- Преподавателю
- История
- Урок на тему: Ассирийская держава
Урок на тему: Ассирийская держава
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Волчанова Н.И. |
Дата | 26.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.
Воспитательная: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.
Развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на исторические документы. Развивать мыслительные способности учеников.
Тип урока: урок- путешествие.
План урока.
-
Освоение железа.
-
Ассирийское войско.
-
Завоевания ассирийских царей.
-
Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.Вводное слово учителя
Постановка
задачи
Закрепление
Умения
работать с
исторической
картой
Вопрос учителя
Составление портрета ассирийского воина
Нанесение на карту стран и стрелочек
-Здравствуйте, ребята!
Сейчас я вам загадаю загадку:
Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?
Ответы: мог (не мог )
Ребята, подумайте, с чем у вас ассоциируется лев?
- Силой, могуществом, храбростью, царствованием итд…
Молодцы!
Правильно. Ведь Тигр - это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Древней Ассирии города Ниневии.
Как вы думаете, а что такое Ассирия? (страна)
Ребята, Ассирия - великая держава.
А кто знает, что такое держава?
Держава - большое и сильное государство.
Так какая сегодня будет тема нашего урока?
- «Ассирийская держава»
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. (Ответы уч-ся)
Хорошо. А хотелось ли вам стать очевидцами тех событий, которые происходили в том далеком прошлом?
-Да
Сегодня у нас появилась такая возможность. Мы совершим туда путешествие. Хотите?
Как вы думаете с помощью чего мы сможем это сделать?
- Машины времени.
Ребята, путь нам предстоит очень долгий. Пристегните ремни. Мы отправляемся в путешествие! (закрыли глаза и представили) МУЗЫКА - взлетающая ракета
ПРИЛЕТЕЛИ
Ребята, чтобы узнать все о стране Ассирия, давайте разделимся на 3 маршрута, пройдя которые, каждая группа поделится новыми знаниями.
КЛАСС РАЗДЕЛЕН НА 3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ:
-
Картографы
-
Воины
-
Завоеватели
ДАЮ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
-
Картографы
Ребята, перед вами лежат элементы, принадлежащие легенде карты «Ассирийская держава в 8-7 веках до н.э.» Эта карта у вас расположена в учебнике на стр. 33. Ваша задача «оживить» карту, нанеся на нее нужные элементы, так же вы можете обратиться к учебнику, стр. 86 П. 18, 1 пункт. Задание понятно? Приступайте.
-
Воины
Ваша задача создать образ ассирийского воина (Ватман с изображением головы воина, на столе лежат элементы, из которых нужно составить воина) и рассказать о нем. Для этого вам необходимо ознакомиться с п. 2 п. 18 на с. 86-87.
-
Завоеватели
А вам ребята, на основании документов рассказать о завоеваниях ассирийских царей и показать на карте завоеванные страны с помощью заготовок, лежащих у вас на столе.
ОТВЕТЫ ГРУПП
1 Картографы
Древняя Ассирия располагалась в верхнем течение реки Тигр. Вдоль реки Тигр - плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием. (наносят на карту колос пшеницы) ; степи удобны для скотоводства (наносят верблюд, лошадь, осел);
на севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься различным ремеслом (наносят условные знаки медь и железо)
- Ребята, а что нового появилось в жизни людей?
- Освоение железа
-Совершенно верно. Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. Ещё раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.
Беседа
- Как это открытие (освоение железа) могло повлиять на жизнь людей?
-
Это привело к изменению орудий труда человека.
-
С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы.
-
Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга.
-
Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.
- Молодцы ребята!
2. Воины
- Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. Чего они хотели добиться от своего войска?
Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов
Ассирийские воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.
Поэтому ассирийская армия была непобедима. Ассирийцы первыми начали использовать конницу.
Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей?
Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно.
Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки.
- А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно?
Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится пробой.
МОЛОДЦЫ
Ребята, как вы думаете, а почему столицу Ассирии город Ниневию называли «городом крови»?
3. Завоеватели.
Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих разведчиков, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.
- А как относились завоеванные народы к ассирийцам?
Ответ: Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.
Ребята, а какие страны были завоеваны Ассирией?
Это Двуречье, Финикия, Урарту, Египет. Наносят стрелки на карту
Обратите свое внимание на картину «Возвращение Ассирийского царя из похода»
Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными?
Картина вопросы доп материал
-Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!
Молодцы
Как вы думаете почему побежденные страны отказывались повиноваться Ассирии? Аализ документов.
Документы
-
В 8 - 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, храмы и дворцы разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».
-
Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что можно сказать о завоевателях?
-
Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?
Как вы думаете почему побежденные страны отказывались повиноваться Ассирии?
Ответы учеников после анализа документов
-страшная жестокость ассирийской армии;
-убийство непокорных, массовые убийства;
- уничтожение храмов, дворцов;
- уводили людей в плен;
- увозили всё ценное к себе
за всё это ассирийцы вызывали ненависть к себе.
-Ребята, как вы думаете, зло должно быть наказано?
-Да
У меня в руках горстка земли из покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость Ассирийской державы?
- В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.
Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара.
Почему?
(Чтобы умереть вместе со своей державой)
Итак, ребята, почему же Ассирию называли «Логовище льва», а Ниневию - «город крови»,
Ответ: потому что ассирийцы были беспощадными воинами, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях, для них не было никаких преград.
Ребята, а хотели бы вы остаться в Ассирии?
-нет
Тогда давайте отправляться домой. Готовы? Полетели МУЗЫКА (летящая ракета)
Но вот и пошло к концу наше путешествие. Мы дома.
Ребята, на мой взгляд, вы сегодня все очень хорошо потрудились, а кого вы из своих товарищей вы бы отметили сами?
В память о нашем путешествии я бы хотела подарить вам богиню истории «Клио». Спасибо за урок!