- Преподавателю
- История
- Конспект по истории на тему: Индийские касты
Конспект по истории на тему: Индийские касты
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Арисланова Д.Р. |
Дата | 01.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Индийские касты
Тип: Комбинированный урок
Цели:
-
образовательная: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией;
-
развивающая: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
-
воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, картина, видеофильм, контурная карта, учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. - М.: Просвещение, 2014.
Оформление доски:
- Термины:
Каста
Отшельник
Брахман
Шудра
Буддизм
Тема: Индийские касты.
Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
План урока:
-
Миф о происхождении четырех каст.
-
Жизнь брахмана.
-
Касты знатных воинов, земледельцев и слуг.
-
«Неприкасаемые».
Карта
-
Ход урока:
Этапы урока
Методическая деятельность учителя
Учебная деятельность учащихся
Оргмомент (2-3 мин.)
Заполнение журнала учителем, проверка готовности к уроку.
Дежурный сообщает количество присутствующих
Повторение ранее изученного (10 мин)
Объявление темы урока: Индийские касты.
Объявление цели урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
-
Где расположена Индия?
-
Как называются самые высокие горы в мире?
-
Назовите самые широкие и полноводные реки Индии?
-
Что выращивали на своих полях жители Индии?
-
Каких животных, обитавших в джунглях, больше всего боялись древние жители Индии?
-
Во что верили Древние индийцы?
Индивидуальный опрос учащихся (карточка № 4):
Задание. Заполните пропуски в тексте.
Индийцы почитали животных: ___________________________________, священной считалась _______________. Индийцы приручили ______________, одним из главных богов был мудрый __________________. Некоторые индийцы ходили со специальной ________________, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.
Записывают тему
Формулируют цель вместе с учителем, участвуют в диалоге
Учащиеся отвечают на вопросы,
Работают с картой.
Индивидуальная работа с карточками.
Выполняют задание.
Изучение нового материала (12 мин)
Проблемный вопрос: Какое деление было в индийском обществе и было ли оно справедливым?
Вопрос классу.
Ребята, что мы не знаем об индийском обществе?
Слово учителя: Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы - он умеют сражаться. Земледельцы, которые обрабатывают землю, пасут скот - появились из его бедер. а слуги, находятся ниже всех, потому что созданы из запыленных ступней его ног. Принадлежность к касте передавалась по наследству, поэтому человек, рожденный слугой мог стать только слугой.
Вопрос: Предположите, как жили и чем занимались представители каждой касты? (Слайд 4)
Слово учителя. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Жизнь брахмана делилась на три периода: учения, обзаведения семьёй, отшельничества. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю - тоже брахману - и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами.
Вопрос классу. Как вы думаете почему?
Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.
Вопрос к классу: Как вы думаете, к какой касте относились индийские цари?
Слово учителя: Индийские цари сами были из касты знатных воинов и окружали себя людьми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Люди из касты воинов считали, что их предками были древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэтому они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам. Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов. (Слайд 13)
Термины:
Каста - группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями.
Брахман - член высшей жреческой касты в Индии.
Шудра - член низшей из четырех каст в Древней Индии. Это слуги, наемные рабочие.
Отшельник - человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно. (Слайд 16)
Слово учителя: Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачугах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол - всё равно, что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу, то люди старались уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных существ. (Слайд 17)
Слово учителя: Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Главным мудрецом был Будда, он учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.
Слово учителя: Подробнее о Будде мы узнаем из отрывков мультфильма, который называется «Путь Будды».
Видеофильм «Путь Будды».
Работа с легендой о Будде.
Вопрос к документу:
Кто такой Будда?
Отрывок из мультфильма «Путь Будды».
Вывод: Таким образом, мы познакомились с Индийским делением общества на касты, изучили жизнь людей каждой касты и пришли к выводу, что деление общества было не справедливым, т.к. главное - это личные достоинства человека, а не его происхождение.
Отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию. Воспринимают на слух информацию.
Отвечают на вопрос.
Воспринимают на слух информацию.
Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию. Воспринимают на слух информацию. Отвечают на вопросы.
Переносят термины в тетрадь
Смотрят презентацию воспринимают на слух информацию.
Смотрят мультфильм.
Работают с легендой.
Учащиеся изучают документ и отвечают на вопрос.
Формулировка вывода вместе с учителем.
Физкульт минутка( 2-3 мин.)
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Под руководством педагога школьники выполняют упражнения
Закрепление (5-7 мин.).
Карточка № 7
Задание: Заполните таблицу.
Выполняют карточку, участвуют в диалоге с учителем, высказывают и обосновывают
свою точку зрения,
совместное обсуждение
полученных результатов.
Домашнее задание (3 мин.)
Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. - М.: Просвещение, 2014. Выучить термины. Ознакомиться с параграфом № 21.
Творческое задание - подготовить доклад о культуре Индии.
Записать домашнее задание
Рефлексия(5 мин.)
Обсуждение подготовки учащихся к уроку. Какие трудности у вас появились в процессе работы? Есть ли вопросы по прослушанному материалу? Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение об уроке. Совместно с классом формулирует выводы по пунктам урока.
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке. Диалог с
учителем, формулирование
выводов
Подведение итогов (3 мин.)
Выставление оценок
Получение оценок и заполнение
Дневников.