- Преподавателю
- История
- Научная статья на тему: Печатные средства массовой информации в городе Туапсе и их влияние на общественное сознание
Научная статья на тему: Печатные средства массовой информации в городе Туапсе и их влияние на общественное сознание
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Лебединская Е.Г. |
Дата | 01.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Научная статья на тему:
Печатные средства массовой информации в городе Туапсе и их влияние на общественное сознание.
Преподаватель истории
Лебединская Е.Г.
Туапсе - 2016
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………… 3
Основная часть.
1. Краткий обзор печатных СМИ г. Туапсе……………………………………………….. 4
2. Факторы, определяющие эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан…………………………... 6
3. Определение степени популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе на основе исследований……………………… 6
3.1 Обзор материалов Интернет по поводу свободы печати в городе Туапсе… 6
3.2 Результаты проведения социологического опроса, проведенного среди жителей г. Туапсе о популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе……………………………7
Заключение…………………………………… 12
Список использованных источников и литературы…………………………………….. 13
Приложения…………………………………………………14
Введение.
В современном обществе велика роль средств массовой информации, в том числе печатных изданий.
Средства массовой информации активно влияют на народ и сознание и управляют общественным мнением. Применяя различные технологии, средства массовой информации направляют внимание людей на один темы и отвлекают от других. Это обусловлено самой природой периодических печатных изданий, так как они являются средствами связи, через них происходит передача информации, а значит, читатель подвергается воздействию со стороны источника, который, доставляя сведения, управляет тем, как воспринимает человек то или иное событие или поступки того или иного политика, общественного деятеля, рекламу компании или товаров и т.п. Одних политиков или общественных деятелей можно идеализировать, а других представлять с отрицательной стороны.
Средства массовой информации имеют в качестве своих учредителей властные или финансовые структуры. Поэтому в них освещается деятельность руководителей этих структур максимально положительно, часто при этом замалчивается или негативно искажается информация о работе других руководителей и политиков.
Значимость печатных средств массовой информации в процессе рекламирования товаров и услуг, а больше всего - для политических PR-акций способствовала тому, что они издавна заинтересовали ученых: социологов, политологов, психологов, правоведов и других. Изучение воздействия СМИ на массовое сознание началось еще в первой четверти XX века и в настоящее время не ослабевает интерес политиков и ученых к этой проблеме, так как есть возможность с помощью печатных средств управлять в первую очередь политическим процессом.
Средства массовой информации рассматриваются как средства передачи сведений, сообщений, оповещений с одной стороны и как общественная организация, рупор идей с другой стороны.
Существует много исследований в области воздействия средств массовой информации на создание положительного образа кого-либо или чего-либо в сознании людей. Одни ученые посвятили свои исследования воздействию слова на умы людей, другие - количества информации.
Однако в практической деятельности изучение СМИ сводится чаще всего к рейтингу популярности изданий, без акцента на исследовании содержания материала и форм его подачи.
К тому же от перенасыщения информацией иногда получают прямо противоположный эффект, когда люди уже не воспринимают поданное в печати или воспринимают это негативно.
Мне было интересно узнать, насколько эффективно воздействие СМИ на жителей моего родного города, насколько люди доверяют печатным изданиям и насколько СМИ зависят от своих учредителей и спонсоров, есть ли в городе средства массовой информации, которые туапсинцы считают независимыми.
Объектом исследования стали государственные и независимые печатные СМИ г. Туапсе.
Предмет исследования - отношение населения города Туапсе к различным СМИ.
Это исследование, на мой взгляд, имеет практическое значение для журналистов, которые могли бы задуматься о повышении степени доверия к печатным изданиям, в которых они работают, а читатели могли бы задуматься стоит ли верить всему, что печатают в периодических печатных изданиях.
1.Краткий обзор печатных СМИ г. Туапсе.
