Государственные символы в судьбе России

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



Государственные символы

в судьбе России.


(интеллектуальная игра)



Учитель истории

Афзалова З. М.




Интеллектуальная игра - «Государственные символы в судьбе России»

Эпиграф:

«Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту Создателя и достоинство своих граждан».

М. Монтель.

Цели:

  1. воспитание патриотизма и гражданственности;

  2. формирование устойчивого интереса к истории России;

  3. развивать активность, творческое мышление, формировать навыки практического использования знаний;

  4. изучение истории происхождения герба, гимна, флага.

Оборудование:

  1. Государственные символы России: герб, флаг;

  2. аудиозаписи: Государственный гимн Российской Федерации (музыка А.Александрова, слова С.Михалкова),

«Боже, царя храни!» (музыка А.Львова, слова В. Жуковского);

  1. стенды:

а) «История герба»,

б) «История флага».

Форма проведения:

интеллектуальная игра состоит из 3-х туров


На доске написаны названия туров. Учащиеся делятся на три группы - красный, желтый, зеленый сектора; внутри группы участники сектора могут совещаться и помогать своему представителю. Мерилом оценки избрана «верста». За правильный ответ сектор получает 300 верст, за неполный - 200 верст; за выполнение групповых заданий в качестве поощрения от ведущего - 100 верст. В конце подсчитывается общий итог. Сектор, набравший большее количество верст, объявляется победителем, участники группы - «по­четными гражданами».

Игра начинается со вступительного слова учителя.

В новое тысячелетие Россия вошла с обнов­ленной государственной символикой. Наши но­вые, но в то же время преемственные по отно­шению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути Рос­сии. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг - императорский. Двуглавый орел по­явился еще в Московском царстве. Символы го­сударства означают его независимость, под­черкивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Наша страна по-разному называлась на протя­жении истории. В первой статье Конституции указано современное название нашего госу­дарства и определена форма правления:

1. Российская Федерация - Россия есть демо­кратическое федеративное правовое государ­ство с республиканской формой правления.

2. Наименования «Российская Федерация и Рос­сия равнозначны».

Цель нашей игры - просле­дить историю государственных символов России.

Первый тур.

«Русский орел с античным профилем»

Ученик I.

До Петра I на Руси существова­ли эмблемы - личные знаки князей. Особенно были распространены две: всадник, поражаю­щий копьем дракона, и двуглавый орел с рас­простертыми крыльями. Изображение орла встречается еще у древних народов, им украша­лись ткани, расписывались стены. В ХШ-ХIV вв. двуглавая птица «долетела» до Европы, размес­тившись на монетах и печатях. А когда же по­явился двуглавый орел в России?

Ученик II.

Я тебе расскажу. С 1462 по 1505 г. на Руси правил великий князь Иван III. Вот с его именем и связывают появление ново­го символа Российского государства. Версия происхождения герба такова. Великий князь московский Иван III, женившись на Софье Палеолог - племяннице последнего византий­ского императора, заимствовал герб некогда славной Византийской империи - двуглавого орла, соединив его с московским всадником. Правда, существуют и другие объяснения, о них ты можешь прочитать в книгах.

Вопрос к участникам.

Не меньшее значение в российском гербе имеет всадник, поражающий копьем дракона.

Кто этот всадник и какова его роль для Отечества? Выберите правильный ответ:

1) Дмитрий Донской, поражающий хана Мамая;

2) Иван III, поражающий хана Ахмата, су­мевший прекратить выплату дани Большой Орде;

3) Святой Георгий, которого московские князья почитали как защитника и покровителя.

Ученик I.

Значит, официальным симво­лом двуглавый орел стал на Руси в XV в. при Иване III?

Ученик П.

Да, но только в XVII в. эти изо­бражения стали именовать государственным гербом. В специальном указе царя Алексея Ми­хайловича 1667 г. о толковании герба написа­но, что «орел двуглавый есть герб державный великого государя». В современном Законе РФ

«О государственном гербе РФ» написано: «Госу­дарственный герб РФ представляет собой четы­рехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральди­ческий щит с: золотым двуглавым орлом, под­нявшим вверх распущенные крылья. Орел увен­чан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, пора­жающий серебряным копьем черного опроки­нутого навзничь... дракона, также обращенно­го влево».

Вопрос к участникам.

Что символизируют три короны двуглавом орле современ­ного герба?

Задание секторам.

Разработать проект герба школы и представить его, учитывая неко­торые правила и значения. Основа герба - щит. Применяется ограниченное количество цветов: алый, пурпурный, голубой, зеленый, черный, оранжевый. Каждый цвет имеет свою символику. Золото означает богатство, силу, верность, чистоту и постоянство. Серебро - невинность, чистоту. Голубой - величие, кра­соту, ясность. Красный - храбрость, мужест­во, неустрашимость. Зеленый - надежду, изобилие, свободу. Черный - скромность, образованность, печаль. На щите могут быть изображены животные, птицы и растения. Кошка - символ независимости; волк - злости, жадности; медведь - силы, мощи; собака - верности и преданности; лиственни­ца - национальный символ России; береза - символ постоянства, верности; кедр - на­дежности и могущества.

