Технологическая карта урока по истории Древнего мира Финикия

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по ФГОС


Предмет: история

Класс: 5

Тема: Финикия

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Форма урока: урок -исследование.

Ф.И.О. учителя: Райку Оксана Геннадьевна, МОУ-СОШ с.Марфино Аткарского района Саратовской области.

Цель урока: Познавательный аспект: Дополнить представления о Древнем Востоке, познакомить с Финикией, формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, объяснить, от каких сил природы зависела жизнь жителей Финикии, занятиях финикийцев. Выяснить, как цвета природы оказывают влияние на цвет и форму одежды.

Задачи:

Предметные: Выяснить, какую роль оказывает природа и климат на занятия финикийцев(опираясь на социальный опыт и знание истории Египта),какой вклад в мировую культуру внесли жители Финикии

Обучающие: Определить, где располагается ,что окружает, чем могут заниматься жители, сформулировать представление о внешнем облике древнего народа

Развивающие: Продолжить развитие умения устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. развивать интерес к истории, искусству.

Воспитывающие: дать оценку финикийцам как мастерам своего дела-с профессиональной точки зрения; дать нравственную оценку финикийцам как пиратам и разбойникам через анализ исторического документа.

Метапредметные:

Развивать умения: работать с текстом; работать с иллюстративным материалом, анализировать исторический источник; устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, делать выводы; самостоятельно определять тему урока ставить цели урока

Личностные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию прошлого.

Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, мультимедийное учебное пособие «История» 5 класс., А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2014г, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, контурная карта,

Продолжительность: 45 минут. В основе построения урока - информационно-коммуникационные технологии, идеи личностно-ориентированного обучения.

Методы обучения: эвристический с элементами поисковой деятельности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная,

Планируемые результаты: Личностные: воспитание интереса к истории как науки. Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия. Предметные Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов - государств в Финикии. Города Финикии: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы - лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийский ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита.

Технологическая карта урока по ФГОС

Структура и ход урокаСегодня мы отправимся в страну, которая расположена на побережье Средиземного моря, У этой страны хорошие порты, есть крупные города, такие как Библ, Тир, Сидон. Для того, чтобы познакомиться со страной мы должны ответить на ряд вопросов.

1-Что (страна. почему она так называется)


2-Где-где располагается ,чем богата, чем могут заниматься жители этой страны

3- Кто соседствует с этой страной ,что можно продать в эти страны и что у них купить.

4-Как можно попасть в эту страну

Слайд 2

Прогнозирование темы урока.

Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов.

Познавательные Чтение легенды исторической карты, (организация работы в парах с атласами.)

Учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Желание познавательной деятельности.


3. Актуализация знаний


Какие варианты выбора путешествия можете предложить?-(корабли, верблюды ,конница)

Задача: определите ,какие города нам попадутся на пути нашего следования .

На контурной карте не забудьте отметить ваш вариант путешествия по стране.

Слайд 3-5


Предлагают варианты путешествия

Работают в парах

Работа с контурной картой


(организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на карте.).Отмечают на контурной карте города Финикии

Учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Желание познавательной деятельности.


4. Первичное усвоение новых знаний


Итак, как называется страна нашего путешествия? Почему она так называется?

На этот вопрос нам прислал с письмом подсказку финикийский купец, он прислал нам раковину, кусок пурпурной ткани и кедровую шишку.


Ваши версии?

Давайте прочтем письмо купца


. Оказывается, из морских моллюсков финикийцы добывали краситель для тканей, секрет его производства никому не открывали.. Эти ткани красивого пурпурного цвета сразу вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. От названия краски, возможно, произошло и название страны

2). Фин -- «хвойный» - действительно, здесь произрастал ливанский кедр, хвойное растение

А может эту страну назвали так потому, что они были великолепными строителями кораблей? По египетски «фенеху» - «строитель кораблей»,

Следующая цель нашего исследования-каковы природные условия и занятия финикийцев.

