- Преподавателю
- История
- Конспект урока по теме Начало Римской истории
Конспект урока по теме Начало Римской истории
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Курлаева А.А. |
Дата | 22.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Начало римской истории
Цель: ознакомить учащихся с историей Рима эпохи царей.
Планируемые результаты:Формирование целостного Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции. Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение. Мировоззрения, ответственного отношения к учению на основе уважительного отношения к труду, формирование коммуникативной компетенции.
Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии.
Умение самостоятельно ставить цель и задачи своего обучения. Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы. Смысловое чтение.
Ход урока:Здравствуйте, ребята, садитесь.
Здороваются, садятся
-
Подведение к теме и целям урока
Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали. Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности - поднятая рука.
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (Египет)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны (Китай)
Был он сильным, нужен был
А не стало больше сил,
Ему место учредили
Для таких, как он, что было.
Должен мальчика водить в школу. Да к тому ж учить
Его всяческим манерам.
Чтобы стал для всех примером.
Со стола не брать кусок,
Смех закрыть свой на замок.
И прилежно всё учить, что учитель повелит. (Педагог. Греция.)
Прослушайте стихотворение Аполлона Майкова (русский поэт) Древний Рим Определите о чем мы будем сегодня говорить?
Я видел древний Рим: в развалине печальной
И храмы, и дворцы, поросшие травой,
И плиты гладкие старинной мостовой,
И колесниц следы под аркой триумфальной,
И в лунном сумраке, с гирляндою аркад,
Полуразбитые громады Колизея...
Приём «Корзина идей»
Что вы знаете о Древнем Риме?......
(Рим - это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, были бои гладиаторов, есть Колизей)
Скажите, чтобы вы хотели узнать об этом государстве?
Отгадывают загадки.
Определяют тему и цель урока
Называют примерно
- изучить… (г.п. и природные условия Д.Р.)
- познакомиться… (с основными занятиями др. римлян)
- научиться… (делать сравнительный анализ, работать с картой)
Спасибо, молодцы!
На сегодняшнем уроке, мы узнаем
-
Местоположение Древнейшего Рима, природные условия, занятия жителей
-
Легенда об основании Рима
-
Город на семи холмах и его обитатели
-
Управление в Д.Р.
Изучение нового материала
-
Групповая работа
Первая группа по обозначенным критериям будет исследовать Древний Рим,
а вторая- Древнюю Грецию. Затем мы сравним полученные характеристики. Работая над заданием, пользуйтесь картой атласа, и вступительной статьёй к п.38 стр.204-205 (см. приложение)Омывается Эгейским и Ионическим морями
Средиземным
Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским Средиземным
Горы
Олимп
Альпы
Рельеф
горный, мало равнинных мест
долины, равнины, холмистые местности
Реки
мелкие, пересыхающие в жаркие дни
полноводный Тибр
Занятия
Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.
виноградарство, садоводство и выращивание зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов
Вопрос: в какой стране - в Греции или в Италии - природные условия были более благоприятны для жизни людей, почему?
Работа с картой.
- Посмотрите на карту, и скажите, что означают красные кружочки. (Колонии)
- Что означает слово «колония» (Посселение греков на чужих территориях)
- Какой вывод можно сделать? (Греки основали много колоний на юге Италии)
Работают в группах
Проверка работы по группам
Отвечают на вопросы
-
Изучение легенды
Что такое легенда?
Николай Гумилёв, русский поэт серебряного века написал замечательные стихи. В них говорится о легенде, согласно которой и был образован Рим.
Рассмотрите изображение волчицы на стр.206 уч-ка
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,
У них звериная масть.
Задание: Используя параграф 38, прочитать легенду об основании Рима (стр. 206)
Задание: После прочтения дается листок перед вами «Легенда об основании Рима», но она с ошибками, ее составлял пятиклассник, и он перепутал факты. Нам с вами нужно исправить ошибки, а исправлять мы их будем с помощью «игры Светофор». Все вы знаете правила дорожного движения, На какой цвет светофора можно переходить улицу. А на какой нельзя? Вот и в игре, если услышите ошибку, поднимите красный сигнал светофора, а если ошибки нет - зеленый, значит можно двигаться дальше. (см Приложение 2)
Таким образом: Мы выяснили, что Ромул основал город, он же и стал первым римским царем. И произошло это в 753 году до нашей эры.
