Конспект урока по теме Начало Римской истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Начало римской истории

Цель: ознакомить учащихся с историей Рима эпохи царей.

Планируемые результаты:Формирование целостного Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции. Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение. Мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции.

Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.

Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение.

Ход урока:Здравствуйте, ребята, садитесь.

Здороваются, садятся

  1. Подведение к теме и целям урока

Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности - поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны (Китай)

Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить, что учитель повелит. (Педагог. Греция.)

Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) Древний Рим Определите о чем мы будем сегодня говорить?

Я видел древний Рим: в развалине печальной

И храмы, и дворцы, поросшие травой,

И плиты гладкие старинной мостовой,

И колесниц следы под аркой триумфальной,

И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,

Полуразбитые громады Колизея...

Приём «Корзина идей»

Что вы знаете о Древнем Риме?......

(Рим - это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, были бои гладиаторов, есть Колизей)

Скажите, чтобы вы хотели узнать об этом государстве?

Отгадывают загадки.








Определяют тему и цель урока

Называют примерно

- изучить… (г.п. и природные условия Д.Р.)

- познакомиться… (с основными занятиями др. римлян)

- научиться… (делать сравнительный анализ, работать с картой)

Спасибо, молодцы!

На сегодняшнем уроке, мы узнаем

  1. Местоположение Древнейшего Рима, природные условия, занятия жителей

  2. Легенда об основании Рима

  3. Город на семи холмах и его обитатели

  4. Управление в Д.Р.


Изучение нового материала

  1. Групповая работа

Первая группа по обозначенным критериям будет исследовать Древний Рим,

а вторая- Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой атласа, и вступительной статьёй к п.38 стр.204-205 (см. приложение)Омывается Эгейским и Ионическим морями

Средиземным

Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским Средиземным

Горы

Олимп

Альпы

Рельеф

горный, мало равнинных мест

долины, равнины, холмистые местности

Реки

мелкие, пересыхающие в жаркие дни

полноводный Тибр

Занятия

Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.

виноградарство, садоводство и выращивание зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов

Вопрос: в какой стране - в Греции или в Италии - природные условия были более благоприятны для жизни людей, почему?

Работа с картой.

- Посмотрите на карту, и скажите, что означают красные кружочки. (Колонии)

- Что означает слово «колония» (Посселение греков на чужих территориях)

- Какой вывод можно сделать? (Греки основали много колоний на юге Италии)

Работают в группах

Проверка работы по группам








Отвечают на вопросы

  1. Изучение легенды

Что такое легенда?

Николай Гумилёв, русский поэт серебряного века написал замечательные стихи. В них говорится о легенде, согласно которой и был образован Рим.

Рассмотрите изображение волчицы на стр.206 уч-ка

Волчица с пастью кровавой

На белом, белом столбе,

Тебе, увенчанной славой,

По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,

К сосцам стремятся припасть.

Они не люди, волчата,

У них звериная масть.

Задание: Используя параграф 38, прочитать легенду об основании Рима (стр. 206)

Задание: После прочтения дается листок перед вами «Легенда об основании Рима», но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты. Нам с вами нужно исправить ошибки, а исправлять мы их будем с помощью «игры Светофор». Все вы знаете правила дорожного движения, На какой цвет светофора можно переходить улицу. А на какой нельзя? Вот и в игре, если услышите ошибку, поднимите красный сигнал светофора, а если ошибки нет - зеленый, значит можно двигаться дальше. (см Приложение 2)

Таким образом: Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры.



















Запись в тетрадях:

753 г до н.э -основание Рима


Читают легенду


Исправляют ошибки

Когда погибла древняя Троя, некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.
В городе Альба-Лонге правил потомок Энея - Нумитор. Младший брат его - Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата - Нумитора и он сверг его а начал править сам. Жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты - весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом был бог войны Марс.
Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.
У реки Волчица услышала крик, подошла к детям и напоила своим молоком.
Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Ромул и Рем выросли сильными и отважными воинами. Узнав тайну своего происхождения они убили Амулия. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром, - Палатинский холм.
Между братьями произошла ссора. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь, которым Ромул хотел окружить стену города. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»

Записывают в тетрадях

  1. Физкультминутка:

На правильную формулировку вопроса учителя дети поднимают руки вверх, делают хлопок, на неправильную приседают и делают знак рукой тише.

1 Италия находится на Балканском п-ове? Приседают тише

2 На территории Апеннинского п-ова теплый климат? Хлопок, руки вверх.

3 Горы Рима богаты строительным камнем и металлами? Руки вверх, хлопок.

  1. Весталка-это жрица пастбищ и леса? Присед, тише

  2. Ромул и Рем сыновья бога Марса? Руки вверх, хлопок

6. Сыновья Реи Сильвии были воспитаны собакой? Присед, тише

Учувствуют в физкультминутке

  1. Сценка

После просмотра сценки: определите состав населения

Состав населения: историческое погружение: диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима

-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы - патриции,- коренные жители Рима!

-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!

-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!

Запись в тетрадях:

Патриции-полноправные жители Рима

Плебеи- переселенцы, неполноправные жители Рима

Отвечают о плебеях и патрициях



Записывают в тетрадях

  1. Закрепление:

Кто такой Ромул?

Когда был основан Рим?

Кто такие патриции и плебеи?

Ромул был первым царём Древнего Рима 753 - 716 гг. до н. э.

В 753 году до н.э.

Население Рима.

  1. Рефлексия.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Конспект урока по теме Начало Римской истории

1 Сегодня я узнал(а) ........................

2. Я выполнял(а) задания ........................

3. Материал урока мне был: понятен / не понятен

Отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание.

Параграф 38, Задания на выбор:

-подготовить рассказ: «Я путешествую по Древней Италии»;

- нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме.

Записывают домашнее задание

  1. Комментирование оценок











Приложение 1



Приложение 2

Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына.

«Лжет и смерти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. - Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов!» Слуги бросили корзину на мелководье. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. Близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух назвал детей Афина и Марс. Став взрослыми дети решили основать новый город. Поссорившись с братом, Афина убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.



Приложение 3

Состав населения: историческое погружение : диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима

-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы - патриции,- коренные жители Рима!

-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!

-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!


© 2010-2022