Для этого, рассмотрите физическую карту и определите. чем богата. Ученики выясняют природно-географические условия Финикии, сравнивают их с Египтом.

Вопросы для сравнения: местность, наличие рек, плодородие почвы, климат)

Финикия-_она расположена на узкой полоске земли между гор. Здесь росли ливанские кедры-великолепный строительный материал, много камня. также материал для строительства. финикийцы используя песок изобрели прекрасный материал -стекло.

Слайд 6-7)

(Слайд)

приложение 1)



Слайд 8



Слайд 9

(Слайд 10-12)


Учащиеся выдвигают свои версии Формулируют цели работы -создать образ страны .

Учащиеся читают документ, выдвигают свои версии



Ученики должны выяснить, почему в Финикии не могли расти финики Организует работу в парах - «Мозговая атака»

Цель: выяснить линии для сравнения,

«Прокладывают» путь из Египта в Финикию


Общеучебные Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Осуществляемые:

постановка темы, целей и задач урока, делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают Познавательные: извлекают необходимую информацию .

Формируемые:

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания устной форме; Познавательные, строят логическую цепь рассуждений; коммуникативные, умение работать в группе

Структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Работа с физической картой, сравнительный анализ физической карты Египта и Финикии..

Учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве

Желание познавательной деятельности.










Работа в сотрудничестве -умение анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию


5. Первичная проверка понимания


Создание системы заданий на актуализацию знаний по теме . Чем отличался образ жизни финикийцев по сравнению с египтянами и вавилонянами?

-Сделайте вывод, какие занятия были характерны для финикийцев? Есть ли там крупные реки как в Египте?

- Нет, таких крупных рек в Финикии не было.

В чем особенности- Финикийские города были независимыми государствами. Города защищали высокие каменные стены и башни. Дома там строили двухэтажные, с балконами, в городах возводились великолепные храмы и дворцы.

- Как вы думаете, какой был рельеф на территории Финикии, если «Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» - «скала»? (Горы и возвышенности)


Торговля играла совершенно особую роль в жизни Финикии.

Пожалуйста, используя текст учебника и наши знания о занятиях финикийцев, назовите товары, которые могли продавать и покупать финикийские купцы.

Имея прекрасные корабли, финикийцы отплывали всё дальше и дальше от родных берегов.

Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью?



Задание: К нам в руки попал еще один документ. Какой вывод можно сделать?

Источник: Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,

Злой кознодей, от которого много людей пострадало;

Он, увлекательной речью меня обольстив, Финикию,

Где и поместье и дом он имел, убедил посетить с ним.

В Ливии с ним в корабле, облетая моря,

Меня он плыть пригласил, говоря:

Товар свой там выгодно сбудем,

Сам же, напротив, меня, не товар продать там замыслил.

Ваши версии ответов…

О каком занятии финикийцев мы узнали? (Работорговля, торговля).

Предлагаю обратить внимание на еще один род занятий финикийцев-мореплавание. Строили прочные корабли, которым были не страшны штормы и бури. (Финикия славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Обратите внимание на слайд.Чем корабль финикийцев отличался от египетского корабля. Ваши версии?

Действительно. у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно - таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло).

Задание : Определите по карте места вероятных стоянок финикийских мореплавателей Чем могли они «поживиться»,что могли предложить жителям?.


У вас на столе еще один документ-легенда. Прочтите ее и попробуйте определить что за изделие появилось у финикийцев.

У вас на столах еще один источник-это легенда. Прочтите древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?

«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была … (стеклом)».

.

- Итак, финикийские мастера изобрели прозрачное стекло

Кстати, какие элементы необходимы для изготовления стекла?(сода, песок).Из стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы.

- В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии.


Мы с вами должны выяснить, что такое колония? Ваши версии..

Колония - поселение, основанное на чужой территории.

- Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.