Запись в тетрадях:
753 г до н.э -основание Рима
Читают легенду
Исправляют ошибки
Когда погибла древняя Троя, некоторым защитникам города удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.
В городе Альба-Лонге правил потомок Энея - Нумитор. Младший брат его - Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата - Нумитора и он сверг его а начал править сам. Жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты - весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом был бог войны Марс.
Амулий приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр.
У реки Волчица услышала крик, подошла к детям и напоила своим молоком.
Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал. Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Ромул и Рем выросли сильными и отважными воинами. Узнав тайну своего происхождения они убили Амулия. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром, - Палатинский холм.
Между братьями произошла ссора. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь, которым Ромул хотел окружить стену города. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!»
Записывают в тетрадях
-
Физкультминутка:
На правильную формулировку вопроса учителя дети поднимают руки вверх, делают хлопок, на неправильную приседают и делают знак рукой тише.
1 Италия находится на Балканском п-ове? Приседают тише
2 На территории Апеннинского п-ова теплый климат? Хлопок, руки вверх.
3 Горы Рима богаты строительным камнем и металлами? Руки вверх, хлопок.
-
Весталка-это жрица пастбищ и леса? Присед, тише
-
Ромул и Рем сыновья бога Марса? Руки вверх, хлопок
6. Сыновья Реи Сильвии были воспитаны собакой? Присед, тише
Учувствуют в физкультминутке
-
Сценка
После просмотра сценки: определите состав населения
Состав населения: историческое погружение: диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима
-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы - патриции,- коренные жители Рима!
-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!
-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!
Запись в тетрадях:
Патриции-полноправные жители Рима
Плебеи- переселенцы, неполноправные жители Рима
Отвечают о плебеях и патрициях
Записывают в тетрадях
-
Закрепление:
Кто такой Ромул?
Когда был основан Рим?
Кто такие патриции и плебеи?
Ромул был первым царём Древнего Рима 753 - 716 гг. до н. э.
В 753 году до н.э.
Население Рима.
-
Рефлексия.
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
1 Сегодня я узнал(а) ........................
2. Я выполнял(а) задания ........................
3. Материал урока мне был: понятен / не понятен
Отвечают на вопросы
-
Домашнее задание.
Параграф 38, Задания на выбор:
-подготовить рассказ: «Я путешествую по Древней Италии»;
- нарисовать рисунок по легенде о Ромуле и Реме.
Записывают домашнее задание
-
Комментирование оценок
Приложение 1
-
Приложение 2
Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Одиссея. Одним из латинских городов правил царь Навуходоносор. У него была дочь Клеопатра. Злой брат Сет сверг Навуходоносора, а его дочь заставил стать весталкой. Клеопатра родила двух прекрасных близнецов, дочь и сына.
«Лжет и смерти не избежит! - вскричал Навуходоносор вне себя от гнева. - Эй, слуги! В волнах Нила утопите близнецов!» Слуги бросили корзину на мелководье. На жалобный крик прибежала собака, она согрела близнецов своим телом и накормила их своим молоком. Близнецов нашел пастух, принес их домой. Пастух назвал детей Афина и Марс. Став взрослыми дети решили основать новый город. Поссорившись с братом, Афина убила его и назвала город своим именем. Так в 776 году был основан город Афины.
Приложение 3
Состав населения: историческое погружение : диалог в двух лицах «Случай у ручья» ,прослушивая который ответьте, как назывались жители Рима
-Публий: Посторонись, простолюдин! Я из знатного рода Ливиев! Мы - патриции,- коренные жители Рима!
-Луций: -Да, это так, но без нас переселенцев, плебеев, вы не смогли бы развиваться и защищать свои границы. Мой отец- ремесленник. А старший брат несет военную службу!
-Публий:-Несчастные чужеземцы, - несите свой крест! И не переходите дорогу хозяевам этой земли, почитающим своих предков!