- Преподавателю
- История
- План занятия курса Проблема
План занятия курса Проблема
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новоселова Е.Я. |
Дата | 14.05.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Учитель истории: Новоселова Е. Я.
План
метапредметного занятия курса по выбору «Проблема» (7класс)
Вводное занятие «Понятие «Проблема».
Цель вводного занятия: сформировать представление понятия -проблема.
Основные задачи занятия :
- осознать понятие «проблема» и сформировать готовность к восприятию и решению проблем как личной задачной деятельности;
- познакомить с основными типами проблемных ситуаций;
разработать алгоритм работы с проблемой и освоить данный алгоритм при решении различных проблем.
В основе содержания метапредметного занятия - системно-деятельностный и компетентностный подходы.
Метапредметность занятия определяется: содержанием занятия; обобщенными способами действий в решении метапредметных ситуаций
Метапредметные результаты :
познавательные: - владеть понятием «проблема»;
- распознавать проблемы и находить адекватные способы их решения.
регулятивные: - строить оценочные суждения при подведении итогов работы на занятии;
- определять цель и формулировать задачи занятия; планировать действия в соответствии с поставленными задачами;
коммуникативные - организовывать коммуникативное взаимодействие при организации работы в группах;
личностные: - понимать значимость умения решать проблемы для успешной адаптации в обществе;
- осознавать личностную сопричастность к решению общественно-значимых, глобальных и социальных проблем.
Метапредметное занятие «Проблема» состоит из нескольких этапов: организационного, мотивационного-вводного, практического - проектного и рефлексивного.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, памятка, листы (по количеству групп), фломастеры, видеофильм «Самый большой урок», бланки 1, 2
Ход занятия:
1. Организационный этап (2мин): На данном этапе занятия осуществляется совместная работа по осознанию определения темы занятия, формирование групп. Знакомство с Памяткой «Правила совместной работы в группах» -памятка у каждой группы на рабочем столе.
Памятка «Правила совместной работы в группе»:
- слушать и понимать друг друга;
-уметь договариваться;
- уметь уступать;
- разумно распределять роли в группе.
Мотивационный этап (5мин.)
Слайд 1. Вступительное слово: Здравствуйте! Сегодня мы начинаем знакомство с удивительным метапредметным курсом «Проблема». Будьте внимательны!Необходима слаженность, взаимодействие и организованность!
Слайд 2. Видеофрагмент фильма, который называется «Самый большой урок»( до понятия «проблема»).Определение темы занятия «Проблема».
Проектный этап (15 мин.)
Первый мини-проект. (5мин)-Представьте, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают со словом «проблема»? Представили? Изобразите ваши ассоциации на рисунке: Лист №1- Работа в группах. Что получилось? (анализ рисунков, демонстрация на доске. Примеры рисунков учащихся: столкновение машин, школа, двойка, ЧП, знак вопроса-?, ремень, дневник, SOS, грустный смайлик…
Слайд 3- 4. Демонстрация аналогов из интернета.
Обсуждение. Спасибо!
Второй мини-проект (5мин). Попробуйте на основе ваших ассоциаций и рисунков дать определение термина «проблема» (Лист №2). Работа в группах. Обсуждение определений по группам.
-Как узнать правильны ли ваши определения? Какое из определений верно- работа с культурными с аналогами из различных словарей. Выбор одного из них, которое станет основным - ключевым.
Слайды 5-6 Определения понятия «проблема»: (5мин.)
-Словарь русского языка: Проблема - Сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.
-Энциклопедическом словаре:
Проблема - (от греч. problema - задача) - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
-Словарю Ушакова:
Проблема, проблемы, ж. (греч. problema - задача) (книжн.). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию.
-Словарь Даля:
Проблема- греч. задача, вопрос, задача, для отыскания неизвестного по данному.
- Подводим итоги ( совместно с учащимися): Проблема - вопрос, требующий разрешения; в науке - противоречивая ситуация, в жизни проблема - «знаю что, не знаю как».
Практический этап: 10 мин.
Скажите, а в жизни вы часто встречаетесь с проблемами? Где? Какими? (Мнения учащихся) Почему часто не можем решить ту или иную проблему? Не видим проблему или не знаем как? Что необходимо сделать?- беседа с учащимися.
Слайд 8. «Классификация проблем». Какие бывают проблемы и как они решаются. Метафора и соответствующий зрительный образ каждой проблемы помогут в классификации проблем. Бланк 1-Работа по группам - обсуждение.
Слайд9. Рефлексивный этап - 10 мин. Бланк 2 «Проблемные ситуации и пути их решения». Работа по группам - обсуждение итогов работы.
Подведение итогов занятия - (3мин.)
А закончить занятие курса «Проблема» мне хочется замечательной притчей «Проблема выбора жизненного пути»
Пять мудрецов заблудились в лесу. Первый сказал: Я пойду влево - так подсказывает моя интуиция. Второй сказал: Я пойду вправо - недаром считается, что «право» от слова «прав». Третий сказал: Я пойду назад - мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса. Четвёртый сказал: Я пойду вперёд - надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое. Пятый сказал: Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие - нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно.
Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли - человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами. Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию. Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение..
PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость - разрешить другим идти собственным путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека...
Каждый из Вас должен научиться самостоятельно выбирать свой путь, уметь решать любые проблемы, чтобы быть успешным в жизни!
До новых встреч на занятиях метапредметного курса «Проблема».