План-конспект урока по истории на тему Петр 1 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по истории в 7 классе.

Тема: Петр 1. Россия на рубеже XVII и XVIII веков.

Цели:

1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.

2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.

3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.

План урока

I. Проверка домашнего задания

Составить синквейн:

Тема 1: Симеон Полоцкий

Тема 2: Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

Тема 3: Василий Васильевич Голицын

Тема 4: Юрий Крижанич

II. Изучение нового материала

1. Детство Петра.

2. Двоецарствие. Царевна Софья.

3. Начало царствования Петра.

4. Азовские походы.

5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.

Оборудование: карта «Европа в конце XVII-XVIII веке», экран, видеопроектор, карточки с заданиями для групп, слайды (прилагаются).

Ход урока

1. Организационный момент.

(Вступительное слово учителя. Погружение в тему учащихся).

В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра.

- Николай Михайлович Карамзин, русский писатель и историк считал, что «Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию».

- «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин.

Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда - всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.

Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.

Сегодня мы проводим урок по теме " Петр I . Россия на рубеже веков". (Слайд 1)

Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России - Петру Великому!

Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:

Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).

Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете? (высказывания учащихся).

А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).

Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы понять, что повлияло на формирование личности Петра, какие события в его жизни можно назвать настоящими «уроками жизни», чтобы представить причины его реформ в будущем.

А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике. (Слайд 2)

Сей шкипер был тот шкипер славный, славный,

Кем наша двигнулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля!

Недаром, ребята, великие люди того времени также восхищались этой личностью.

Но мы уже говорили и о других людях, внесших большой вклад в дело становления России XVII. Давайте вспомним их, для этого выполним задание!

А беседу о Петре Первом мы продолжим через некоторое время.

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)

Выполнение синквейна по 4 группам.

3. Изучение нового материала.

1) Детство Петра. (Слайд №4). А теперь, продолжим наш разговор о великом царе Петре 1 и познакомимся поближе с ним. О детских годах его жизни расскажет Кельгаева Надя.

(Сообщение ученицы Кельгаева Н./Байкова М.): (уч. стр. 99-100) (Слайды 5 - 11)

С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель - дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто.

2) Двоецарствие. Царевна Софья.

(Рассказ учителя)

(Слайд 12.) По закону на престол должен сесть Иван, но он слаб умом и болен физически, поэтому первоначально царем провозглашен Петр. Но родственники Ивана - Милославские были с этим не согласны, они подкупили стрелецкое войско и стрельцы с бунтом пошли в Кремль, с уверениями, что бояре-изменники задушили царя Ивана. В результате погибли некоторые Нарышкины - родственники царя по материнской линии.

Царями были провозглашены оба, а Софья до их совершеннолетия - регентом. Фактическая власть перешла к Софье.

(Слайд 13). Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое -у иноземцев в Немецкой слободе.

(Слайд 14). У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие.

(Слайд 15). Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.

(Слайд 16). Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

3) Начало царствования Петра.

(рассказ ученицы Дирьгина Ю./Азяева И.)

(Слайд 16). В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке - Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра. Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.

Игра «Снятые вопросы». (работа по карточкам).Раздаются карточки №1, №2,№3, четвертая парта - эксперты, они будут оценивать вместе со мной ваши ответы).

(задания дифференцированные).

За одну минуту заполните пробелы в карточках, убирая вопросительные знаки. Вас проверят эксперты из соседней группы по данным мною ключам. Количество снятых вопросительных знаков - это количество баллов.

Работа по карточкам:

Карточка № 1

Петр I родился в году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал . Петра стали обучать с возраста. Первым учителем стал дьяк .

Карточка №2.

Петр в свободное время уезжает в , где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием и два полка.

Испуганный известием о мятеже Петр уезжает в Троице-Сергиеву .

Карточка №3.

Петр написал письмо Ивану и потребовал править . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в . Так начинается

правление Петра. Иван умирает в году.

Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский полк, Семеновский, Лефортовский, Меньшиковский.

Ответы (Слайд 17)

4) Азовские походы. (рассказ по карте и по слайдам учителя)

(Слайд 18) Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники - Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года - Указ о походе на Крым. Решено было взять крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Первая осада Азова была неудачной, основная причина - в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и за один год появился пусть не очень качественный, но флот.

Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят. Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве.

Работа по документам на основе текста учебника 1 вариант- :

(По карточкам на 2 варианта).

В архивах мы нашли документы этого периода. Письмо Петра I и донесение турок своему султану. Ознакомьтесь с ними, выполните задания. Кто быстрее выполнит задания, будет считаться участником Азовских походов. Две группы получают письмо Петра I князю П. Ю. Ромодановскому («Петр I» А.Н. Толстой). Две другие группы получают донесение турок своему султану (текст с ошибками, придуманными учителем).

Письмо Петра I.

«Мин герр кениг… По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно Петр».

Вопрос: Показать на карте. О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?

Задание: Отметьте основную причину неудач Азовских походов Петра I.

А) затяжной характер кампании;

Б) отсутствие единого военного командования;

В) слабая артиллерия;

Г) отсутствие у России союзников;

Д) отсутствие у России флота;

Е) оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы.

Донесение турок своему султану.

«Всемилостивейший султан!

Да продлит Аллах дни твои! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.

А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 46 галер, 4 крупных корабля, 8 брандеров, 2600 стругов. А командовал ими сам царь - Петр!

Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.

Года 1693».

Задание: Найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на стр. 102 учебника.

Проверка правильности выполнения заданий. Пятибалльная система: 5-количество ошибок.

(Слайды 20, 21). Задание . Назовите даты первого и второго Азовских походов, время, которое длилась осада Азовской крепости. Покажите на карте крепость Азов. Назовите и покажите на карте город, на верфях которого был построен первый русский военный флот.

Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу надо еще удержать. А для этого нужны союзники. И Пётр посылает в Европу посольство.

Проверка (Слайд 23)

5) Великое посольство. (1697-1698)

(работа по группам по тексту учебника)

(Слайд 22-24). Великое Посольство и было великим - 250 человек во главе с Лефортом, Головиным и думным дьяком Вознициным.

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

(Слайд 25). Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.

(Слайды 26-27). Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Но итог Великого Посольства был очевиден. И об этом расскажете вы сами.

Работа по учебнику:

Вам как солдатам «потешных полков», и участникам Азовских походов даются задания, а информацию для их выполнения вы найдёте в ученике на стр. 99-104.

1 группа: о целях Великого посольства;

2 группа: указать на карте путь Великого Посольства флажками красного цвета;

3 группа: Подвести основные итоги Великого Посольства.

Итог урока.

Рефлексия.

(Беседа учителя). Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. На следующих уроках мы будем говорить о реформах Петра 1 в государстве: и в центральном управлении, и в церкви, и в Армии и во Флоте, в быте и образе жизни людей, в культуре и т.д.

Все это, конечно, имело большое значение для России и повысило авторитет страны в мире.

Начатые благие намерения великого императора XVII-XVIII вв., конечно же, находили и находят свое продолжение во все времена развития страны.

Говоря о сегодняшнем дне, вы видите, что руководство нашей страны тоже держит постоянно под контролем названные вопросы. Этот, 2014 год, вы знаете, у нас объявлен Годом культуры. Сейчас большое мероприятие проводится в Сочи - XXII зимние олимпийские и паралимпийские игры и т.д.

Нам предстоит еще несколько путешествий - уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями.

А сейчас давайте повторим все, что узнали на уроке.

Работа по схемам. (Слайды 33-34)

Д/З:

  • Учебник: §13

  • РТ стр. 38 задание 4

  • Презентация «Петр I»

Оценки.

6

© 2010-2022