Школа, научные знания Древней Греции

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа, научные знания и религия

Цели урока:

  • *Расширить знания учащихся о культуре Древней Греции, познакомить учащихся со школьным образованием древней Греции; с научными знаниями, религиозными праздниками;

  • подчеркнуть роль образования в развитии греческой цивилизации, показать её влияние на современное общество;

  • *Формировать умения работы с текстом, анализировать и сопоставлять факты.

  • развивать коммуникативные навыки, умение интегрировать знания;

  • *Воспитывать у учащихся стремление к познанию нового, умение ценить знания и применять их на практике.

  • воспитывать интерес к истории древних цивилизаций;

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: При проведении урока используются игровая, проблемная, исследовательская, информационная технологии.

Оснащение:

1.Мультимедиа

2.Карта "Древняя Греция" и атласы.

3.Презентация к уроку.

План урока

  1. Школа.

  2. Научные знания.

  3. Религиозные праздники.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!

Такими словами начинался урок в школах Древней Греции.

Объявление темы урока.

Целеполагание

Кстати, слово «школа» происходит от греческого «схоле», что означает «свободное время». В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.

Задание. Сравнить школу в Древней Греции и современную.

У нас сегодня с вами уникальная возможность побывать на уроках в греческой школе. Итак, вы - ученики в афинской школе.

Кого из вас привёл сюда педагог? Дети богатых афинян имели персональных педагогов. Это были старые и ни на что другое не годные рабы. В их обязанности входило сопровождение ребёнка до школы, наблюдение за тем, как его подопечный делал уроки. Рабы могли даже наказывать детей.

1 урок - чтение.

В какой из изученных нами стран легче всего было научиться читать? Почему?

Слайд Папирус с иероглифами, глиняная табличка с клинописью и финикийский алфавит.

Учитель:

- Вспомните, как выглядело египетское письмо?

- В чем недостатки египетского письма и клинописи?

Греки заимствовали свой алфавит у финикийцев, имевших только согласные буквы. С одной стороны удобно, слова занимают очень мало места. Но попробуйте расшифровать слово (записывается на доске) - ДМ (дом, дым, дама и т.д.). Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые на письме стали обозначать и гласные, и согласные буквы. При помощи 24 букв греки могли передавать всё звуковое многообразие. Многие народы используют греческий алфавит для своего письма (например, русский, французский, английский). Овладеть грамотой стало значительно проще, и поэтому в Греции грамотный человек не был редкостью, как в Египте.

Прочитайте, что написано: ∑ΛΛΑΔΑ? Что это означает? Почему смогли прочитать?

Слайд. Греческий алфавит.

При обучении грамоте учитель читал вслух текст, написанный на папирусе. Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное. Слайд.

2 урок - письмо.

Древние греки учились писать на дощечках, покрытых воском. Писали металлической палочкой с острым и тупым концом - она называлась стилем. Слайд

Задание. Возьмите и вы свои дощечки (может быть картон со слоем пластилина) и напишите слово, как греки называли свою родину. А теперь напишите своё имя греческими буквами. У кого из вас имя греческого происхождения? Кто знает, как оно переводится? (Учитель называет имена детей, какие есть в классе и их перевод).

3 урок. Счёт.

Греческий счет. Слайд.
1 ένα - Эна; 2 δύο - дИо; 3 τρία - трИя; 4 τέσσερα - тЭссэра; 5 πέντε - пЭндэ; 6 έξι - Экси; 7 εφτά (επτά) - эфтА (эптА); 8 οχτώ (οκτώ) - охтО (октО); 9 εννιά - энниА; 10 δέκα - дЭка

Как бы древние греки сказали: 1, 3, 8, 10? Или: сколько будет? 3+5= 8; 6+4= 10; 8-6 = 2

(Можно предложить задачу: Деметриос шалил на уроке и получил 5 ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан тремя ударами. Сколько ударов нанёс учитель в течение урока?)

Знакомо ли вам название цифр?

С 12 лет мальчики посещали еще одну школу - палестру ("пале" - борьба) - школу борьбы (гимнастическую). Слайд. Здесь обучали не только бегу, борьбе, кулачному бою, но и походке, осанке, манерам. Вот и мы с вами давайте проведём занятие как в палестре.

Физпауза. Встали, стали ровно, потянулись, спинки выровняли. Бег на месте. Для борьбы нужна сила - руки в кулаки и к плечам. Повернулись друг к другу, улыбнулись, поприветствовали один одного.

Дети богатых продолжали обучение в гимназиях, слушали лекции учёных, ораторов, учились петь, играть на лире, танцевать. Слайд.

А теперь познакомимся с наиболее известными учёными Древней Греции.

Одним из них был Аристотель. (Записать в тетрадь) Он все знания разделил по отраслям и объединил в самостоятельные науки: ботаника, физика, политика.

А чем известны другие учёные? Найдите ответ в учебнике, пункт 2.

Учащиеся читают текст, а потом отвечают на вопрос.

Гиппократ - врач, учил, что надо восстановить силы самого человека для излечения. Клятва Гиппократа - основа поведения врача (приходить на помощь в любое время; делиться знаниями с другими; сохранять врачебную тайну больного).

Сократ - философ, учил, что смысл жизни человека - делать добро.

Демокрит - учёный, утверждал, что «весь мир состоит из атомов» - маленьких частиц.

Парменид - географ, считал Землю шаром.

Эратосфен - подсчитал длину окружности земного шара.

Давайте и мы проверим знания по географии.

  • Вспомните, как называется полуостров, на котором расположена Греция?

  • Какие моря омывают полуостров?

  • Какое государство находится на севере Балканского полуострова?

  • Где произошла битва греков и македонян?

  • Покажите путь войска А. Македонского.

  • Показать границы державы А. Македонского

Геродот - «отец истории», написал «Историю», посвящённую греко-персидским войнам.

Причины событий объяснял по-своему. ( Рассказать о перстне Поликрата)

Вы научились сегодня читать и писать на прекраснейшем эллинском наречии. Но самое ценное из искусств - искусство красноречия. Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою положить его на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через десять минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой; так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первое упражнение.

Вызываются два ученика, им предлагается, говоря одновременно, в течение одной-двух минут, не прерываясь, хвалить друг друга.

Какие качества нужны были ораторам для победы?

Закрепление.

Почему в Греции было много грамотных?

Кто мог учиться в школах?

*Сравнить школу Древней Греции с современной

С какими учёными познакомились?

Наш урок подошёл к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Завтра всенародный праздник - Панафинеи. Вы побываете на празднике и расскажите о нём на следующем уроке.

Но пусть же все увидят, что вы стали образованнее и взрослее, что вы калой кай агатой.

Учитель объявляет итоги урока, оценивает работу учащихся.

Положите на мой стол таблички с вашими греческими именами (на обороте написаны реальные фамилии). Хайрете!

Домашнее задание: §12, вопросы

Урок подготовила Ващенко В.В., учитель ГУО «СШ №14 г. Новополоцка»



© 2010-2022