что история отдельной семьи - это история нашего государства. Выясняется, что в каждой семье есть предметы - носители истории (письма, семейные реликвии, древние вещи и т.д.).
В русском языке есть два очень близких по звучанию слова: родословие и родословная. Близки они и по смыслу, но так уж повелось, что родословная (иногда добавляют таблицы) относится к последовательному перечислению поколений одного рода. Родословие - это буквальный перевод греческого слова генеалогия, которым принято обозначать историческую дисциплину, изучающую родственные отношения между людьми. Проще говоря: родословие (генеалогия) изучает родословные.
А стоит ли знать очень далеких предков?
Ну, с другой стороны, такое знакомство даже интересно. А с другой стороны, тени именно тех далеких родичей в определенные эпохи сильно влияли на сознание потомков, определяли их судьбу и положение в обществе.
Во все времена знать потому была знатна, что общество хорошо знало если не своих современников из знатных родов, то хотя бы их прославленных предков - основателей рода.
В древности, бывало, родоначальниками объявляли даже богов.
Цезарь даже воздвиг храм Венеры Прародительницы, от которого до наших дней сохранилось три колонны.
В том же Риме мудрые люди говорили: «Всяк сверчок знай свой шесток». Эта крылатая фраза обращена, конечно, не к насекомым. Она эзоповым языком (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) намекает людям на необходимость помнить свое место в обществе. В русском языке к этому призывала пословица «Не в свои сани не садись».
Во время изучения второго пункта плана учитель знакомит учащихся с учебником, обращает внимание, что учебник - это один из источников получения исторических знаний. Следует детально рассмотреть структуру параграфа, отработать все структурные элементы, что должно способствовать получению глубоких знаний.
В ходе изучения третьего пункта плана учащиеся изучают понятие мирового исторического наследия и выясняют место в нем истории родного края. Предлагается подумать, возможно ли изучить общие тенденции развития человечества без знания истории какого-либо народа, живущего на земле.
-
Обобщение и систематизация изученного, первичное применение знаний (15 минут).
а) Работа над генеалогическим деревом. Учащиеся знакомятся с понятием «генеалогия» и двумя его значениями: вспомогательной исторической дисциплиной и родословной. Делается акцент на необходимости знать историю своего рода. Учащиеся получают картинки с изображением части генеалогического дерева и начинают его рисовать.
папа
Я
мама
Дедушка
Бабушка
Дедушка
Бабушка
В конце работы, акцентируем внимание, что это лишь фрагмент генеалогического дерева, которое может иметь информацию и о других родственниках (братьев, сестер) каждого из поколений. Учащимся предлагается начать работу по изучению своего родовода, которую можно осуществить лишь с помощью взрослых членов семьи.
Сохраните полученный рисунок со своим родословным деревом, а когда вырастите, то дорисуйте ветви в таком количестве, сколько у вас будет детей. Спустя еще какое-то время начнете делать разветвления по числу внуков, а дальше - правнуков…
б) Головоломка «Колесо истории». Понятие «колесо истории» показывает взаимосвязь всех процессов, которые происходят в истории.
Впишите в дорожку этого «колеса» понятия, которые характеризуют такие понятия:
- наука, которая изучает где, когда и как жили люди, рассказывает о событиях, которые произошли в жизни людей;
- вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает роды и их взаимосвязи;
- запись важных событий из года в год;
- сочинение фантастическо-сказочного характера о жизни и деятельности какой-то личности или необыкновенное событие.
(История, генеалогия, летопись, легенда).
-
Подведение итогов урока. Проверка полученных знаний и умений (8 минут).
Вопросы и задания учащимся.
-
Что означает слово «история»?
-
Кто такой «историк»? Каких известных историков вы знаете?
-
Дайте определение понятиям «миф», «легенда». Какой интерес они представляют для историка?
-
Для чего человеку необходимо знать свое генеалогическое дерево?
-
Что изучает история Отечества и всемирная история?
Сообщение домашнего задания (2 минуты).
-
Подготовьте рассказ «История одной семейной фотографии».
-
Продолжить работу над генеалогическим деревом.