Тема урока Исследовательская деятельность во внеурочное время по краведению

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республиканский конкурс методических разработок дополнительного

образования детей



























Номинация туристско-краеведческая

Тема «Исследовательская деятельность по краеведению»







































Разработку подготовила

учитель истории и обществознания

МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3»

высшей квалификационной категории

Удиярова Татьяна Георгиевна









2013



Исследовательская деятельность по краеведению

Удиярова Татьяна Георгиевна, учитель истории и обществознания

Дети к Х-ХI классам утрачивают любознательность, которая была свойственна каждому из них от момента рождения. Они привыкли работать по шаблону: наблюдать за действиями учителя, делать записи в тетрадях, выполнять задания по образцу. Но проведенный мною опрос учащихся VIII-X классов показал, что большинство (62 %) желает заниматься исследовательской деятельностью. Как же помочь ребенку реализовать себя на этом поприще?

Аксубаевский район - благодатное пространство для краеведческих исследований. Наш край имеет богатейшую историю, связанную с разными периодами истории российского и советского государства. Наша местность также богата выдающимися людьми в области образования, культуры и т.д. Поэтому мне было необходимо правильно построить работу кружка «Краеведение». Мы не можем заставить ученика заняться изучением родного края, а тем более написать исследовательскую работу. Очень важно, чтобы ученик, который решил заняться этой деятельностью, оценил поддержку окружающих и уважение к своей работе. Я хочу поделиться своим опытом работы по воспитанию юных исследователей.

Обучение происходит по трем этапам: организационно-подготовительный, технологический и презентативный.

На организационно-подготовительном этапе возникает проблема выбора темы работы. Цель педагога - понять, какую проблему взялся решать учащийся и насколько он умеет самостоятельно выражать свои мысли.

При изучении краеведения лучше выбирать темы, связанные с частными вопросами, например, «Исторические места нашего края». Чтобы учащиеся могли выбирать тему исследования, я провожу обзорную лекцию по истории Аксубаевского края и намечаю целый ряд вопросов, которые могут породить исследование. Иногда толчком к исследованию являются личные впечатления, а иногда выбор темы обуславливается наличием источников, которые может подобрать школьник. На этом этапе важную роль играет постановка проблем.

Дальше я включаю следующие виды работ:

  1. Изучение теории, овладения методикой исследования .

  2. Подбор материала для исследования оп данной теме, его анализ и обобщение.

  3. Формулирование задач, которые учащиеся решают фактически.

  4. Предложение учащимися собственных приемов и способов рассуждения для составления текста и его осмысления.

На этом этапе я обучаю алгоритму построения исследовательской работы. Главное, чтобы ребенок хорошо понимал: что он делает, какая проблема решается.

На технологическом этапе учащиеся составляют подробный план исследования. Текст работы создается по принципу «наращивание». Сначала учащиеся придумывают план, который потом перерастает в содержание (оглавление). Затем ребенок пишет тезисы, кратко излагая основные мысли. Текст сопровождается архивными данными, воспоминаниями, историческими справками, личными дневниками.

В процессе работы обязательно возникает необходимость возвращаться к уже написанному, чтобы исправить, дополнить, переформулировать что-то. Безусловно, очень полезно и интересно ученикам погрузиться в историю своей семьи, обнаружить свои корни, проследить судьбы близких родственников. Возможно, именно семейные истории в наибольшей степени помогают преодолеть «разрыв времени», ощутить прошлое предшествующих поколений, как часть своего прошлого.

Работа бывает интересной в том случае, если ученик сумеет критически проанализировать самые разные источники, обнаружить в них противоречие, объяснить причины этих противоречий или даже фальсификации (в советской историографии можно найти много подробных примеров и сделать свои собственные выводы о той роли, которую этот человек сыграл в истории). В своих работах мы стараемся увидеть нечто большее, чем просто биографические факты: родился, учился, женился, работал. Задача наша заключается в том, чтобы показать сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили объяснение с точки зрения историка.

Исследование имеет этап практической работы(на местности, в архиве, с населением и др.). Так, восьмиклассники, описывая историю родного края, научились работать в архивах с историческими документами, в музеях. Работа старшеклассников по теме «Аксубаевский район в годы Великой Отечественной войны» целиком была построена на изучении материалов районного архива.

На этапе презентации моя задача заключается в создании условий для демонстрации, обсуждения учениками результатов их личного творчества.

При подготовке к конференции необходимо проработать над тезисами. Учащиеся должны понять, что устная речь строится по другим законам, нежели письменный текст. Мы выберем два варианта подготовки: можно заранее написать доклад (две-три страницы) «по мотивам» своего исследования, либо учимся кратко пересказывать свою работу.

В школе проводятся конференции, где каждый может озвучить результаты своего труда. (Здесь в основном выступают старшеклассники) На этом этапе обязательно нужно поддерживать каждого: ведь он выполнил такой труд самостоятельно, сделал первый шаг в науку, поэтому его работа должна быть нужной. Результаты его деятельности должны быть интересными не только нам, но и для окружающих нас людей.

Выше перечисленные этапы исследовательской деятельности дают положительные результаты, и поддерживают на достаточном уровне планку достижений наших ребят во всевозможных исторических конкурсах. Участвуя два года подряд в республиканском конкурсе «Моя малая родина» раскрывали тему «Человек и моя малая родина», заняли третье место. В прошлом учебном году в этом же конкурсе в номинации «Традиции родного края» заняли первое место по республике. Участвовали во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия - ХХ век». В текущем учебном году в рамках этого конкурса изучали истории семей, в центре нашей работы была человеческая судьба российской истории ХХ века. Работа отправлена в Москву.

В школе провожу уроки-конференции, которые являются апогеем исследовательского метода в обучении. Обычно на такие уроки я приглашаю своих коллег.

Занимаясь исследовательской деятельностью, педагог должен понимать, что исследование является средством получения личностно-ценных знаний. Природа изначально наделила человека способностью к исследованию. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

© 2010-2022