Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.Конспект урока по теме Введение. История как наука. 5 класс.


Тема урока

«Введение.

История как наука.

5 класс»



Подготовила :

Горилко С.А.

учитель истории



Тема 1. Введение. История как наука. 5 класс.

Цель урока:

- познакомить учащихся с задачами курса, структурой учебника;

- дать представление об истории как учебном предмете;

- развитие познавательной активности учащихся;

- воспитывать гордость за историческое прошлое своего народа и мировое историко-культурное наследие.

Основные понятия: история, генеалогия.

Тип урока - урок усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник, портреты историков, дидактические материалы.

Историю не обязательно изучать. Главное - интересоваться ею! Первый урок адресован всем увлекающимся историей, а еще больше тем, кто не любит этот предмет в школе. Основная задача первого урока - пробудить у учащегося интерес к предмету, заставить его думать, мыслить, нужно суметь доказать, что с настоящей историей люди сталкиваются на протяжении всего жизненного пути, но порой даже не подозревают, что такое столкновение произошло.

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть (3 мин.). Учитель знакомится с учащимися, создает благоприятную психологическую обстановку.

  2. Сообщение темы, цели урока, ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности (2 мин.).

Учащимся сообщается информация о начале изучения важного и интересного предмета - истории. Предлагается тест «Завершите предложение, выбрав правильный ответ».

История изучает:

  1. Прошлое людей, которые проживали на территории нашего края;

  2. Прошлое земли, которая сейчас называется Донбассом;

  3. Прошлое государства, которое сейчас называется Россия;

  4. Ваш вариант ответа.

  1. Восприятие и осмысление нового материала (15 мин.).

План

  1. История как наука и учебный предмет.

  2. Структура учебника по истории.

  3. История нашей родины - части всемирной истории.

Урок проводится в форме непринужденной беседы учителя и учеников. План урока записывается на доске, что способствует систематизации изученного материала.

В процессе изучения первого пункта плана урока учащимся предлагается самостоятельно выяснить, что означает термин «История», обращается внимание, что история отдельной семьи - это история нашего государства. Выясняется, что в каждой семье есть предметы - носители истории (письма, семейные реликвии, древние вещи и т.д.).

В русском языке есть два очень близких по звучанию слова: родословие и родословная. Близки они и по смыслу, но так уж повелось, что родословная (иногда добавляют таблицы) относится к последовательному перечислению поколений одного рода. Родословие - это буквальный перевод греческого слова генеалогия, которым принято обозначать историческую дисциплину, изучающую родственные отношения между людьми. Проще говоря: родословие (генеалогия) изучает родословные.

А стоит ли знать очень далеких предков?

Ну, с другой стороны, такое знакомство даже интересно. А с другой стороны, тени именно тех далеких родичей в определенные эпохи сильно влияли на сознание потомков, определяли их судьбу и положение в обществе.

Во все времена знать потому была знатна, что общество хорошо знало если не своих современников из знатных родов, то хотя бы их прославленных предков - основателей рода.

В древности, бывало, родоначальниками объявляли даже богов.

Цезарь даже воздвиг храм Венеры Прародительницы, от которого до наших дней сохранилось три колонны.

В том же Риме мудрые люди говорили: «Всяк сверчок знай свой шесток». Эта крылатая фраза обращена, конечно, не к насекомым. Она эзоповым языком (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) намекает людям на необходимость помнить свое место в обществе. В русском языке к этому призывала пословица «Не в свои сани не садись».

Во время изучения второго пункта плана учитель знакомит учащихся с учебником, обращает внимание, что учебник - это один из источников получения исторических знаний. Следует детально рассмотреть структуру параграфа, отработать все структурные элементы, что должно способствовать получению глубоких знаний.

В ходе изучения третьего пункта плана учащиеся изучают понятие мирового исторического наследия и выясняют место в нем истории родного края. Предлагается подумать, возможно ли изучить общие тенденции развития человечества без знания истории какого-либо народа, живущего на земле.

  1. Обобщение и систематизация изученного, первичное применение знаний (15 минут).

а) Работа над генеалогическим деревом. Учащиеся знакомятся с понятием «генеалогия» и двумя его значениями: вспомогательной исторической дисциплиной и родословной. Делается акцент на необходимости знать историю своего рода. Учащиеся получают картинки с изображением части генеалогического дерева и начинают его рисовать.

папа

Я

мама

Дедушка

Бабушка

Дедушка

Бабушка

В конце работы, акцентируем внимание, что это лишь фрагмент генеалогического дерева, которое может иметь информацию и о других родственниках (братьев, сестер) каждого из поколений. Учащимся предлагается начать работу по изучению своего родовода, которую можно осуществить лишь с помощью взрослых членов семьи.

Сохраните полученный рисунок со своим родословным деревом, а когда вырастите, то дорисуйте ветви в таком количестве, сколько у вас будет детей. Спустя еще какое-то время начнете делать разветвления по числу внуков, а дальше - правнуков…

б) Головоломка «Колесо истории». Понятие «колесо истории» показывает взаимосвязь всех процессов, которые происходят в истории.



Впишите в дорожку этого «колеса» понятия, которые характеризуют такие понятия:

- наука, которая изучает где, когда и как жили люди, рассказывает о событиях, которые произошли в жизни людей;

- вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает роды и их взаимосвязи;

- запись важных событий из года в год;

- сочинение фантастическо-сказочного характера о жизни и деятельности какой-то личности или необыкновенное событие.

(История, генеалогия, летопись, легенда).

  1. Подведение итогов урока. Проверка полученных знаний и умений (8 минут).

Вопросы и задания учащимся.

  • Что означает слово «история»?

  • Кто такой «историк»? Каких известных историков вы знаете?

  • Дайте определение понятиям «миф», «легенда». Какой интерес они представляют для историка?

  • Для чего человеку необходимо знать свое генеалогическое дерево?

  • Что изучает история Отечества и всемирная история?

Сообщение домашнего задания (2 минуты).

  1. Подготовьте рассказ «История одной семейной фотографии».

  2. Продолжить работу над генеалогическим деревом.

© 2010-2022