А еще в ваших тетрадях мы можем найти подарок от финикийцев. Что вы видите в своих тетрадях?

Финикийцы подарили нам свой алфавит.

Возможно, самое великое достижение финикийцев - изобретение алфавита.

Алфавит - способ письма, при котором каждая буква соответствует только одному звуку.

Ваши версии для чего нужна была быстрая и более простая письменность? Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Определите, в чем особенность финикийского письма? Ответы на все эти вопросы найдите на странице учебника.

1.Каждый звук, являлся буквой и передавал один звук.

2.Таких букв было 22. Их запомнить мог каждый. Писать их легко. Буквы были расставлены в определенном порядке. Получился алфавит. Первой буквой алфавита была буква «алеф», или «а», второй - «бет», или «б».

3.Букв было 22 и все согласные, гласных букв

они не придумали.

4.Писали финикийцы справа налево, а не слева направо, как мы.

Мы почти все узнали об этом удивительном народе-финикийцы. Но как они выглядели, во что одевались-на этот вопрос нам предстоит ответить. О том как одевались египтяне нам подсказали фрески. И вот о том, как одевались финикийцы нам подскажут греческие вазы .и одежда современных жителей Ливана..

-в своей одежде использовали преимущественно лен. Финикийцы одевались в длинную тунику. Это была одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер, для того, чтобы скрывать от жара и не было холодно в ветреную погоду.. Одежда этого народа была яркой, иногда была украшена различными полосами . Часто украшалась вышивкой . На ноги одевали сандалии - их легко изготовить из кожи животных. а подошву-из дерева или твердой кожи.

Ткани были высокого качества из богатых городов - Тира, Библа и Берита. Финикийцы умели окрашивать ткани.

Излюбленным головным убором финикийцев остается красная цилиндрическая войлочная шапочка, которая, пережившая финикийцев и до сих пор в почете у жителей Северной Африки. Иногда женщины носили на голове платок

Слайд 13





На контурной карте отмечают города Финикии.

Местность имеет хорошие возможности для занятия ремеслами и торговлей

Ученики могут назвать товары, которые производили на продажу. И товары ,в которых сами нуждались.

Природные условия благоприятствовали выращиванию оливковых деревьев и винограда, из которых изготавливали вино и масло. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу т.к. в Финикии было мало простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран.




Учащиеся выдвигают свои версии




Познавательные, регулятивные, личностные Регулятивные

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию;

используют знаково-символические средства


Формируемые:

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные


Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.

Формируемые:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

структурирование знаний; анализ, сравнение,


Коммуникативные


Осуществляемые

слушают, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении

Формируемые:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные


Осуществляемые:

Оценивают вклад финикийцев в мировую культуру


Формируемые

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Осмысление опыта предшествующих поколений

Умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.
































Раскрытие смысла исторического понятия.



Определение и объяснение отношения к наиболее значимым событиям в истории и их оценка.


6.Первичное закрепление


На доске вывешены вопросы: Что, где,когда,как,почему.Учащимся предлагается ответить на эти вопросы по стране Финикия

Познавательные. Осуществляемые: делают выводы, логически рассуждают, анализируют, сравнивают, доказывают.Формируемые:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, доказательство, установление причинно- следственных связей


7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении


Подведем итог нашего исследования: карта может о многом рассказать, а также наши знания жизнь помогает через сравнение получать знание. Вы очень хорошо потрудились ,сделали работу в контурной карте, которая будет оценена, вам останется еще раз прочитать учебник. Возможно, вы захотите поискать дополнительный материал к уроку о Финикии.

Выставление оценок


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Достигли ли мы целей урока? На доске ждет нас

«Гора успеха» давайте покажем своими карточками на какую высоту вы сегодня поднялись.

Спасибо за урок, до свидания.


Регулятивные. Оценивают и выделяют, что, что узнали, что было интересно и в чем возникли затруднения

Формируемые. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения



© 2010-2022