- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 7 класс ФГОС
Рабочая программа по истории 7 класс ФГОС
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Караметдин Р.Ф. |
Дата | 09.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны
«Гимназия № 57»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2016г.№1
Введено приказом от 29.08.2016г. №256
Директор МАОУ «Гимназия № 57»
___________ __________
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету история для 7А,Бкласса (2 часав неделю, 68 часов)
Составитель:Караметдинова Розалия Файзелхаковна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора Шакирова Л.Р._______ от_________20___г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29.08.2016г. №1
Руководитель МО Хайруллина Л.Х._______ от_________20___г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016г.
Планируемые результаты изучения истории Нового времениНазвание раздела
Предметные
метапредметные
личностные
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Европа в конце ХV- начале XVII в.
Выпускник научится:
применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• использовать историческую карту как источник информации, анализировать карту «Мир на заре нового времени», об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.; систематизировать информацию и наносить ее на контурную карту
• анализировать информацию различных источников всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп , рассказывать о значительных событиях и личностях данного периода,
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории Европы в конце ХV- начале XVII в.
Определять причины, предпосылки и последствия географических открытий, характеризовать деятельность конкистадоров. Объяснять значение абсолютизма для развития общества . Объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Определять причины и последствия Реформации; составлять исторический портрет личности, высказывать суждения о значении его идей
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств Европы в конце ХV- начале XVII в.
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие стран Европы в конце ХV- начале XVII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
2. Умение планировать пути достижения целей (при помощи учителя)
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
4. Владение основами самоконтроля, самооценки
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (при помощи учителя)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Смысловое чтение.
Коммуникативные УУД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:
-
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач
-
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования в мире профессий и профессиональных предпочтений, 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по истории Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Стран Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в. (английской революции XVII в.,
становление абсолютизма, Реформации и Контрреформации);
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время, причины и значение «революции цен» для развития экономики, грарной революции; б) эволюции политического строя в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) раскрывать смысл понятий капитализм, мануфактура, меркантелизм, протекционизм; е) художественной культуры Нового времени;
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств стран Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие стран Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
Страны Востока в XVI-XVIII вв.
• использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, завоеваний, колонизации
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Стран Востока в XVI-XVIII вв.
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран Востока в XVI-XVIII вв.
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие стран Европы и стран Востока в XVI-XVIII вв., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству.
Р а з д е л I. Россия в XVI веке.
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVI веке (реформ, взаимодействий между народами и др.);
• описание условий существования, основных занятий,
образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
определение и использование исторических понятий и терминов: Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.;
описывать территориальные границы России в динамике, разбираться в истоках опричного террора в России, составлять схемы и давать сравнительное описание органов системы управления Россией, составлять обобщающие таблицы, объяснять изученные положения на конкретных примерах, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации; раскрывать цели, итоги внешней политики России в XVI веке
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
2. Умение планировать пути достижения целей (при помощи учителя)
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
4. Владение основами самоконтроля, самооценки
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (при помощи учителя)
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Смысловое чтение.
Коммуникативные УУД
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
-
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
-
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
-
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:
-
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач
-
использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
-
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
-
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога;
·
6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
расширение опыта конструктивного взаимодействия в
школьном и социальном общении.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, уважение к истории культуры своего Отечества, потребность в общении с художественными произведениями)
Р а з д е л II. Смута в России
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории
Смутного времени в России
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий
и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения
к дискуссионным проблемам прошлого;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов: «Заповедные лета», «урочные лета»,
выделять этапы закрепощения крестьян, составлять схемы, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации (Михаил Романов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский);обобщать сведения в форме таблицы, дать оценку событий Смутного времени, выразить свое отношение к роли национально- освободительного движения в истории Смутного времени, определять историческое значение окончания Смуты и восстановление российской государственности, давать сравнительную характеристику Первого и Второго ополчения
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических памятников своего города, края и т. д.
Р а з д е л III. Россия в XVII веке
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий,
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVII веке (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.);
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII веке ; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
определение и использование исторических понятий и терминов: Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта.
Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.
