Урок на тему: Ассирийская держава

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей открытия железа, показать значение этого открытия для развития хозяйства и военного дела. Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и гибели Ассирии.

Воспитательная: воспитывать понимание того, что зло всегда наказуемо. Воспитывать интерес к предмету.

Развивающая: продолжить формировать умения работать с исторической картой, выделять опорные знания в тексте, иллюстрациях. Развивать монологическую речь учащихся с опорой на исторические документы. Развивать мыслительные способности учеников.

Тип урока: урок- путешествие.

План урока.

  1. Освоение железа.

  2. Ассирийское войско.

  3. Завоевания ассирийских царей.

  4. Гибель Ассирийского царства.

Ход урока.Вводное слово учителя

Постановка

задачи














Закрепление

Умения

работать с

исторической

картой



Вопрос учителя




Составление портрета ассирийского воина












Нанесение на карту стран и стрелочек

-Здравствуйте, ребята!

Сейчас я вам загадаю загадку:

Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре?

Ответы: мог (не мог )

Ребята, подумайте, с чем у вас ассоциируется лев?

- Силой, могуществом, храбростью, царствованием итд…

Молодцы!

Правильно. Ведь Тигр - это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Древней Ассирии города Ниневии.

Как вы думаете, а что такое Ассирия? (страна)

Ребята, Ассирия - великая держава.

А кто знает, что такое держава?

Держава - большое и сильное государство.

Так какая сегодня будет тема нашего урока?

- «Ассирийская держава»

Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. (Ответы уч-ся)

Хорошо. А хотелось ли вам стать очевидцами тех событий, которые происходили в том далеком прошлом?

-Да

Сегодня у нас появилась такая возможность. Мы совершим туда путешествие. Хотите?

Как вы думаете с помощью чего мы сможем это сделать?

- Машины времени.

Ребята, путь нам предстоит очень долгий. Пристегните ремни. Мы отправляемся в путешествие! (закрыли глаза и представили) МУЗЫКА - взлетающая ракета

ПРИЛЕТЕЛИ

Ребята, чтобы узнать все о стране Ассирия, давайте разделимся на 3 маршрута, пройдя которые, каждая группа поделится новыми знаниями.

КЛАСС РАЗДЕЛЕН НА 3 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ:

  1. Картографы

  2. Воины

  3. Завоеватели

ДАЮ ЗАДАНИЯ ГРУППАМ

  1. Картографы

Ребята, перед вами лежат элементы, принадлежащие легенде карты «Ассирийская держава в 8-7 веках до н.э.» Эта карта у вас расположена в учебнике на стр. 33. Ваша задача «оживить» карту, нанеся на нее нужные элементы, так же вы можете обратиться к учебнику, стр. 86 П. 18, 1 пункт. Задание понятно? Приступайте.

  1. Воины

Ваша задача создать образ ассирийского воина (Ватман с изображением головы воина, на столе лежат элементы, из которых нужно составить воина) и рассказать о нем. Для этого вам необходимо ознакомиться с п. 2 п. 18 на с. 86-87.

  1. Завоеватели

А вам ребята, на основании документов рассказать о завоеваниях ассирийских царей и показать на карте завоеванные страны с помощью заготовок, лежащих у вас на столе.

ОТВЕТЫ ГРУПП

1 Картографы

Древняя Ассирия располагалась в верхнем течение реки Тигр. Вдоль реки Тигр - плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием. (наносят на карту колос пшеницы) ; степи удобны для скотоводства (наносят верблюд, лошадь, осел);

на севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься различным ремеслом (наносят условные знаки медь и железо)

- Ребята, а что нового появилось в жизни людей?

- Освоение железа

-Совершенно верно. Ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. Ещё раньше они научились обрабатывать медь и бронзу. Но в отличие от этих металлов железо было прочнее.

Беседа

- Как это открытие (освоение железа) могло повлиять на жизнь людей?

