- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по Всеобщей истории 7 класс
Рабочая программа по Всеобщей истории 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кокшарова Н.В. |
Дата | 29.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа по Всеобщей истории История Нового времени для основной школы предназначена для учащихся 7 классов МАОУ СОШ № 40. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по Всеобщей истории, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089, учебного плана МАОУ СОШ №40 2015-2016 учебный год, авторской программой Дмитриевой О.В. «Всеобщая история. История Нового времени»: Для 7 класса.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.
Основным учебным пособием для обучающихся является учебник: «Всеобщая история. История Нового времени». 7 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений / О.В. Дмитриева, изд. «Русское слово», 2013 г. Выбранный учебник входит в логически завершенную линию Всеобщей истории и является логическим продолжением курса Всеобщей истории. История Нового времени в 7 классе.
Особенности каждого раздела:
Программа включает шесть разделов:
1. «Пояснительная записка», в которой дается общая характеристика предмета история, его вклада в решение основных педагогических задач. В системе общего образования, определяются цели и задачи изучения истории, характеризуется место учебного предмета в учебном плане.
2.«Требования к уровню подготовки обучающихся» в котором определяются основные знания, умения в навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
3.«Структура курса» - раздел, содержащий наименование темы, общее количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия). Составлен в виде таблицы.
4.«Содержание тем учебного курса», где представлено толкование каждой темы.
5.«Календарно-тематическое планирование», в котором указано общее количество часов и наименование тем. Составлено в виде таблицы.
6.«Перечень учебно-методического обеспечения», в котором перечислены необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.
Общая характеристика курса:
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать
отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Цели и задачи курса:
-
освоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории, в контексте отечественной истории, в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
-
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
-
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа рассчитана на 28 часов из расчёта 2 часа в неделю в течение 3 и 4 учебных четвертей в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 40.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
В результате изучения курса «История Нового времени» обучающиеся должны
знать/ понимать:
-основные этапы и ключевые события Всеобщей истории 15-18 веков;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;
-определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;
-давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;
-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Структура курсаРаздел
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Примечания
Введение.
1
1
Раннее Новое время
16
16
Новое время
10
10
Итоговое повторение.
1
1
ИТОГО:
28
28
Содержание тем учебного курса:
Введение
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ЧАСТЬ 1. Раннее Новое время
Великие Географические открытия
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию. Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка - встреча миров. АмеригоВеспуччи о Новом Свете. Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Меняющийся облик Европы
Развитие техники. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капиталистическое предприятие.
Рождение капитализма. Повседневная жизнь европейцев. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.Главные беды - эпидемии, голод и войны. Продолжительность жизни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи - менялась мода. Костюм - «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Европейское Возрождение. От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.
Реформация и Контрреформация в Европе. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер - вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Государства Западной Европы в XVI- первой половине XVII вв. Королевская власть и Реформация в Англии.ГенрихVIII - «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I - «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IVБурбон - * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
Европейская культура в конце XVI- первой половине XVII вв.
Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» - ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
ЧАСТЬ 2. Новое время.
Государства Западной Европы в XVI-первой половине XVII века.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией.
«Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика - самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии - создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI - XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Семилетняя война, ее участники и значение. Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
Промышленный переворот в Англии. Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети - дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин - великий наставник «юного» капитализма. Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Великая французская революция XVIIIв. Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI. попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо - выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.- начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет. Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор. Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние. Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
1.Т.Д.Стецюра Рабочая тетрадь к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV-XVIII век» М.: ООО ТИД «Русское слово- РС», 201.
-
2.Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс.
-
3. Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. Конец XV-XVIII век.7 класс»
-
4.Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Программа курса «Новая история. Конец XV-XVIII век. 7 класс»
-
5. Фадеева Д.А. Контрольные работы по истории. Пособие для учителя. - М: Просвещение, 2007 год.
-
6. CD-ROM Вехи истории энциклопедия
-
7. CD-ROM История нового времени 7 класс. Образовательная коллекция 1С
-
8. CD-ROM История тестовый контроль 7-8 классы
Календарно-тематическое планирование.
Предмет: Новая история автор учебника: Дмитриева О.В. Всеобщая история.
Класс 7 История нового времени. Учебник для 7 класса. - М.: Русское слово, 2010
Кол-во часов: 2 всего: 28
п/п
Сроки
Тема раздела
Тема урока
Кол-во часов
ЗУН (стандарт)
Форма контроля
План
Факт
42
18-24 февраля
Раздел 1. Раннее Новое время. Конец XV-первая половина XVIвв.
Урок 1: Глава 1. Великие географические открытия
Введение. Что такое Новое время
1
Знать основные понятия, хронологические рамки Нового времени
43
18-24 февраля
Урок 2: Начало Великих Географических открытий
1
Значение Великих географических открытий. Начало складывания мирового рынка, европейская революция цен
Таблица
44
25.02-2.03
Урок 3: Новый и Старый свет: время перемен.