характеризовать политику первых Романовых, описывать территориальные границы России в динамике, выделять особенности формирования сословий, их прав и обязанностей; описывать различные сословия в XVII в., выделять новые черты в экономическом развитии России XVII в., раскрывать на
примерах уровень развития хозяйства и торговли, в том числе и с опорой на карту;
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVII вв.;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий
и оценок исторических событий и личностей;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств
различных исторических источников, выявление в них
общих черт и особенностей;
• описание условий существования, основных занятий,
образа жизни народов России, исторических событий
и процессов;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей
(в связи с понятиями «централизованное государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи
между социальными явлениями и процессами, их влияния
на жизнь народов России; • использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду
в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Р а з д е л IV. Культурное пространство
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; давать сравнительную характеристику дворцового и народного быта, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси
и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа
и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду
в целом, так и по отдельным тематическим блокам
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
• сравнивать культурное развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества
Формирование основ экологической культуры
Р а з д е л V. Региональный компонент
соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• поиск и презентация материалов истории своего края,
страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на
территории современной Российской Федерации;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду
в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предметаНазвание раздела
Краткое содержание
Количество часов
Европа в конце ХV- начале XVII в.
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
16
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Европейская культура XVI-XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
4
Страны Востока в XVI-XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегунатаТокугава в Японии.
2
Россия в XVI веке.
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа - формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
15
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
4
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с ЗапорожскойСечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
17
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент. Наш регион в XVI - XVIIвв
"Казанская война" 1552-1557 гг. Руководители повстанцев, главные очаги восстания, основные события и итоги. Восстания 70-80-х гг. XVI в. Исторические последствия завоевания Казанского ханства.
Формирование системы управления Казанским краем. Воеводы, воеводства, "дороги". Приказ Казанского дворца. Татарская судная изба. Строительство городов, засечных черт - опорных пунктов новой власти, колонизации в Поволжье. Казань во второй половине XVI в.
Формирование сословия служилых татар. Старотатарская слобода Положение ясачных людей. Изменение социального и национального состава населения. Русские помещики, церковь и монастыри в крае. Русское трудовое население.
Политика христианизации в крае. Казанская епархия. "Наказная память" Ивана IV. "Новокрещены". Указ Фёдора Иоанновича.
"Крестьянская война" начала XVII в. в Среднем Поволжье. Причины, особенности и ход крестьянского движения в крае. Авантюра Н. Шульгина. Еналеевское восстание.
Занятия и положение основных групп населения. Ясачное крестьянство. Русское сельское зависимое население. Изменения в положении служилых татар. Ремесленники, торгово-промышленное население. Служилые новокрещены и расширение их прав. Усиление политики христианизации.
Народы Среднего Поволжья в движении С. Разина: причины участия и многонациональный состав участников. Прелестные грамоты С. Разина. Очаги восстания в крае. Последствия движения для народов Среднего Поволжья.
10ч.
Календарно-тематическое планирование
УМК: 1. О.В.Дмитриева. Всеобщая история. История Нового времени, конец XV - XVIII век. 7 класс. М.: Русское слово, 2015.
2.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В, Токарева А.Я. История России. 7 класс. В 2 ч., под редакцией А.В.Торкунова. М.: Просвещение,2016.
3. И.А.Гилязов, В.И.Пискарев. История Татарстана. Вторая половина XVI - XVIII века . 7 класс. Казань, 2012.
Изучаемый раздел, тема урока
Количество часов
Календарные сроки
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые сроки
Фактические
сроки
1
Понятие «Новое история». Хронологические рамки Новой истории
1
02.09Б,
03.09А
Определять значение понятия Новое время.Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире. Определять место истории Нового времени на ленте времени, устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в военном деле, хозяйстве и социальных отношениях в Европе
Европа в конце ХV- начале XVII в. (15ч)
2
Великие географические открытия и их последствия.Старый и Новый Свет
1
07.09
Характеризовать причины и предпосылки Великих географических открытий, наносить информацию на контурную карту. Составлять исторические портреты первооткрывателей и определять и аргументировать свое отношение к ним.
3
Колониальные захваты.Расширение внутреннего и мирового рынка.
1
09.09,
10.09
Разъяснять причины и значение «революции цен», анализировать текст о развитии капиталистических отношений, систематизировать информацию, составлять логическую схему
4
Гуманизм. Мир человека в литературе раннего Нового времени.
1
14.09
Характеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в XVI-XVII вв. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества
5
Высокое Возрождение: художники и их произведения.
1
16.09,
17.09
Характеризовать установление преемственных связей между культурами античности и Возрождения, формирование собственного впечатление от произведения искусства. Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения
6
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в.
1
21.09
Анализировать текст о развитии капиталистических отношений, систематизировать информацию, составлять логическую схему. Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время.
