Адаптированная рабочая программа по истории культуры родного края 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


I


КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЕМЛЯНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ VIII ВИДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ






Согласовано: Утверждаю______________

На заседании МО Директор школы-интерната Павликова А.В.

Протокол № от Приказ № от











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО КУРСА____________________________________

В _________ КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ:______________________________________________









Пояснительная записка

II

Пропедевтический курс « История культуры родного края» предназначен для учащихся 5 класса.

Программа курса рассматривает развитие этнографии, истории религии, просвещения и культурной жизни Воронежского края и родного села. Курс даёт возможность проследить огромную роль историко-культурного наследия Воронежской области в складывании основ современного воронежца, уделяя внимание тем феноменам истории края, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему, формирования гражданских понятий и навыков.

«История культуры родного края» - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых и этических ориентиров по охране окружающей среды.

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

-приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;

-научить видеть и понимать красоту живой природы;

-сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

-познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

-сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

-воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;

-воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

-развивать потребности общения с природой;

-развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;

-развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

-развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Мир истории»:

Достаточный уровень:

знать изученные понятия и иметь представления по всем разделам программы; использовать усвоенные исторические понятия в самостоятельных высказываниях; участвовать в беседах по основным темам программы; высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным фактам; понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя; владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий; владеть элементами оценки и самооценки; проявлять интерес к изучению истории.

Минимальный уровень:

понимать наиболее доступные исторические факты; использовать часть понятий в активной речи; уметь последовательно отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов; использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки; усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватно реагировать на оценку учебных действий.





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, С УЧЕТОМ ОСВОЕНИЯ ЕГО УЧАЩИМИСЯ

III

Настоящая программа рассчитана для учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 34 часа в год или 1 час в неделю.

Важной составной частью курса «История культуры родного края» является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории культуры родного края важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают «лента времени», игры, викторины с использованием исторических дат.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

В 2016-2017гг . предмет» История культуры родного края» изучается впервые.

В 5 классе обучается 6 учащихся. Трунов Сергей, Дронов Андрей, Гомонова Ольга, Филатов Валерий, Курочкина Ольга, ученики активны и любознательны. По уровню развития очень разнообразны. Турбин Никита требует индивидуального подхода и контроля со стороны учителя.









ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

IV


Предмет находится в учебном плане в разделе 1 «Предметные области», в обязательной части 1.2.14

Предметная область «1.2.14. История культуры родного края

В 5 классе на ее изучение отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.










ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

V


Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОУ может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на второй вариант образовательной программы.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

VI



п/п

Тема

Количество часов


1

Введение

2

2

Как жили славяне?

2

3

Принятие Христианства на Руси

1

4

Мой край на карте России

7

5

Я и моя семья

2


6

Наша школа

2

7

Моя улица

2

8

Природа нашего края

2

9

Парки и усадьбы с. Землянска

1

10

Кто прославил наш родной край?

9

11

Образование, Спортивно-образовательный комплекс, Детская школа искусств

2

12

Повторение

2

Рабочая программа предмета «История культуры родного края » включает все темы, предусмотренные программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Важной составной частью курса является историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.

Программа состоит из двенадцати разделов, в которых описываются определенные этапы истории культуры.

I Раздел Введение (2 часа) Что изучает краеведение. Природа - наш второй дом.

II РАЗДЕЛ Как жили славяне? ( 2часа) Рассказать о том, кто такие славяне, рассказать о их занятиях . Вероисповедание( язычество)

III Раздел Приняти е христианства на Руси (1час) Рассказать о Дне Крещения Руси

IV Раздел Мой край на карте России (7 часов) Россия - наша Родина. Москва - столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России - берёза. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Воронежской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Понятие «село». Происхождение названия села. Исторические корни нашего края.. Знакомство с символикой с. Землянска.

V Раздел Я и моя семья (2часа). Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

.

VI Раздел Наша школа(2часа) Я - ученик. Знакомство с историей школы. Традиции школы. Правила поведения и обязанности школьника.

VII Раздел Моя улица ( 2 часа) Урок-экскурсия по улицам села Землянска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением старинных домов. Мемориальные доски.

