- Преподавателю
- История
- Урок Культура Византии (6 класс)
Урок Культура Византии (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дзахсорова Е.Т. |
Дата | 16.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Культура Византии
Цели:
1. Познакомить учащихся с историческими условиями, по-
влиявшими на развитие культуры Византии.
2. Дать учащимся представление о важнейших достижениях
византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
Основные понятия и термины: икона, иконопись, мо-
заика, фреска, смальта, темпера.
Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Констан-
тинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Исторические условия развития культуры Византии.
2. Образование, научные знания.
3. Искусство: архитектура,
иконопись,
мозаика.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
Учитель начинает объяснение нового материала с постановки
проблемного задания: Подумайте, какие исторические особенности Византии
могли способствовать высокому уровню культурного развития?
Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Визан-
тия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:
-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной
власти и культуры.
-Византия становится наследницей античной культуры.
-Христианство повлияло на культурное развитие Ви-
зантии.
2. Образование, научные знания.
Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были
нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для
сбора налогов и управления государством.
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образован-
ных государственных деятелях. Образованные люди достигали
власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотно-
сти и образовании была не только в столице Византии, но и в про-
винциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и
образованные люди.
Были организованы церковные, государственные и частные
школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пе-
нию. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Кон-
стантинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая
школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, исто-
рию, географию, литературу.
В XI веке был открыт первый в Европе университет.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и
иконопись.
Архитектура
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учеб-
ника «Храм Св. Софии в Константинополе»
Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но во-
шедших внутрь он поражает огромным пространством, величест-
венностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующиесобирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее
убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.
В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания ут-
верждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид
креста с куполом посередине, установленным на круглом возвы-
шении - барабане.
Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Констан-
тинополе в объеме материала учебника.
Мозаика
Важной задачей византийских архитекторов было распреде-
ление в храме света и тени.
Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укре-
плялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали
немного шероховатой.
При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали,
искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.
Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учеб-
нике (с. 66).
Иконопись
Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.
В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.
Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные от-
личия иконы от картины.
Икона - откровение Божие.
Мировоззрение иконописца -
мировоззрение Церкви.
Икона - вне времени, она сим-
вол инобытия в нашем мире.
Авторство иконописца наме-
ренно скрывается, так как икона -
творение соборное.
Картина - это творческий об-
раз, созданный фантазией художни-
ка, он является формой передачи
его собственного мировоззрения.
Картине присуща индивиду-
альность автора, характерное цве-
товое решение, своеобразная жи-
вописная манера.
На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллель-
ные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в про-
странстве иконы. Это обратная перспектива.
Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для
этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева -
береза, сосна, дуб, осина, ель.
Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее
сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.
Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску на-
носили ткань - паволоку.
Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая
основа имеет белый цвет и называется левкасом.
Слой третий - красочный. Для написания иконы используют-
ся темперные краски.
Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных
цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмуль-
сия, составленная из воды и яичного желтка.
Слой четвертый - защитный - натуральная олифа.
Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, це-
лесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богома-
терь».
Эта икона была создана в Константинополе в первой трети
XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перене-
сена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византий-
ской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть
милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь
Умиление - самый лирический образ Богородицы.
У ч и т е л ь обращает внимание учащихся на следующее:
Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее
ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано
с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери.
Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащих-
ся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.
Поверхность иконы сильно искажена многочисленными рес-
таврациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и
это дает представление о содержании образов и стиле письма.
Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темны-
ми красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой
скорби и потому так душевно близок всем.
Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так
как он находится на заре своей жизни.
Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено обще-
человеческое чувство - великая материнская любовь.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Визан-
тии на духовное развитие других стран и народов.
Государства, принявшие христианство от Византии, - Бол-
гария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной
мере испытали влияние византийской культуры. Достижения
византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными
традициями.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания:
Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?
Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
Какой существовал канон в оформлении христианского храма?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 4, ответить письменно на вопросы
* Подготовить сообщения:
«Собор Святой Софии в Константинополе»,
«Икона «Владимирская Богоматерь».