• Преподавателю
  • История
  • Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине 19 в. » 10 класс \Исторический ринг\

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине 19 в. » 10 класс \Исторический ринг\

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок

по теме «Россия во второй половине 19 в.» 10 класс \Исторический ринг\

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1894 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)

  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX - начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX века; отмены крепостного права; войн 1912г., 1853-1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

    • Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • ведения дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть

Оборудование:

  • компьютер;

  • карта «Россия в XIX в.»;

  • презентации учащихся;

  • раздаточный материал.

Во время урока использую парную форму работы.
Ученики делятся на пары , которые формируются дифференцированно.
Это урок контроля знаний и поэтому создание таких пар наиболее целесообразно, так как за работу оба ученика получает одну и ту же оценку.

Учитель для работы подключает экспертов из числа учащихся.
У каждой пары есть зачетная книжка, в которую выставляются заработанные за каждый вид работы баллы.Количество
баллов и
оценка

В конце урока подсчитывается общее количество и определяется оценка пары и место, которое она заняла в историческом ринге.Критерии оценки записаны на доске. В результате такой работы учащиеся стремятся лучше знать пройденный материал, чтобы показать свои знания и не подвести товарищей. В этом ему может помочь памятка, включающая следующие советы:

  • Ознакомьтесь оба с содержанием задания.

  • Распредели задания междусобой.

  • В случае затруднений обратись к учителю.

  • В результате обсуждения назначь выступающего.

  • Дай оценку деятельности друг друга.

  • Старайся создать дружескую атмосферу в паре.

При парной форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся, следит за соблюдением правил сотрудничества, подводит итоги работы учащихся на уроке.

Учитель:

Сегодня мы с вами в течение урока повторим пройденный материал по истории 19 века.

В ходе урока вы получите задания, будете оценивать работу друг друга и выставлять за неё баллы в зачетки .

Наша цель выяснить почему Россия как европейские страны не пошла по пути либерализма и становления правового государства, а оставалась патриархальной аграрно-индустриальной державой. Рассмотрим данную проблему через сопоставление идеологических взглядов наиболее выдающихся государственных деятелей 19 века.

1 пара - Александр Первый и Наполеон

За каждое правильно выполненное задание - 1 балл

Задание № 1.

Назовите термин по определению:

  1. Переход от мануфактуры к крупному фабричному и заводскому производству - ………(промышленный переворот)

  2. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации -…….(цензура)

  3. Поздний классицизм, стиль в архитектуре, призванный выразить идею величия государственной власти -……(ампир)

  4. Направление общественной мысли в России в 1840-1850 гг., идеализировали допетровскую Русь, верили в то, что России уготован особый исторический путь, отличный от Западной Европы -……(славянофилы)

  5. Группа людей, имеющая одинаковые права, обязанности и юридическое положение в государстве -……..(Сословия)

2-ое задание на знание хронологии всем дается одинаковое.

Найти соответствия события - дата:

  1. Указ о «вольных хлебопашцах»;

  2. Начало Отечественной войны;

  3. Выступление на Сенатской площади;

  4. Крымская война;

  5. Кавказская война;

1) 1812г. 2) 1825г. 3) 1817-1864гг. 4) 1803г. 5) 1853-1856гг.

Ответ: 1- 4; 2- 1; 3- 2; 4- 5; 5- 3.

2 пара Сперанский М.М. и граф Аракчеев А.А.

задание №3.

Соотнесите исторические термины и их определения.

  1. Переход от ручного труда к машинному , от мануфактуры к фабрике и образование новых классов - буржуазии и наемных рабочих.

  2. Реакционное воинствующее течение ислама.

  3. Сторонники западноевропейского пути развития России.

  4. Земляные укрепления.

  5. Предприятие с ручным разделением труда.

А) Редуты
Б) «Западники»
В) Мануфактура
Г) Промышленный переворот
Д) Мюридизм

Ответ: 1-В, 2- Д, 3- Б, 4- А, 5- В.

Задание 4

Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф. Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь. «Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».

1.Павел Петрович
2.Александр Павлович
3.Александр Николаевич
4.Николай Павлович

Пара 3- Герцен А.И. и граф Уваров

Задание 5

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIХ в.

1) декабристы; 2) корпус жандармов; 3) верховники; 4) военные поселения;
5) винная монополия; 6) народовольцы; 7) гетман.1)

подавление восстания в Твери московско-ордынским войском

2)

XV в.

3)

учреждение Правительствующего сената

4)

XVII в.

5)

«стояние» на реке Угре

6)

XIX в.

7)

протекторат Кромвеля

8)

Гражданская война в США

9)

возникновение Английского парламента



Найдите и запишите порядковый номер терминов, относящихся к другому историческому периодуЗадание 6Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

__________ (А)

Битва на Косовом поле

__________(Б)

Восстание под предводительством С.Т. Разина

__________ (В)

XVIII в.

__________ (Г)

Семилетняя война

__________ (Д)

Восстание на Сенатской площади
в Санкт-Петербурге

__________ (Е)


Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А-1, Б-4, В-7, Г-3,Д-6, Е-8

Пара 4 Александр Второй и Александр Третий

Задание 7.

Кто лишний в ряду:
а) В. Г. Белинский;
б) А. И. Герцен;
в) Н. П. Огарев.
г) Е. Ф. Канкрин.

Задание 8

Какую функцию выполняло 3 отделение собственной канцелярии императора:
а) ведало политическим сыском;
б) ведало хозяйственными вопросами;
в) управляло Польшей.

5 пара Достоевский Ф.М. и Тургенев И.С.

Задание 9

Укажите стиль в архитектуре и скульптуре первой трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Для него характерны монументальные формы и богатый декор:
а) барокко;
б) ампир;
в) романтизм.

Задание 10

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Внутренняя политика Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и экономической сфер общественной жизни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

6 пара "Земля и воля"

Задание 11

Кто сказал: « Россией правят столоначальники»:
а) граф Аракчеев;
б) А.С. Пушкин;
в) Николай 1.

Задание 12

Одним из постулатов марксизма являлось (ась):

1.учение об общественно-экономических формациях
2.идея уничтожения крепостничества
3.теория «общинного социализма»
4.теория «малых дел»

Ответьте на вопросы:

- Как вы считаете было ли выступление на Сенатской площади вооруженным восстанием или актом гражданского неповиновения?

- Граф Уваров сказал: « Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что ей готовят теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».

Какую теорию выдвинул С.С. Уваров?

Дайте оценку этому суждению.

- Николай I сказал: «Нет сомнения, что крепостное право у нас есть зло… но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным…»

Почему так считал Николай I? Дайте оценку его словам.

- Подтвердите фактами вывод, сделанный В. И. Лениным: « Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России».

- « Начало периода реакции» - так характеризуют первые годы правления Николая I. На чем основывается это суждение?

Итог урока:

Эксперты подводят итог урока и выставляют по результатам оценки каждой паре, определяют 1, 2, 3 место в ринге.

- Определяют в каждой паре самого активного ученика


© 2010-2022