Конспект урока Революция 1917 года

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 11 классе

Тема «ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА»

Работа над понятиями: революция - коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя.

Временное правительство - буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Двоевластие - сочетание двух властей в России после Февральской революции - буржуазного правительства и социалистических Советов.

Эпиграф «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь.»

Лермонтов М.Ю.

«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие"?

II. Изложение нового материала.

Что же представляла из себя ситуации в России к началу 1917 года?

  1. Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.

Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.

Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны - в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.

Кроме того:

  1. общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть - путём увеличения выпуска бумажных денег;

  2. покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп.;

  3. в стране назревал голод;

  4. хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 - 220%;

  5. З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;

  6. повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».

- А что же правительство?

Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров

Теперь настало время выделить главные причины революции.

На доске - перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года:

  1. Слабость самодержавной власти.

  2. Продовольственные трудности.

  3. Продолжение войны.

  4. Бездействие правительства.

  5. Революционные настроения в армии.

  6. Усиление национальных противоречий на окраинах России.

  7. Нерешённый вопрос о земле.

  8. Тяжёлое положение рабочих и крестьян.

  9. Военные неудачи.

- Какие из перечисленных проблем, существовавших в России к началу 1917 года были наиболее болезненными? Обоснуйте свой выбор.

Затем учащиеся определяются задачи революции:

  • свержение самодержавия и установление демократической республики; Замысел гос переворота, с целью замены николая2 на росс престоле более подход. Фигурой. Автором этой идеи был лидер октябристов гучков а.и. чит стр107-109

  • прекращение войны и заключение мира;

  • решение вопроса о земле;

  • установление 8-часового рабочего дня и улучшение положения рабочих;

  • решение национального вопроса.

Характер революции - буржуазно-демократический.

Существуют различные точки зрения на характер революции.

к началу 1917 года Росси стояла перед выбором: эволюция или революция.

Работа со схемой.

Россия

Эволюция Революция

26.02.1917.

- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?

  1. Ход революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь - февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Лозунги: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!».

Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

Правительство пыталось опереться на вооруженную силу - воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.

Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.

Cобытие

18 февраля 1917 г.

Рабочие Путиловского завода объявили забастовку

23 февраля 1917 г.

Демонстрация, во главе женщины, требовавшие хлеба и возвращения мужчин с фронта.

25 февраля 1917 г.

Всеобщая политическая стачка. Происходят столкновения рабочих с полицией и жандармерией.

26 февраля 1917 г.

Начался массовый переход солдат на сторону демонстрантов

27 февраля 1917 г.

Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключённые.

Двоевластие. Создание Временного правительства. 3.3 Двоевластие: суть и причины его появления.

Объяснение учителя:

В ходе восстания 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который возглавил Н.С.Чхеидзе (меньшевик)

Одновременно 27 февраля возник Временный комитет Государственной Думы во главе с М.В.Родзянко.

1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства во главе с князем Г.Е.Львовым.

"Состав Временного правительства":

Председатель - Львов Г.Е. (кадет)

Министр ин.дел.- Милюков П.Н. (кадет)

Министр военный - Гучков А.И. (октябрист)

Министр юстиции - Керенский А.Ф. (социалист)

Затем определяем, что такое:

Временное правительство - буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Петроградский Совет - имел реальную военную силу, но социалисты считали, что начавшаяся в России революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования в стране, поэтому возглавлять этот процесса должна была либеральная буржуазия.

Задача Советов - контроль за деятельностью Временного правительства.

Так в стране сложилось двоевластие.

3.4 Отречение от престола Николая II

В понедельник, 20 февраля, Николай II сообщил дворцовому коменданту генералу Войкову, что на среду назначает отъезд в Ставку, в Могилёв, откуда он уехал два месяца назад. Отъезд в Ставку император объяснял тем, что его тревожит ход подготовки весеннего наступления. К тому же, по его мнению, ничего серьёзного здесь, в столице, не произойдет: революционными выступлениями запугивают уже давно. В среду, 22 февраля, Николай II отбыл в Могилёв. Получая телеграммы о событиях, происходящих в Петрограде, в февральские дни, он не верил в серьёзность положения в столице. И лишь 28 февраля рано утром литерный поезд "А", в котором находился император, отошел от Могилевского вокзала, отправившись в Царское Село, но на станции Малая Вишера ночью 1 марта получил донесение, что близлежащие железнодорожные узлы заняты восставшими войсками. Царский состав повернул на Псков, где находился штаб Северного фронта. Открывалась последняя страница истории последнего царствования. 2 марта царь подписал Манифест об отречении.

Далее идет работа с документом "Манифест об отречении" по вопросам:

  1. Чем руководствовался Николай II, отрекаясь от престола?

  2. Кому он передавал русский престол? Почему не сыну?

  3. Какое решение принял Михаил? (Он объявил, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание)

2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.

2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).

Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.

Итоги и значение революции

Значение Февральской революции:

- ликвидация монархии;

- образование двоевластия.

Россия в условиях двоевластия.

Свержение самодержавия в Росcuи не принесло успокоения стране, так как революция решила политические задачи и не решила основных экономическиx, социальных и национальных проблем.

После событий февраля 1917 г. (отречение царя от престола, арест министров) перед Россией встал вопрос формирования нового правительства.

Новые органы власти: Петроградский Совет и Временное правительство, которое было сформировано Временным Думским комитетом, - отражали интересы двух направлений общественного движения: либеральное и революционное.

После отречения от престола Николая II монархические партии перестали существовать.

На сформированное Временное правительство возлагались большие надежды практически всеми слоями населения.

Тем не менее, в России сложилась система управления, которая получила название двоевластие - все государственные вопросы решались двумя органами власти: Петроградским Советом и Временным Правительством.

Узнав о сложившейся ситуации, в апреле в Петроград возвращается В.И.Ленин. И выступает с составленными им Апрельскими тезисами:

- полная дискредитация Временного правительства;

- ликвидация двоевластия

- передача власти Советам;

- перевыборы в Советы и приход в Советы большинства большевиков!

-мирный переход власти к большевикам;

-конфискация помещичьих земель и их национализация;

- введение рабочего контроля на производстве;

- создание единого национального банка.

Ленин оказался в меньшинстве, а Плеханов назвал тезисы «бредом», но большевики нашли свою социальную опору.

Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие - политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.

Почему революция стала возможной при благополучии, которое было в России? - ставит вопрос профессор истории Александр Данилов. - Причина - борьба элит в России за власть, именно они создали в стране политический и экономический кризис, и стихийность революционного движения была на самом деле тщательно организована, в том числе и с использованием возможностей германского генштаба.

- Катастрофической ошибкой Николая II стало вступление в Первую мировую войну. Она раскачала власть и страну, - считает Валерий Островский.

Конспект урока Революция 1917 года






Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти


Ставка

Начальнику Штаба.


В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной Думою признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном нашим, мы передаем наследие наше Брату нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

г. Псков.
2 марта, 15 час. 5 мин. 1917 г.

  1. Чем руководствовался Николай II, отрекаясь от престола?

  2. Кому он передавал русский престол? Почему не сыну?

  3. Какое решение принял Михаил ?



9


© 2010-2022