Урок Культура Византии (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура Византии

Цели:

1. Познакомить учащихся с историческими условиями, по-
влиявшими на развитие культуры Византии.

2. Дать учащимся представление о важнейших достижениях
византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.

Основные понятия и термины: икона, иконопись, мо-
заика, фреска, смальта, темпера.

Оборудование: иллюстрация «Собор Св. Софии в Констан-
тинополе», репродукция иконы «Владимирская Богоматерь».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Исторические условия развития культуры Византии.

2. Образование, научные знания.

3. Искусство: архитектура,

иконопись,
мозаика.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

1. Исторические условия развития культуры Византии.

Учитель начинает объяснение нового материала с постановки
проблемного задания: Подумайте, какие исторические особенности Византии
могли способствовать высокому уровню культурного развития?

Учащиеся, опираясь на полученные знания по теме «Визан-
тия при Юстиниане I», могут отвечать примерно так:

-Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной
власти и культуры.

-Византия становится наследницей античной культуры.

-Христианство повлияло на культурное развитие Ви-
зантии.

2. Образование, научные знания.

Учитель обращает внимание учащихся на то, какие знания были
нужны для строительства, развития ремесел, торговли, путешествий, для
сбора налогов и управления государством.

Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образован-
ных государственных деятелях. Образованные люди достигали
власти, высоких должностей и богатства. Потребность в грамотно-
сти и образовании была не только в столице Византии, но и в про-
винциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и
образованные люди.

Были организованы церковные, государственные и частные
школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пе-
нию. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Кон-
стантинополе в IX веке при дворе императора открылась высшая
школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, исто-
рию, географию, литературу.

В XI веке был открыт первый в Европе университет.

3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.

Раскрывая вопрос об особенностях византийского искусства,
учитель характеризует некоторые его виды - архитектуру, мозаику и
иконопись.

Архитектура

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию учеб-
ника «Храм Св. Софии в Константинополе»

Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но во-
шедших внутрь он поражает огромным пространством, величест-
венностью интерьера. Почему? Христианство изменило назначение
храма, его архитектуру и интерьер. В христианском храме верующиесобирались на богослужение внутри. Следовательно, внутреннее
убранство храма Византии наряднее, чем внешний его вид.

В X-XI вв. вместо вытянутого прямоугольного здания ут-
верждается крестово-купольный храм. В плане этот храм имел вид
креста с куполом посередине, установленным на круглом возвы-
шении - барабане.

Далее учитель рассказывает о соборе Святой Софии в Констан-
тинополе в объеме материала учебника.

Мозаика

Важной задачей византийских архитекторов было распреде-
ление в храме света и тени.

Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укре-
плялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали
немного шероховатой.

При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали,
искрились, переливались, отражали падающий свет своими гранями.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрации в учеб-
нике (с. 66).

Иконопись

Самым главным достижением культуры Византии данного
периода явилась иконопись.

В храмах, домах появлялись иконы - изображения Иисуса
Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания.

Учитель обязательно должен объяснить учащимся основные от-
личия иконы от картины.

Икона - откровение Божие.

Мировоззрение иконописца -
мировоззрение Церкви.

Икона - вне времени, она сим-
вол инобытия в нашем мире.

Авторство иконописца наме-
ренно скрывается, так как икона -
творение соборное.

Картина - это творческий об-
раз, созданный фантазией художни-
ка, он является формой передачи
его собственного мировоззрения.

Картине присуща индивиду-
альность автора, характерное цве-
товое решение, своеобразная жи-
вописная манера.

На иконе же точка схода располагается не в глубине картин-
ной плоскости, а в стоящем перед иконой человеке, и параллель-
ные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в про-
странстве иконы. Это обратная перспектива.

Иконы писали на деревянной основе - доске. В основном для
этого использовался кипарис, а также и другие породы дерева -
береза, сосна, дуб, осина, ель.

Если сделать поперечный разрез иконы и посмотреть на нее
сбоку, то можно обнаружить на нем 4 слоя.

Слой первый - иконная доска. Иногда на иконную доску на-
носили ткань - паволоку.

Слой второй - грунт, то есть основа под краску. Грунтовая
основа имеет белый цвет и называется левкасом.

Слой третий - красочный. Для написания иконы используют-
ся темперные краски.

Темпера - краска, сделанная на основе порошкообразных
цветных пигментов, связующим веществом которых служит эмуль-
сия, составленная из воды и яичного желтка.

Слой четвертый - защитный - натуральная олифа.

Ознакомив учащихся с основными особенностями иконописи, це-
лесообразно представить репродукцию иконы «Владимирская Богома-
терь».

Эта икона была создана в Константинополе в первой трети
XII века и привезена на Русь в 1131-1132 гг., а в 1155 году перене-
сена во Владимир, откуда и происходит ее название. В византий-
ской иконографии она называется «Богоматерь Елеуса», то есть
милосердная, в русской - «Богоматерь Умиление». Богоматерь
Умиление - самый лирический образ Богородицы.

У ч и т е л ь обращает внимание учащихся на следующее:
Младенец Христос на руках Девы Марии доверчиво обхватывает ее
ручками и нежно прижимается своей щекой к ее щеке. Это связано
с трагической судьбой Божьего сына и скорбящей о. нем матери.

Учитель, показывая икону, акцентирует внимание учащих-
ся на том, что икона находится в Москве в Третьяковской галерее.

Поверхность иконы сильно искажена многочисленными рес-
таврациями, однако лики Богоматери и Младенца сохранились, и
это дает представление о содержании образов и стиле письма.

Глаза Богородицы овеяны печалью; ее образ написан темны-
ми красками. Весь ее облик исполнен большой человеческой
скорби и потому так душевно близок всем.

Фигура Младенца светла, трогательна и беспомощна, так
как он находится на заре своей жизни.

Икона до сих пор волнует нас, так как в ней воплощено обще-
человеческое чувство - великая материнская любовь.

4. Влияние культуры Византии на соседние страны.

В заключение учитель рассказывает о влиянии культуры Визан-
тии на духовное развитие других стран и народов.

Государства, принявшие христианство от Византии, - Бол-
гария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия - в значительной
мере испытали влияние византийской культуры. Достижения
византийской культуры и искусства эти страны и народы применили творчески, сочетая их с собственными национальными
традициями.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

Объясните, почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?

Укажите, в каких направлениях развивались научные знания.
Какой существовал канон в оформлении христианского храма?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 4, ответить письменно на вопросы
* Подготовить сообщения:

«Собор Святой Софии в Константинополе»,
«Икона «Владимирская Богоматерь».



© 2010-2022