Конспект по истории на тему Древняя Спарта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории для 5 класса «Древняя Спарта»

Учитель истории: Масалова Е.С.

Тип урока :комбинированный.

Формы: групповая, индивидуальная

Методы: метод самостоятельного конструирования темы урока, исследовательский метод, метод сравнения, практический метод, практический метод (упражнения); метод контроля.

Цель: формировать умения сравнивать исторические явления, давать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывать при этом собственные суждения, анализировать исторический источник, читать историческую карту, выделять и сравнивать элементы демократии в Афинах и Спарте.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с особенностями развития Спартанского государства; сравнить с Афинским государством, а также изучить быт и нравы спартиатов. Закрепить изученный материал через работу с документами, текстом; в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

Ход урока:

Этапы урока

и плана.

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

1Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса.

Приветствуют.

Включаются в работу, отвечают.

2. Актуализация знаний.

Задание 1. Ребята, давайте вспомним изученный материал отгадав загадки.

(Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.)

1. Он написал про Илиаду и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян -
И не только для крестьян -
В государстве есть удел -
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет -
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился -
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Отгадывают загадки.

3. Постановка учебной задачи

В древнем мире существовал военный народ. Про их военную жизненную организацию слагаются мифы, их порядки и методы воспитания детей приводят в замешательство. Но все это делало народ по - истине великими воинами. И так ребята, предположите, какую тему сегодня мы будем изучать?

Отвечают на вопросы учителя.

4. Открытие нового знания

(Слайд 1, 2)

Объявление новой темы, плана урока: 1. Географическое положение Древней Спарты.

2. Спартанцы и илоты.

3. Спартанское воспитание

4. Государственное устройство

Участвуют в рассказе учителя, записывают в тетради.

5.Первичное закрепление

Задание 2. Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.

Лаконика - это область, где проживали спартанцы.

Другая область- Мессения.

Сравниваем природные условия Афин и Спарты.

Работа с картой

6.Самоанализ и самоконтроль

Объяснение материала идет параллельно с показом слайдов. Для объяснение данного пункта плана можно обратиться к информации в учебнике.

Они жили, не тужили

В Греции любимой.

Но пришли спартанцы - вмиг

Их они разбили.

В рабов превратили.

И могли убить иль высечь

Просто без причины. (Илоты)

Олигархия - власть немногих.

Следует разъяснить, что высшим органом власти был Совет старейшин, который следил за выполнением законов и принимал самые важные для государства решения. Народное собрание состояло из мужчин-спартанцев и выбирало старейшин, объявляло войну, заключало мир. Власть архагетов (царей) была невелика: они входили в Совет старейшин, командовали войском и передавали свою власть по наследству. На самой низшей ступени стоят бесправные илоты-рабы.

Записывают в тетради, отвечают на вопросы

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Просмотрите текст, найдите незнакомые слова. Давайте запишем их значения.

Для закрепления - загадка:

Здесь правит бал Совет,
Который властью самой большей обладает.
Уж очень краток здесь ответ
Людей, что на захват земли чужой
Совет тот побуждает.
Всех здесь юнцов в лет семь
От матери с отцом насильно отбирают.
Те ж, повзрослев, работать
На себя илотов заставляют. (Спарта)

Отгадывают загадку

8.Рефлексия

Давайте, вместе сформулируем ответы на вопрос:

1.Гос.устройство Спарты

2.Жители Спарты

3.Географическое местоположение Спарты

Пар. 27. Составить сценки и воспитании в Спарте, О Спартанском государственном устройстве, о Совете старейшин.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы.


Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Спартанцы и илоты (рабы)

Занятия

Садоводство, Мореплавание

Виноградарство

Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

Новые слова:

Полис -город-государство со своим правительством, войском и территорией

Демос - простой народ Элины - греки так себя называли Варвары - так называли другие народы

Акрополь - верхний город Агора - рыночная площадь, Граждане - свободные люди Греции.

Великая колонизация - трехсотлетнее образование греческих полисов. Амфора - большие глиняные сосуды,

Аристократия - знатные, богатые, образованные люди. Тиран - единовластный правитель, пришедший ко власти военным путем.

Закрепление полученных знаний

1. В афинском государстве правителей называли:

а) царями (архагетами)

б) брахманами

в) архонтами

г) фараонами

2. В Спарте правителей называли:

а) архагетами (царями)

б) Брахманами

в) архонтами

г) фараонами

3. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло

б) земледелие

в) военное дело

г) рыболовство

4. Высшим государственным органом в Спарте был (о):

а) Ареопаг

б) народное собрание

в) Совет старейшин

г) архагет

СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»

1Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.

2Спартанец: я должен отнести наших близнецов к старейшинам.

3Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?

Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. (Уходят.)

Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна и вынесли решение сбросить его в пропасть.

Автор: прошло 7 лет

Спартанка: завтра нашему сыну исполняется 7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не мы, а государство будет его воспитывать

Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами

Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю

Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином - настоящим спартанцем

© 2010-2022