7
Зарождение капиталистических отношений.Возникновение мануфактур.
1
23.09,
2409
Раскрывать значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм.Определять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства.
8
Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв.Развитие товарного производства
1
28.09
Объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Раскрывать значение понятий меркантилизм, протекционизм.
9
Реформация. Крестьянская война в Германии.
1
30.09,
01.10
Анализировать карту распространения Реформации и стран, проводивших политику Контрреформации, наносить информацию на контурную карту. Характеризовать основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей.
Раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация.Определять причины и последствия Реформации; составлять исторический портрет личности (Жан Кальвин, Мартин Лютер) высказывать суждения о значении его идей
10
Контрреформация.Борьба католической церкви против реформационного движения.
1
05.10
11
Англия, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе
1
07.10,
08.10
Определять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Характеризовать, используя карту, о процессы формирования централизованных государств в Европе. Определять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время.
12
Франция на пути к абсолютизму. Религиозные войны.
1
12.10
Определять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Излагать основные события и итоги религиозных войн ХУ1- ХУП вв. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним.
13
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
1
14.10.
15.10
Характеризовать причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира.
14
Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира, выдающиеся ученые и изобретатели
1
19.10
Характеризовать достижения науки нового времени. Анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами.
15
Литература и искусство XVI-XVIII вв. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра.
1
21.10,
22.10
Характеризовать художественные стили европейского искусства ХУ1-ХУШ вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы.
Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях.
16
Повторительно-обобщающий урок по теме«Европа в конце ХV- начале XVII в.»
1
26.10
Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении исторических событий данного периода
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.(4ч)
17
Нидерландская буржуазная революция
1
28.10,29.10
Характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории.
18
Английская буржуазная революция
1
09.11
Систематизировать материал по истории Английской революции ХVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.)
Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлять характеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказывать суждение о значении Английской революции ХVII в. Для британской и европейской истории.
19
Реставрация монархии. Итоги и значение революции.
1
11.11,12.11
20
Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе
1
16.11
Характеризовать особенности развития стран Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.
Страны Востока в XVI-XVIII вв.(2ч)
21
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания
1
18.11,19.11
Характеризовать действия турецких султанов, правителей государства Великих Моголов по созданию мощной империи, выделять и анализировать факторы, способствующие их упадку, группировать факты об истории османских завоеваний, об истории проникновения европейцев в Индию составлять хронологическую таблицу
22
Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегунатаТокугава в Японии.
1
23.11
Характеризовать особенности географического положения и природных условий Китая и Японии, определивших своеобразие их истории и культуры. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сегуната, высказывать суждения о политике «закрытия» Японии и Китая
Россия в XVI веке(15+6)
23
МириРоссиявначалеэпохиВеликихгеографическихоткрытий
1
25.11.,26.11
Планировать деятельность по изучению истории России XVI-XVII вв.Характеризовать источники по российской истории XVI-XVII столетий
24
Территория,населениеихозяйствоРоссиивначалеXVIв.
1
30.11
Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.
25
РоссийскоегосударствовпервойтретиXVIв. Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы
1
02.12,03.12
Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III
Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим» .Составлять характеристику (исторический портрет) Василия III. Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока.
26
ВнешняяполитикаРоссийскогогосударствавпервойтретиXVIв.
1
07.12
Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в.
27
НачалоправленияИванаIV. Регентство Елены Глинской.Период боярского правления
1
09.12,10.12
Подводить итоги правления Елены Глинской и боярского правления, сравнивать их между собой. Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV.
28
Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение.
1
14.12
Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Анализировать события 1547 г., указывать их причины и последствия. Характеризовать «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения. Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско.
29
Защита проектов по теме«Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.»
1
16.12.,
17.12
Показывать на карте государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.Характеризовать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов государств.Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
30
Внешняя политикаРоссии во второй половинеXVI в.: восточное и южное направления
1
21.12
Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, восточных рубежах Московской Руси
31
Освободительная борьба народов края
1
23.12.24.12
Характеризовать причины, цели и задачи «Казанской войны», «Черемиской войны», объяснять исторические последствия завоевания Казанского ханства, аргументировать оценку этого события
32
Формирование новых сословий
1
11.01
Характеризовать особенности формирования служилых татар, ясачных людей, религиозную политику правительства
33
Управление Казанским краем во второй половине XVI века.