Второй тур.

«Трехцветный флаг России»

Ученик марширует по сцене со стягом крас­ного цвета. Тихо напевает: «Смело мы в бой пойдем...». Навстречу выходит ученица и зада­ет вопрос: «А почему ты собрался в бой под красным знаменем. Ведь наш государственный флаг - трехцветный?»

Ученик.

Потому, что в 2000 г. к государ­ственному флагу России приравнено и Красное знамя Победы. А еще раньше, вероятно, у древ­них славян, флаги тоже были красными, самыми заметными и яркими. Красный цвет звал на битву.

Ученица.

А я знаю традицию трехцветно­го флага. Пошла она со времен Северной вой­ны, когда Петр I дал русской армии и флоту бе­ло-сине-красный флаг. Расположение его по­лос отражало представления людей того вре­мени об устройстве мира. Внизу - мир мифи­ческий - красный. Выше - небесный - голубой. Еще выше - мир божественный - белый. Современный трехцветный флаг полностью соответствует эпохе Петра Великого, а статус государственного он приобрел после указа Президента РФ. А еще у нашего флага есть свой праздник.

Вопрос к участникам.

Когда россияне отмечают День государственного флага РФ?

Выберите правильный ответ:

1) 12 июня;

2) 22 августа;

3) 12 декабря.

Вопрос к участникам.

Известно, что цвета российского флага имеют глубокий сим­волический смысл. Какое толкование символи­ческого смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным:

1) белый - мир, чистота, правда, непороч­ность; синий - вера, верность, постоянство; красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество;

2) белый - верность, вора: синий ~- мир, правда; красный - красота, удаль;

3) белый - богатство, сила; синий - вели­чие, ясность; красный - надежда, свобода?

Задание секторам.

Герой книги Я. Корчака «Король Матиуш I» имел свой флаг: «Ко­роль Матиуш внес предложение в детский пар­ламент: всем детям - и белым, и черным, и желтым - объединиться и выбрать себе зеле­ное знамя...». Объясните смысл зеленого цвета как символа. Согласны ли вы с предложением короля? Ответ обоснуйте.

Третий тур.

«Тебе, моя Россия, хвалебные гимны пою...»

Ученик I.

В истории нашего государства было немало «хвалебных гимнов».

В. Жуковский. Из «Песни Русскому Царю»:

Боже! Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю. Всех утешителю - Все ниспошли!

Ф.Сологуб Из «Гимнов Родине»:

О, Русь, в тоске изнемогая, Тебе слагаю гимны я, Милее нет на свете края, О, Родина моя! Твоих равнин немые дали Полны томительной печали, Тоскою дышат небеса, Среди болот, в бессилье хилом Цветком поникшим и унылым Восходит бледная краса.

Ученик II.

Гимны ты знаешь, А что ты зна­ешь об истории создания государственного гимна России?

Ученик I.

Я знаю, что надобность в гимне появилась при Петре I. При Елизавете Петров­не музыка стала непременной составной час­тью жизни двора. С 1816 г. официальным гим­ном России стал английский гимн - «Боже, храни короля!». Русский текст к нему написал Василий Жуковский в 1833 г., но музыкальная основа не отражала характера русского наро­да. Николай I дал поручение композитору А.Львову сочинить музыку. 11 декабря 1833 г. прозвучал российский государственный гимн «Боже, царя храни!», который звучал до 1917 г.

Звучит «боже, царя храни!»

С февраля по октябрь 1917 г, звучало произведение Березовского на слова Ратгауза «Гимн свободной России!». После Октябрьской революции большевики утвердили в качестве гимна страны партийный гимн «Интернационал». В годы Великой Отечественной войны было при­нято решение о создании нового государствен­ного гимна. В ночь на 1 января 1944 г. прозву­чал новый гимн СССР, музыку которого написал А.Александров, а слова - С.Михалков и Г.Эль-Регистан.

Звучит гимн РФ.

Вопрос к участникам:

Какому гимну принадлежат слова: «Мы наш, мы новый мир построим!»? Выберите правильный ответ.

1) «Народному гимну» В.Жуковского;

2) «Интернационалу» Э.Потье;

3) «Гимнам Родине» Ф. Сологуба.

Задание секторам.

Написать четверостишие, посвященное России.

Завершается игра подведением итогов, награждением победителей.






Литература:



  1. Алексеев Ю. государь всея Руси. Новосибирск,1991.

  2. Антошин М.К. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе. Методические рекомендации. М., 2003.

  3. Дегтярев А.Я. История российского флага. М., 2000.

  4. Иванов К.А. Флаги государств мира. М., 1971.

  5. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.

  6. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

  7. Соболева Н.А., Артамонова В.А. Символы России. М., 1993.

  8. Соболева Н.А. Российская государственная символика. М.,2003.


© 2010-2022