Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Аннотация к учебной программе дисциплины « История Древнего мира. 5 класс»

Программа составлена на основе следующих документов:

  1. Закон Российской Федерации об образовании

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 17.12.2010 года № 1897.

  3. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312.

  4. Учебный план МБОУ « Основная школа №5» на 2016-2017 учебный год.

  5. Учебник «История Древнего мира» для общеобразовательных учреждений.

Цели:

  1. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  2. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  3. Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, традициями;

Содержание программы представлено следующими темами;

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методический комплект

  3. Изменения, внесенные в рабочую программу

  4. Требования к уровню подготовки учащихся

  5. Формы контроля знаний, умений и навыков

  6. Содержание тем учебного курса

  7. Основное содержание с конкретным распределением учебных

часов по темам/разделам курса «Всеобщая история»

  1. Список обязательной литературы для учителя

  2. Список дополнительной литературы для учителя

  3. Список используемой литературы для учеников

  4. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

  5. Календарно - тематический план ( приложение )

В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено 70 часов

(2 часа в неделю)








Пояснительная записка


Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) и авторской программы по Истории древнего мира А.А.Вигасина. Г.И.Годера и И.С.Свенцицкой.

Курс истории в 5 классе является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классах реализуются в рамках курса - «Всеобщая история. История Древнего мира». Внутренняя периодизация в рамках этого курса учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация программы исторического образования в 5 классе предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, традициями;

задачи обучения:

  • Формировать у детей общеучебные навыки, универсальные способы деятельности, ключевые компетентности;

  • Развивать рефлексивную деятельность, способность организации самостоятельной учебной деятельности;

  • Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в оценке исторических явлений.

Дисциплина « история Древнего мира» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Курс истории древнего мира является составной частью истории и формирует у учащихся базовые знания об исторической науке и древней истории человечества. Курс рассчитан на 105 часов

(3 часа в неделю). Он прослеживается процесс исторического развития от зарождения первобытного общества до падения Римской империи. В процессе изучения курса формируются представления об исторической хронологии, основных цивилизациях древнего мира и закономерностях их развития. Особое внимание уделяется формированию идей и культурных ценностей, знание которых продолжает оставаться актуальным в современном мире ( демократия, гражданское общество, гуманизм, патриотизм). В процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и инновационные технологии обучения. Активно используются авторские презентации и работа с интерактивной доской.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник. 5 класс

  1. История Древнего мира. Электронное приложение к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. 5 класс (CD)

  2. Г. И. Годер. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях

  3. Е. А. Крючкова. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс

  4. Н. И. Шевченко. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс

  5. История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD)

  6. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННУЮ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ


В связи с тем, что авторская программа А.А. Вигасина не содержит раздел «Что изучает история», но согласно инструктивно- методическому письму 2012-2013 года рекомендован для изучения. В связи с этим темы пропедевтического курса добавлены к изучению основных тем:

  • Урок № 3. Древнейшие люди. (Историческая карта)

  • Урок № 4. Родовые общины охотников и собирателей. (Знать своих предков - знать историю).

  • .Урок № 6. Возникновение искусства и религии. (Археология - помощница истории).

  • Урок № 11. Измерение времени по годам. (Измерение времени.)

  • Урок № 16. Как жили земледельцы и ремесленники. (Наука о народах и наука о прошлом).

  • Урок № 25. Повторение по теме «Древний Египет».

Авторская программа А.А. Вигасина не регулирует перечень дидактических единиц. Поэтому распределение количества часов, отведенных на изучение курса, на изучение той или иной темы, было распределено самостоятельно в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма 2012-2013 года.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную.

  • Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы;допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам; рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  1. определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  2. установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  3. осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.


Основное содержание с конкретным распределением учебных часов по темам/разделам курса

«Всеобщая история»


Темы

Количество часов

1

Что изучает история

1 час

2

Первобытное общество

7 часов

3

Древний Восток


21 час

4

Древняя Греция


22 часа

5

Древний Рим

19 часов

Всего: 70 часов


Список обязательной литературы для учителя:

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)

  2. Требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1235)

  3. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98. № 1236)

  4. Примерные программы по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263)

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. История Древнего мира: в 3кн./под ред. И.М.Дьяконова. М., 1999.

  2. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей./под ред. Е.А.Черкасовой. - М., 1993.

  3. Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 ч./под ред. М.А.Коростовцева. - М., 1990.

  4. Хрестоматия по истории Древней Греции./под ред. Д.П.Каллистова. - М., 2000.

  5. Хрестоматия по истории Древнего Рима/под ред. В.И.Кузищина. - М., 2003.

  6. Шраерман Е.М. Рабовладельческие отношения в Риме. М.,1998.

Список используемой литературы для учеников:

  1. Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1997.

  2. Головня В.В. История античного театра. М., 1995.

  3. Иди М. Недостающее звено. М., 1987.

  4. Ларичев В.Е. Сад Эдема, М., 1998.

  5. Матье Искусство Древнего Египта. М., 2008.

  6. Рубинштейн Р.И. Загадки пирамид. М, 1987.

  7. Суздальский Ю.П. На семи холмах. М., 1998.

  8. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 2001.

  9. Шахермайер Ф. Александр Македонский. М.,2001.

© 2010-2022