Урок по всемирной истории на тему: Русь в XI-XIII веках

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок всемирной истории. 7класс.

Круглова Ирина Владимировна учитель истории и обществоведческих дисциплин

высшей категории СОШ№25 г.Уральска Западно-Казахстанской области

Тема: Русь в CI-CIII веках

Цели урока:

- дать учащимся сведения о статусе города Киева, охарактеризовать период правления Владимира Мономаха, познакомить учащихся с «Русской Правдой» как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе

- способствовать развитию познавательных способностей, навыков аналитического мышления, умению работать в группе.

- воспитывать интерес к истории.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

План урока:

1.Город Киев- столица Киевской Руси.

2. Правление Владимира Мономаха.

3.«Русская правда» - древнейший письменный закон на Руси.

Оборудование: тексты статей и заданий, слайдовая презентация, флипчарты

Домашнее задание: §12

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы совершим путешествие в Киевскую Русь

11-13вв. Но прежде, давайте вспомним, каким было это государство в 9-10 веках. Актуализация знаний проводится по заданиям флипчартов.

Задание №1. Соотнесите термин и определение:

1.Объезд князем зависимых земель для сбора дани? (полюдье)

2.Центр русского города? (кремль)

3. Азбука на Руси? (кириллица)

4.Записи событий по годам? (летописи)

5.Собрание всего племени? (вече)

6. Денежная единица Киевской Руси? (гривна)

7.Исполнитель поручений князя? (тиун)

Заданиие № 2 История в лицах:

Определите по описанию, о каком князе идет речь, найдите соответствующий портрет и поместите на него имя князя

1) Он был первым князем на Руси. Приглашен из Скандинавии для отпора викингам и прекращения соперничества между племенами, населявшими берега озера Ильмень. (Рюрик)

2) В конце 9 века завоевал город Киев. Подчинил племена полян, древлян, северян, радимичей. Правил Киевской землей 33 года. (Олег)

3)Этот князь хотел дважды взять дань с древлян, за что и был ими убит. (Игорь)

4) В ходе многих военных походов он расширил территорию государства. Киевская Русь при нем достигла своего расцвета. ( Святослав)

5) Создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства. При нем Киевская Русь приняла христианство. (Владимир)

6) Расширил территорию государства. Большое внимание уделял развитию архитектуры и русской культуры. Получил прозвище Мудрый. ( Ярослав)

Задание №3) Восстановите правильный порядок княжения, укажите, кто за кем правил на Руси: Ольга, Рюрик, Олег, Святослав, Игорь, Владимир, Ярослав

Изучение нового материала

Учитель. Государство Киевская Русь было образовано в IX веке. В результате завоевательных походов киевских князей оно значительно расширилось и в XI веке занимало территорию между Балтийским и Черным морями, между реками Днестром и Волгой (карта). А как называлась столица Киевской Руси?

Заслушивается сообщение ученика о городе Киеве (презентация). После прослушивания сообщения учащимся задаётся вопрос: Что вы узнали нового о г. Киеве?

Учитель. В начале 12 века резко обостряется обстановка на южных границах Киевской Руси. Появились воинственные половецкие племена, которые вытеснили господствовавших здесь печенегов. Половцы заняли обширную территорию между Днепром и Доном. Это были кочевые племена, в жизни которых важную роль играли грабительские войны. Борьбу против половцев возглавил киевский князь Владимир Всеволодович Мономах.

Ученик даёт историческую справку о Владимире Мономахе.

Учитель. В системе управления государством высшая власть принадлежала князю. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей, главным защитником Русской земли. В связи с усилением классовой борьбы на Руси перед княжеской властью встала

необходимость создания законов для защиты интересов господствующих классов. Первый такой свод законов на Руси появился при Ярославе Мудром.

Учащимся предлагается просмотреть видеоматериал «Русская правда», а затем ответить на ряд вопросов:

1.Что способствовало созданию свода законов?

2.С какой целью был принят свод законов?

3.Как назывался свод законов?

4.Чьи интересы, судя по первым статьям, защищали законы?

Учитель. В 1072 году трое братьев князей Ярославичей, сыновья Ярослава Мудрого, дополнили существующий свод законов рядом статей, известных под названием «Правда Ярославичей». Эту дату принято считать датой создания «Русской правды».

1.Что же такое закон? (Закон - правила жизни людей.)

2.Для чего государству нужны законы?

3.Какие своды законов из истории других государств нам уже известны?

4.С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?

Организуется работа по картине художника Билибина «Суд во времена Русской Правды» (иллюстрация учебника, стр.90) 1) Кто осуществляет суд? 2) Кто присутствует на суде? 3)Как судили? 4)Справедлив ли такой суд?

За что судили на Руси, какие наказания применяли? Это вы узнаете самостоятельно, работая с документами. У вас на столах отрывки из сборника законов «Русская правда» и терминологический словарь. Каждая группа имеет индивидуальное задание. Время работы: 7 мин.

Организуется лабораторная работа в группах по статьям «Русской правды»

Группа №1

Какие наказания предусматривались законом за убийство?

Заполните таблицу «Сумма штрафов за убийство»

Сделайте вывод: чья жизнь оценивалась дороже?

Приложение 1.

Ст. I. Убьет муж (свободный человек) мужа (свободного), то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то получит 40 гривен за убитого.

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст.18. Если убьет огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят, а за княжеского подъездного 80 гривен.

Ст.20. Если убьют огнищанина у клети, у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

Ст.21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен

Ст.22. За княжеского сельского старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

Ст.23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

Ст.24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

Ст.25. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Группа №2

1.Какие наказания предусматривались за воровство?

2. Заполните таблицу «Сумма штрафов за воровство».

3.Сделайте вывод, какое имущество оценивалось дороже?

Приложение №2

Ст.11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатит 3 гривны.

Ст.12. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.

Ст.27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен

Ст.29. А кто украдет вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

Ст.34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи.

Ст.35.А за голубя и курицу 9 кун.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

Ст.38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

Ст.39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

Ст.40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.


Группа№3

1.Какое наказание предусматривалось за нанесение телесных повреждений?

2.Заполните таблицу «Сумма штрафов за избиение»

3.Сделайте вывод, почему штраф за избиение был неодинаковым

Приложение 3.

Ст.2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не сможет (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

Ст.3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платит 12 гривен. Если потерпевший не настиг, нет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.

Ст.5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тогда мстят дети потерпевшего.

Ст.6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.

Ст.16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина, и тот начнет его не выдавать, то холопа взять, и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

Ст.31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны.

Ст.32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Учащиеся проводят презентацию своей работы в виде постера, делают соответствующие выводы.

Рефлексия проводится по заданиям флипчарта.

Задание№1. Вставьте пропущенное в тексте:

В 1113-1125 годах в Киеве правил внук Ярослава Мудрого, великий князь Владимир...... Он является автором ......., обращённого к своим детям, с наказом отстаивать единство русской земли.

"Матерью русских городов" называли город........ Его грозные крепостные укрепления возвышались на высоких берегах ------ . Нижняя часть города, прилегающая к пристани называлась ...... Там жили...........

Задание №2 Соотнесите термин и определение:

старшие княжеские дружинники, свободные земледельцы- общинники, разорившиеся общинники, глава княжеского хозяйства

закупы, люди, бояре, огнищанин

4



© 2010-2022