В последние годы ученые наблюдают рост интереса людей к местной печати и уменьшения количества подписки и продажи общенациональных газет. Население предпочитает прессу своего региона, где реально освещаются и решаются все их основные жизненные вопросы. «В отличие от общенациональной, федеральной (или так называемой центральной) прессы региональная обслуживает информационные потребности той читательской аудитории, которая ограничивается определенной областью, а не всей территорией страны. Эффективность подобного поведения печатных СМИ продиктована тем, что жители регионов России предпочитают читать «газеты, сообщающие им прежде всего о событиях и ситуациях в местной жизни»[1, с. 8].
В Туапсе есть печатные СМИ государственные и независимые, с разными формами собственности, различного содержания и направленности. Привожу их краткий обзор в виде таблицы.
Печатные средства массовой информации в г. Туапсе
Таблица 1.Название
Форма собственности
Учредитель
Содержание и направленность
«Туапсинские вести»
Государственная
Администрация МО г.Туапсе,
администрация МО Туапсинский район,
ГУП КК «ГИ «Периодика Кубани»,
ГУП КК «Редакция газеты «Туапсинские вести»
Общественно-политическая
«Мой Туапсе»
Муниципальная
Администрация МО г.Туапсе,
МУП «Мой Туапсе», ИТРК "Туапсе"
Общественно-политическая
«Черноморье сегодня»
Муниципальная
Администрация МО Туапсинский район
Общественно-политическая
«Туапсинские новости»
Частная
ООО "Редакция "Туапсинские новости"
Информационно-аналитическая
«Смайл.ру»
Муниципальная
Администрация МО Туапсинский район
Информационно-развлекательная
«Телевестник»
Частная
ООО «Рекламно-техническая фирма»
Информационная
«Салют, Орлёнок»
Государственная
ФГОУ ВДЦ «Орлёнок»
Детская
«Черноморская панорама»
Частная
Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю
Рекламно-информационная
«Телепанорама»
Частная
Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю
Рекламная
«Туапсинская панорама»
Частная
Российское международное агентство печати и информации по Краснодарскому краю
Информационно-рекламная
«Район сегодня»
Муниципальная
Администрация МО Туапсинский район
Общественно-политическая
«Церковные вести»
Приходская
Приход храма святителя Алексия
м. Московского
г. Туапсе
Информационно-просветительская
«Ленинский путь»
РК КПРФ г. Туапсе
Общественно-политическая
«Чистый город»
Независимая отраслевая
Экологическая
2. Факторы, определяющие эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан
Следует выделить ряд факторов, определяющих эффективность периодической печати на региональном уровне в области воздействия на массовое сознание горожан:
-
массовость печатных СМИ и их доступность для большинства населения;
-
удобное традиционное восприятие читателем информации на бумажном носителе, что способствует детальному ознакомлению с информацией и ее запоминанию;
-
простота в получении информации, содержащейся в газете: для этого не требуется никаких дополнительных приборов или устройств, цены на газеты доступны;
-
полнота информации, воспринимаемой сознанием читателя, который сам определяет характер и темп чтения газеты, что исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором. [1].
3. Определение степени популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе на основе исследований.
3.1 Обзор материалов Интернет по поводу свободы печати в городе Туапсе.
Анализируя материалы Интернет, я должна подчеркнуть, что мнения авторов публикаций, которые я привожу в данном исследовании, не всегда совпадают с моим личным мнением.
Анализ материалов Интернет о состоянии печатных СМИ в России позволяет отметить, что властные структуры вторгаются в редакционную политику средств массовой информации регионального уровня. Аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников в Ежемесячном бюллетене событий в средствах массовой информации в России отмечает, что «альянс руководителей региональных СМИ России выражает глубокую озабоченность по поводу участившихся в последнее время фактов вторжения властных структур краев, областей, республик в редакционную политику государственных и независимых СМИ, ущемления прав журналистов и ограничения прав граждан на доступ к информации» [2].
Среди многочисленных примеров, М. Мельников рассматривает и дело 33-летнего журналиста, активиста коммунистической партии туапсинца Сергея Рожкова, который был осужден на 3,5 года колонии-поселения за нападение на сотрудников милиции. Сергей Рожков занимался изучением обстоятельств проведения референдума по объединению города Туапсе и Туапсинского района, который прошел 2 декабря 2007 года. «Как пишут на сайте КПРФ, фальсификация волеизъявления жителей в качестве способа «объединения» была необходима властям, чтобы узаконить строительство нефтеналивного терминала в курортной зоне города» [2].
