Урок истории на тему Тыл в годы войны (11 класс)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 11 классе «Тыл в годы войны».

Тесты:

1. С какого сражения начался коренной перелом в Великой Отечественной войне:

А) оборона Севастополя;

Б) битва за Москву;

В) Сталинградская битва.

2. Какие события второй мировой войны назвали «зимней войной»:

А) вторжение немецких войск в Польшу;

Б) советско-финская война;

В) ввод советских войск в Прибалтику.

3. Идея блицкрига была заложена германским генштабом в плане:

А) "Барбаросса";

Б) "Тайфун";

В) "Кремль".

4. В каком ряду названы выдающиеся военноначальники Великой Отечественной войны:

А) Фрунзе,Тухачевский;

Б) Чапаев, Каменев;

В) Киров, Брусилов;

Г) Жуков, Рокоссовский.

5. Результатом переговоров между Риббентропом и Молотовым стало:

А) Провал московских переговоров между СССР, Англией и Францией;

Б) Завершение военного конфликта на Дальнем Востоке;

В) Заключение пакта о ненападении;

Г) Подписание договора о дружбе и сотрудничестве.


Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: "Тыл в годы войны"

Цели урока:

1. Рассказать о значении подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны в тылу, об условиях жизни, труда и быта тружеников тыла в военное время.

2.Показать массовый героизм и самоотверженность на трудовом фронте нашего народа.

3.Подчеркнуть необходимость уважительного отношения к ныне живущим труженикам тыла, бережного отношения ко всему, что приближало нашу Великую Победу.

Советское общество в первый период войны - рассказ учителя.

Эвакуация предприятий. Харьковский электроаппаратный завод был эвакуирован в 1941г. в Чебоксары.

Накануне мы побеседовали с жительницей д. Вурманкасы Матюхиной А.М., она говорит,что сельсовет распределял по семьям эвакуированных. В их семью поселили 10 человек и несколько лошадей поставили в сарае. Лошади так изголодались, что сгрызли наши деревянные корыта. Она же рассказывает, что сушили картофель и отправляли на фронт мешками. Сельский совет давал план- сколько варежек, носков связать,сколько вырастить махорки. Как только над деревней пролетал самолёт, то все пугались, думали, что немцы, закрывали все окна, вешали на них одеяла, чтобы не было света. Страшно было...

Бывшая учительница нашей школы Олангаева А.Н. 98 лет рассказывает, как во время войны работала учительницей. Тогда писали на старых газетах или на полях старых книг. Во время каникул детей забирали ремонтировать дорогу у с. Ишаки, где таскали землю, камни на носилках.

А вот воспоминания учительницы начальных классов Салабайкасинской школы Репковой К.Т. Когда началась война, ей было 12 лет. Все трудились на полях, даже маленькие дети, всё делали вручную, в колхозе машин не было. Учебный год начинался с 1 октября, сентябрь ещё трудились. В выходные собирали птичий помёт, золу, так как не было удобрений. Вечерами перебирали от сорняков зерно. Питались очень плохо. В их семье не было коровы, а было две козы, но они утонули в погребе. Тогда стали доить овцу и это молоко пускали в суп, так как его было мало. С самого начала войны сушили сухари в каждой семье и если кого забирали на фронт, то сразу же отдавали ему мешок сухарей.

А вот что рассказывает мама учительницы математики Ританова Е.В.. Ей было тогда 8 лет, но каждый день взрослые забирали детей на работу, полоть на полях, ходили на сенокос, ворошили сено, собирали его, ходили в лес по дрова. Мы, дети ,весной обязательно выходили в поле, собирали гнилую картошку, чтобы кушать крахмальные лепешки .Эту картошку чистили ,мяли ,смешивали с мукой и лепили лепешку, ставили в печку.

Из воспоминаний Погодейкиной А.Р. мамы учительницы школы Погодейкиной В.М. из д. Вурманкасы. Её, и несколько человек из деревни отправили в Красночетайский район рыть окопы. Очень холодная зима была в тот 1941 год. Ноги грели у костра, лапти подгорали. Дети радовались, что завтра не будем работать. Но на утро бригадир нес новую пару лаптей. На сон отводилось 4-5 часов

Учитель: Я просила вас поговорить со своими родными о жизни и работе в тылу. Кто хочет нам об этом рассказать?

Рассказы учащихся.

Завершаем урок моим стихотворением:

Верьте, ребятишки!

Здесь когда-то школа наша на пригорке,

Как большой корабль вся стремилась ввысь.

А теперь здесь госпиталь, пахнет сильно хлоркой

И детей по классам мало, разбрелись.

Многих нет хороших, славных педагогов

Кто в тылу далеком или на войне.

И уже пришли к нам письма-похоронки

«Пал геройской смертью...

Ваш - сгорел в огне».

Нет у нас ни книжек, ни тетрадок новых

Пишем на газетах старых мы теперь.

Печка плохо топиться, на уроках холодно

И чернила мерзнут в пузырьке, поверь.

Вот закашлял снова старый наш учитель

Он, как молодые, рвётся все на фронт.

Навсегда запомнил я те слова простые:

«Верьте, ребятишки, Победа к нам придет».

Все мы, как большие, помогаем фронту

На полях и фермах трудится народ.

Верим, в 41-ом, к завершенью года

Армия родная вновь пойдет вперед.

Все сейчас на фронте, маршалы-солдаты

Тысячи писателей и поэтов там.

Многие погибли, их не ждать обратно,

Как Муса Джалиль или как Гайдар.

И сейчас про валенки где-то вновь Русланова

Песню перед боем вновь поёт бойцам.

А в тылу далёком бабушка иль мама

Всё окопы роет, дети, как вы там.

Да и мы, ребята, ручки вновь согреем,

И пойдём сегодня собирать золу.

Каждый нас, конечно, от души жалеет

Повидали все мы горе и нужду.

Но мы верим свято, в школе завтра снова

Старый наш учитель встретит у ворот

И сердца согреет, снова своим словом:

«Верьте, ребятишки, Победа к нам придёт!»

© 2010-2022