1
Географические представления людей Средневековья. Энрике Мореплаватель, Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию, АмеригоВеспуччи в Новом Свете. Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие
Опрос
45
25.02-2.03
Урок 4: Глава 2. Меняющийся облик Европы
Развитие техники. Рождение капитализма
1
Европейское население. Основные черты повседневной жизни. Новые изобретения и усовершенствования. Зарождение капиталистических отношений .Мануфактура. Ранняя буржуазия, наемные работники
46
3-9 марта
Урок 5: Повседневная жизнь европейцев в XVI-первая половина XVIIвв.
1
Европейское население. Основные черты повседневной жизни. Новые изобретения и усовершенствования
Опрос
47
3-9 марта
Урок 6: Глава 3. Европейское возрождение.
Культура Высокого Возрождения в Италии. Гуманизм за Альпами
1
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые Утопии. Томас Мор и его представление о совершенном государстве«Титаны Возрождения».искусство барокко
Таблица
48
10-16 марта
Урок 7: Глава 4. Реформация и Контреформация в Европе.
Реформация и Крестьянская война в Германии
1
Причины Реформации и ее распространение в Европе. Крестьянская война в Германии: причины, ход, итоги
Конспект
49
10-16 марта
Урок 8: Реформация и Контреформация в XVIвеке
1
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола. Иезуиты. М/н отношения, причины м/н конфликтов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
50
17-23 марта
Урок 9: Глава 5. Государства Западной Европы в XVI - первой половине XVIIвв.
Могущество и упадок империи, в «которой никогда не заходило солнце».
1
Карл V. Абсолютная монархия в Испании
51
17-23 марта
Урок 10: Нидерланды против Испании
1
Особенности экономического и политического развития Нидерландов. Нидерландская буржуазная революция. Герцог Альба. Вильгельм Оранский. Гезы .Голландская республика
52
24.03-6.04
Урок 11: Англия при Тюдорах
1
Королевская власть и Реформация. Англиканская церковь. Укрепление и могущество Англии
53
24.03-6.04
Урок 12: Франция на пути к абсолютизму
1
Абсолютная монархия во Франции. Борьба католиков и гугенотов. Варфоломеевская ночь. Реформы Ришелье Расцвет французского абсолютизма
Тест
54
7-13.04
Урок 13: Международные отношения в XVI - первой половине XVIIвв
1
Особенности международных отношений в Европе
Таблица
55
7-13.04
Урок 14: Глава 6. Европейская культура в конце XVI - первой половине XVII вв. Начало революции в Естествознании
1
Развитие новой науки в XVI -XVIIв.в. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Создание новой картины мира
56
14-20.04
Урок 15: Литература и искусство на рубеже XVI -XVIIвв
1
Опрос
57
14-20.04
Урок 16: Повторительно - обобщающий по теме «Раннее новое время»
1
Тест
58
21-27
апреля
Раздел 2. Новое время. Вторая половина XVII - XVIIIвв
Урок 17: Глава 7. Взлеты и падения монархий
Французская монархия в зените: Людовик XVI - «король солнце».
1
59
21-27
апреля
Урок 18: Революция в Англии. Становление Английской парламентской монархии
1
Англия в первой половине XVII века. Причины революции, основные события, итоги. Оливер Кромвель. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 года
Опрос
60
28.04- 4.05
Урок 19: Глава 8. Конец «старого порядка». Европа во второй половине XVIIIв.
Идеи и общество эпохи Просвещения
1
Просветители XVIII века.- наследники гуманистов эпохи Возрождения. Энциклопедисты. Значение культурных ценностей эпохи
Конспект
61
28.04- 4.05
Урок 20: Борьба за передел Европы и мира
1
Положение государств Европы после Тридцатилетней войны. Территориальные изменения
62
5-11 мая
Урок 21: Промышленный переворот в Англии
1
Промышленный переворот в Англии. Основные технические достижения. промышленная буржуазия и наемные рабочие
63
5-11 мая
Урок 22: Война за независимость и образование США
1
Первые колонии в северной Америке. Б. Франклин, Д Вашингтон. Конституция 1787 года. Билль о правах.
64
12-18
мая
Урок 23: Начало Французской революции. От диктатуры якобинцев к Директории
1
Франция середины XVIII века. Генеральные Штаты. Якобинцы. Диктатура.террор. Жирондисты. Термидорианцы. Н. Бонапарт. Государственный переворот XVIII брюмера Луи Бонапарта
Опрос
65
12-18
мая
Урок 24: Глава 9. Восток и Запад: две стороны единого мира.
Великие державы Азии XVI -XVIIIвв
1
Ослабление Османской империи. Держава Великих моголов в Индии. Начало европейского завоевания Индии
66
19-25 мая
Урок 25: «Запретные страны»: Китай и Япония в XVI -XVIIIвв
1
Покорение Китая Маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. Токугава.
67
19-25 мая
Урок 26: Начало европейской колонизации
1
68
26-30 мая
Урок 27: Повторительно - обобщающий урок по теме: Новое время. Вторая половина XVII - XVIIIвв
1
Тест