«Туапсинскому журналисту Сергею Рожкову «некие властные силы» подготовили серию серьезных испытаний», - утверждают в газете «Ленинский путь» [3]. Однако сейчас он оправдан и на свободе, узнаем мы из Ежемесячного бюллетеня событий в средствах массовой информации в России [2].
Много возмущенных публикаций в сети Интернет в связи с освещением в прессе событий 15 марта 2010 года в связи с выбросом ядовитых веществ на Туапсинском балкерном терминале и в связи с проведением экологических митингов по этому поводу. В сети Интернет осуждаются такие средства массовой информации за предвзятое и неправдивое освещение событий как газета «Туапсинские вести», ИТАР-ТАСС Кубань, «Комсомольская правда на Кубани». [4,5,6,7,8,9]. Возможно, их редакции сильно зависят от властных структур. «На уровне региона большая часть политической информации приходится именно на периодические издания. Поэтому явной становится зависимость многих общественно-политических СМИ от органов власти и политиков» [1].
3.2 Результаты проведения социологического опроса, проведенного среди жителей г. Туапсе о популярности и независимости печатных СМИ г. Туапсе.
Мною была составлена анкета с вопросами о печатных СМИ г. Туапсе [Приложение1]. 3 - 4 декабря 2010 года был произведен социологический опрос, в котором приняли участие 30 человек четырех возрастных категорий: 14 - 18, 18 - 30, 30-55, 55 и старше лет [Рисунок1]. Опрошенные принадлежат к разным социальным группам [Рисунок 2].
Рис.1. Возраст участников анкетирования.
Рис.2. Распределение анкетируемых по социальным группам.
Были заданы вопросы для определения рейтинга влияния печатных средств массовой информации среди других СМИ и между собой [Рисунок 3, Рисунок 4].
Рис. 3. Рейтинг популярности средств массовой информации.
Рис. 4. Рейтинг популярности печатных СМИ города Туапсе.
Анкетируемым были также заданы вопросы о степени доверия читателей к печатным СМИ города Туапсе и степени независимости их публикаций [Рисунок 5, Рисунок 6].
Рис. 5. Рейтинг по степени доверия читателей к печатным СМИ города Туапсе.
Рис. 6. Рейтинг печатных СМИ города по степени независимости их публикаций.
Заключение
Согласно социологическому опросу наибольшей популярностью у жителей города среди СМИ пользуется телевидение, наименьшей - радио. Среди печатных средств массовой информации наиболее известны газеты «Мой Туапсе», «Смайл.ру» и «Туапсинские вести».
Наибольшим доверием пользуются газеты «Смайл.ру» и «Мой Туапсе», несколько отстают «Туапсинские вести» и «Туапсинские новости».
Читатели считают, что самыми свободными и независимыми от властных структур и спонсоров являются газеты «Смайл.ру», «Мой Туапсе» и «Церковный вестник».
Популярность и высокий рейтинг молодежной газеты «Смайл.ру», возможно, обусловлена активностью и большим количеством участников анкетирования из числа студентов и учащихся.
Список использованных источников и литературы
-
Иванова Е. А. Региональные печатные СМИ как канал политических коммуникаций (Социологические аспекты), Волгоград, 2004
lib.ua-ru.net/diss/cont/125183.html
-
Мельников М.А Ежемесячный бюллетень событий в средствах массовой информации в России, выпуск №5, май 2010 года
cjes.ru/bulletins
-
// «Ленинский путь», №001, от 9мая 2007 года.
-
novayagazeta.ru/news
-
ewnc.org/node
-
narod.ru/disk/20230504000/Tetminal_Tyapse.avi
-
tsx-club.ru/forum
-
newtuapse.ru/novosti/skala.html
-
tyapce.ru/de/component/content/article
-
tuapsenews.ru/
-
media-kuban.ru/
-
kprf.ru/rus_soc/83145.html
-
media-kuban.ru/