- Преподавателю
- История
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине 19 в. » 10 класс \Исторический ринг\
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине 19 в. » 10 класс \Исторический ринг\
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Алексеева О.Д. |
Дата | 27.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Россия во второй половине 19 в.» 10 класс \Исторический ринг\
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/Понимать:
-
Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1894 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)
-
Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
-
Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь:
-
Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
-
Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
-
Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
-
Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
-
Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX - начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
-
Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
-
Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
-
Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
-
Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
-
Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
-
Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
-
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
-
предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
-
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
-
определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
-
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
-
ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть
Оборудование:
-
компьютер;
-
карта «Россия в XIX в.»;
-
презентации учащихся;
-
раздаточный материал.
Во время урока использую парную форму работы.
Ученики делятся на пары , которые формируются дифференцированно.
Это урок контроля знаний и поэтому создание таких пар наиболее целесообразно, так как за работу оба ученика получает одну и ту же оценку.
Учитель для работы подключает экспертов из числа учащихся.
У каждой пары есть зачетная книжка, в которую выставляются заработанные за каждый вид работы баллы.Количество
баллов и
оценка
В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка пары и место, которое она заняла в историческом ринге.Критерии оценки записаны на доске. В результате такой работы учащиеся стремятся лучше знать пройденный материал, чтобы показать свои знания и не подвести товарищей. В этом ему может помочь памятка, включающая следующие советы:
-
Ознакомьтесь оба с содержанием задания.
-
Распредели задания междусобой.
-
В случае затруднений обратись к учителю.
-
В результате обсуждения назначь выступающего.
-
Дай оценку деятельности друг друга.
-
Старайся создать дружескую атмосферу в паре.
При парной форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся, следит за соблюдением правил сотрудничества, подводит итоги работы учащихся на уроке.
Учитель:
Сегодня мы с вами в течение урока повторим пройденный материал по истории 19 века.
В ходе урока вы получите задания, будете оценивать работу друг друга и выставлять за неё баллы в зачетки .
Наша цель выяснить почему Россия как европейские страны не пошла по пути либерализма и становления правового государства, а оставалась патриархальной аграрно-индустриальной державой. Рассмотрим данную проблему через сопоставление идеологических взглядов наиболее выдающихся государственных деятелей 19 века.
1 пара - Александр Первый и Наполеон
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл
Задание № 1.
Назовите термин по определению:
-
Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству - ………(промышленный переворот)
-
Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….(цензура)
-
Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……(ампир)
-
Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……(славянофилы)
-
Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..(Сословия)
2-ое задание на знание хронологии всем дается одинаковое.
Найти соответствия события - дата:
-
Указ о «вольных хлебопашцах»;
-
Начало Отечественной войны;
-
Выступление на Сенатской площади;
-
Крымская война;
-
Кавказская война;
1) 1812г. 2) 1825г. 3) 1817-1864гг. 4) 1803г. 5) 1853-1856гг.
Ответ: 1- 4; 2- 1; 3- 2; 4- 5; 5- 3.
2 пара Сперанский М.М. и граф Аракчеев А.А.
задание №3.
Соотнесите исторические термины и их определения.
-
Переход от ручного труда к машинному , от мануфактуры к фабрике и образование новых классов - буржуазии и наемных рабочих.
-
Реакционное воинствующее течение ислама.
-
Сторонники западноевропейского пути развития России.
-
Земляные укрепления.
-
Предприятие с ручным разделением труда.
А) Редуты
Б) «Западники»
В) Мануфактура
Г) Промышленный переворот
Д) Мюридизм
Ответ: 1-В, 2- Д, 3- Б, 4- А, 5- В.
Задание 4
Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф. Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь. «Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1.Павел Петрович
2.Александр Павлович
3.Александр Николаевич
4.Николай Павлович
Пара 3- Герцен А.И. и граф Уваров
Задание 5
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIХ в.
1) декабристы; 2) корпус жандармов; 3) верховники; 4) военные поселения;
5) винная монополия; 6) народовольцы; 7) гетман.1)
подавление восстания в Твери московско-ордынским войском
2)
XV в.
3)
учреждение Правительствующего сената
4)
XVII в.
5)
«стояние» на реке Угре
6)
XIX в.
7)
протекторат Кромвеля
8)
Гражданская война в США
9)
возникновение Английского парламента
Найдите и запишите порядковый номер терминов, относящихся к другому историческому периодуЗадание 6Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
__________ (А)
Битва на Косовом поле
__________(Б)
Восстание под предводительством С.Т. Разина
__________ (В)
XVIII в.
__________ (Г)
Семилетняя война
__________ (Д)
Восстание на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге
__________ (Е)
А-1, Б-4, В-7, Г-3,Д-6, Е-8
Пара 4 Александр Второй и Александр Третий
Задание 7.
Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский;
б) А. И. Герцен;
в) Н. П. Огарев.
г) Е. Ф. Канкрин.
Задание 8
Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:
а) ведало политическим сыском;
б) ведало хозяйственными вопросами;
в) управляло Польшей.
5 пара Достоевский Ф.М. и Тургенев И.С.
Задание 9
Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:
а) барокко;
б) ампир;
в) романтизм.
Задание 10
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6 пара "Земля и воля"
Задание 11
Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:
а) граф Аракчеев;
б) А.С. Пушкин;
в) Николай 1.
Задание 12
Одним из постулатов марксизма являлось (ась):
1.учение об общественно-экономических формациях
2.идея уничтожения крепостничества
3.теория «общинного социализма»
4.теория «малых дел»
Ответьте на вопросы:
- Как вы считаете было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или актом гражданского неповиновения?
- Граф Уваров сказал: « Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что ей готовят теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».
Какую теорию выдвинул С.С. Уваров?
Дайте оценку этому суждению.
- Николай I сказал: «Нет сомнения, что крепостное право у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным…»
Почему так считал Николай I? Дайте оценку его словам.
- Подтвердите фактами вывод, сделанный В. И. Лениным: « Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России».
- « Начало периода реакции» - так характеризуют первые годы правления Николая I. На чем основывается это суждение?
Итог урока:
Эксперты подводят итог урока и выставляют по результатам оценки каждой паре, определяют 1, 2, 3 место в ринге.
- Определяют в каждой паре самого активного ученика