1
13.01.14.01
Характеризовать новые органы управления, раскрывать значение понятий «служилые люди», «татарский голова», Приказ Казанского Дворца
34
Внешняя политикаРоссии во второй половинеXVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война
1
18.01
Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на западных рубежах Московской Руси. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны. Характеризовать причины неудач в Ливонской войне.
35
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
1
20.01,
21.01
Объяснять смысл понятий: заповедные лета, урочные лета, крепостное право, посад, гости
36
Опричнина. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Результаты и последствия опричнины
1
25.01
Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.
37
Итоги царствования Ивана IV.Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ
1
27.01.
28.01
Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана IV. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о них.
Обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного.
38
РоссиявконцеXVIв.Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова.
1
01.02
Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку
39
Церковь и государствовXVIв.Учреждение патриаршества.
1
03.02.
04.02
Объяснять значение учреждения в России патриаршества. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в.
40
Культура народов России в XVI в.
1
08.02
Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства. Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XVIв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации). Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.)
41
Защита проектов по теме: «Культура и повседневная жизнь народов России в XVIв.»
1
10.02,
11.02
42
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI -начале XVII в.
1
15.02
Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в в конце XVI -начале XVII в.
43
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
1
17.02,
18.02
Анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами.
Смута в России (4+1)
44
Смута в Российском государстве: причины, начало.
1
22.02
Объяснять причины кризиса власти. Объяснять смысл понятий: Смута, самозванец.
Раскрывать, в чем заключались причины Смуты. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России». Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I
45
Смута в Российском государстве: борьба с интервентами
1
24.02
25.02
Давать определение понятия интервенция. Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты. Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения. Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения. Завершить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России». Аргументировать оценку действий участников ополчений. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия II, польских и шведских интервентов, Первого ополчения.
46
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности.Итоги и последствия Смутного времени
1
01.03
Характеризовать последствия Смуты для Российского государства, аргументировать оценку этого события
47
Народные волнения начала XVII в
1
03.03,
04.03
Показывать на исторической карте направления походов отрядов под предводительством И.Болотникова, аргументировать оценку этого события
48
Повторительно-обобщающий урок по теме «Смута в России»
1
10.03,
11.03
Анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами.
Россия в XVII веке(17+3)
49
Экономическое развитие России в XVII в.Первые мануфактуры.
1
15.03
Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок. Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в.Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России.
50
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве
1
17.03.
18.03
Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; начать составление его исторического портрета. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Характеризовать власть первых Романовых, сравнивать ее с властью Ивана Грозного. Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы.
51
Изменения в социальной структуре российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
1
29.03
Начать составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Объяснять смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор. Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян.Объяснять смысл понятий: посадские люди, черносошные крестьяне.
52
Народные движения в XVII в.
1
31.03.
01.04
Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту). Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в. Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания. Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия
53
Восстание под предводительством Степана Разина.
1
05.04
Характеризовать личность и поступки Степана Разина, значение народной войны под его предводительством. Давать определение понятия крестьянская война. Показывать территории и характеризовать масштабы восстания (используя историческую карту).Показывать на исторической карте районы, охваченные восстанием Степенна Разина, сопоставлять их с районами восстания Болотникова, делать выводы
54
Восстание С.Разина в крае
1
06.04.
07.04
55
Россия в системе международных отношений: отношения со странами Европы
1
12.04
Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в.
Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.». Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России
56
Россия в системе международных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем
1
14.04,15.04
57
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России
1
19.04
Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, аргументировать оценку этого события.
58
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриархаНикона и раскол
1
21.04,
22.04
Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Алексея Михайловича.Давать определения понятий: церковный раскол, старообрядцы.Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума, используя для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников.
59
Русские путешественникии первопроходцы XVII в.
1
26.04
Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в. Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением.
60
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества
1
28.04.
29.04.
Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича. Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества
61
Культура народов России в XVII в.
1
03.05
Составлять описание памятников культуры XVII в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях деятелях отечественной культуры XVII в.
Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в.
Готовить сообщение / презентацию о жизни, быте и картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Восточная литература»: vostlit.info/ и другую информацию, в том числе по истории края)
Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.
61
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в
XVII в.
1
05.05.
06.05
63
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа
в XVII в.
1
10.05
64
Край в XVII в.
1
12.05,
13.05
65
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса
1
17.05
Анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами.
66-67
Защита проектов по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.»
2
19.05.
20.05,
24.05
Анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами.
68
Итоговое повторение и обобщение по курсу «История Татарстана XVI в.- XVIIв.»
1
26.05 27.05.