VIII Раздел Природа нашего края ( 2часа) Рассказать о том, что дает наш край стране. Полезные ископаемые нашего края.(с. Землянска)

IX Раздел Парки и усадьбы с. Землянска( 1 час) Урок экскурсия по памятным местам родного края

X Раздел Кто прославил наш родной край (9 часов) Рассказать о земляках, которые прославили наш край. Уроженец Землянска писатель В. М. Бахметьев, автор вальса «На сопках Маньчжурии» И.А.Шатров . Уроженец Землянска и художник, ученик И.Е.Репина Александр Николаевич Новоскольцев, генеральный прокурор СССР А.Я.Сухарев, министр здравоохранения РСФСР А.А.Потапов, сказительница А.К. Барышникова

XI Раздел Спортивно-образовательный комплекс, Детская школа искусств (2 часа) Рассказать об истории образования СОК и ДЮШИ в с. Землянск.

XII Раздел Повторение (2 часа) Презентация на тему: «Мы с тобой с рождения Землянцы». Обобщающий урок повторение по изученным темам. Подведение итогов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ C ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

VII


п/п

Тема урока

Основной вид учебной деятельности обучающихся

Кал. срок

Кол-во часов

ПЛАН

ФАКТ


1.

Введение Что изучает краеведение.

Изучение нового материала( овладение учащимися нового материала)


2.

Природа - наш второй дом.

Изучение нового материала


3.

Как жили славяне? Кто такие славяне

Изучение нового материала


4.

Язычество славян

Изучение нового материала


5.

Принятие христианства на Руси. День крещения Руси

Изучение нового материала


6.

Мой край на карте России Россия - наша Родина..

Изучение нового материала


7.

Символы государства. Символ России - берёза

Изучение нового материала


8.

Территория и географическое положение Воронежской области

Изучение нового материала


9.

Знакомство с картой района, границы, история образования

Комбинированный (тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т)




10

Село, в котором живем. Понятие «село».

Изучение нового материала


11

Происхождение названия села. Исторические корни нашего края.

Изучение нового материала




12

Знакомство с символикой с. Землянска.

Изучение нового материала


13

Я и моя семья Родной дом и семья. Члены семьи.

Изучение нового материала


14

Профессии моих родителей.

.

Комбинированный


15

Наша школа Я - ученик. Знакомство с историей школы.

Изучение нового материала


16

Традиции. Обязанности школьника.

Изучение нового материала


17

Моя улица

экскурсия


18

Мемориальные доски с Землянска

экскурсии


19

Природа нашего края Что дает наш край стране.

Изучение нового материала


20

Полезные ископаемые нашего края (с. Землянска)

Комбинированный


21

Парки и усадьбы с. Землянска . По памятным местам родного края

Экскурсия




22

Кто прославил наш родной край. История в лицах

Изучение нового материала


23

Писатель В. М. Бахметьев

Изучение нового материала


24

Автор вальса «На сопках Маньчжурии» И.А.Шатров .

Изучение нового материала


25

Художник Александр Николаевич Новоскольцев

Комбинированный


26

Генеральный прокурор СССР А.Я.Сухарев

Изучение нового материала


27

Министр здравоохранения РСФСР А.А.Потапов

Изучение нового материала


28

Сказительница А.К. Барышникова

Изучение нового материала


29

Экскурсия к дому А.К. Барышниковой

Экскурсия


30

Экскурсия к памятнику воинам I Мировой войны

Экскурсия


31

Спортивно-образовательный комплекс, Детская школа искусств Рассказать об истории образования СОК в с. Землянск.

Изучение нового материала


32

Рассказать об истории образования ДЮШИ в с. Землянск

Комбинированный


33

Презентация «Мы с тобой с рождения Землянцы»

Урок -презентация


34

Обобщающее повторение

Проверка знаний



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


  1. Винников А.З. По дорогам минувших столетий / А.З. Винников, А.Т. Синюк.

2. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1989.

3 .Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1973.

4. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1982.

Дополнительная литература:

Образовательные ресурсы сети Интернет.















© 2010-2022