  1. Это привело к изменению орудий труда человека.

  2. С помощью железных орудий труда можно было рубить лес, распахивать твёрдые почвы, копать глубокие колодцы.

  3. Со временем каждая семья могла изготовить себе топор, лопату, наконечник для плуга.

  4. Из железа можно было изготовлять и оружие для армии.

- Молодцы ребята!

2. Воины

- Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны. Цари этой страны создали большое и могучее войско. Чего они хотели добиться от своего войска?

Ответ: собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов

Ассирийские воины были вооружены железными мечами, боевыми топориками. Они имели круглые щиты, обитые металлическими бляхами, остроконечные шлемы, панцири и тугие луки.

Поэтому ассирийская армия была непобедима. Ассирийцы первыми начали использовать конницу.

Подумайте, какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей?

Ответ: ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно.

Также ассирийские воины умели переплывать реки. Они брали кожаные мешки, надували их воздухом, затем завязывали веревкой отверстие, и на этих мешках переплывали бурные реки.

- А ещё ассирийцы изобрели таран. Знакомо ли вам это устройство? Для чего оно?

Ответ: это бревно с наконечником, прикрепленное к подвижной деревянной башне. Лучники, стоявшие наверху, пускали стрелы. Другие лучники прятались внутри и были готовы броситься в атаку, как только в городской стене появится пробой.

МОЛОДЦЫ

Ребята, как вы думаете, а почему столицу Ассирии город Ниневию называли «городом крови»?

3. Завоеватели.

Во все области своей державы и соседние страны ассирийцы посылали своих разведчиков, которые следили за всем, что происходит и доносили в Ниневию. Царь вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, о передвижении вражеских войск или строительстве крепости. Узнав о планах противников, царь Ассирии незамедлительно громил врагов поодиночке, не давал им объединиться.

- А как относились завоеванные народы к ассирийцам?

Ответ: Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться.

Ребята, а какие страны были завоеваны Ассирией?

Это Двуречье, Финикия, Урарту, Египет. Наносят стрелки на карту

Обратите свое внимание на картину «Возвращение Ассирийского царя из похода»

Кто изображен в центре картины? Как обращаются с побежденными?

Картина вопросы доп материал

-Ответ: это ассирийский царь Ашшурбанапал. В колесницу вместо лошадей запряжены цари завоеванных стран. Какому страшному унижению они подвергаются!!!

Молодцы

Как вы думаете почему побежденные страны отказывались повиноваться Ассирии? Аализ документов.

Документы

  1. В 8 - 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, храмы и дворцы разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».

  2. Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Что можно сказать о завоевателях?

  1. Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

Как вы думаете почему побежденные страны отказывались повиноваться Ассирии?

Ответы учеников после анализа документов

-страшная жестокость ассирийской армии;

-убийство непокорных, массовые убийства;

- уничтожение храмов, дворцов;

- уводили людей в плен;

- увозили всё ценное к себе

за всё это ассирийцы вызывали ненависть к себе.

-Ребята, как вы думаете, зло должно быть наказано?

-Да

У меня в руках горстка земли из покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость Ассирийской державы?

- В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.

Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара.

Почему?

(Чтобы умереть вместе со своей державой)

Итак, ребята, почему же Ассирию называли «Логовище льва», а Ниневию - «город крови»,

Ответ: потому что ассирийцы были беспощадными воинами, жестоко подавляли восстания, на захваченных территориях, для них не было никаких преград.

Ребята, а хотели бы вы остаться в Ассирии?

-нет

Тогда давайте отправляться домой. Готовы? Полетели МУЗЫКА (летящая ракета)

Но вот и пошло к концу наше путешествие. Мы дома.

Ребята, на мой взгляд, вы сегодня все очень хорошо потрудились, а кого вы из своих товарищей вы бы отметили сами?

В память о нашем путешествии я бы хотела подарить вам богиню истории «Клио». Спасибо за урок!



© 2010-2022